Дорожная формула

ДОРОЖНАЯ ФОРМУЛА

На прошлогоднем автосалоне автозавод представил свои новые разработки – бортовой автомобиль 4х2 и самосвал 6х4 – прямые конкуренты МАЗу и КамАЗу. Для детального знакомства мы выбрали бортовой «Урал-6363» – первенец семейства.

ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ

У проходной завода скучал тентованный МАЗ-500 с казахстанскими номерами. Подошли познакомиться – уж очень необычно выглядел ветеран. Кабина на «жигулевских» пружинах, с поднятой более чем на полметра крышей, «восьмерка» ЯМЗ вместо «шестерки», дальнобойные баки, две запаски под платформой и угрожающе выдающийся вперед бампер. На нем, как на столе, завтракал владелец автомобиля. Узнав, что сейчас из ворот выедет первый магистральный «Урал», быстро свернул трапезу и изготовился к представлению. А нам было интересно мнение этого рукастого парня, собравшего себе такого кормильца. Он никогда не был в Москве, тем более на МИМСе, поэтому его живой интерес к новинке вполне понятен.

Створ заводских ворот «Урал» прошел как триумфальную арку, не было только оркестра, цветов, да и роль ликующих зрителей досталась нам. Издали, пока неразличимы надписи, его запросто можно принять за иномарку «бюджетной» серии. Низкая крыша, относительно узкая кабина, из-за которой выступают углы бортовой платформы. Ничего не поделаешь, все основные размеры соответствуют прототипу – «ИВЕКО-ТурбоСтар» начала 80-х.

Наш казахский эксперт сразу же забрался на водительское место. Оценил обзор (мазовские стойки ему давно намозолили глаза), удобную баранку, подрессоренное сиденье (только чуть люфтит на каркасе), классические цвета обивки кабины и панели приборов – сочетание серого и черного. Поинтересовался, почему нет ящиков под спальником и будет ли второй этаж – кабина-то двухместная, напарнику или пассажиру ночевать негде. С удовольствием отметил, что в ярославской «шестерке» теперь 300 «лошадей», и позавидовал девятиступенчатой коробке. Заводские забеспокоились – еще немного и «испытатель» попросит прокатиться, поэтому обсуждение плавно свернули. На том и расстались…

БОЛЬШЕГРУЗНЫЙ ДИВИЗИОН

Решение «РусПромАвто» организовать на УралАЗе производство магистральных грузовиков нетрудно понять – машины собираются продавать дешевле МАЗов при близких, если не лучших, характеристиках. Многие агрегаты и комплектующие делают на заводах РПА: двигатели и коробки – в Ярославле, рамы и кабины – в Миассе, передние и задние мосты – в Канаше. Только многое приходится подгонять под проект. Увеличивать долю производства двигателей ЯМЗ-7601 и ЯМЗ-7511, предусмотреть установку импортных дизелей. В Ярославле давно разработаны 12- и 16-ступенчатые КП, быть может, теперь их запустят в производство. Несмотря на одинаковый с миасскими четырехосниками профиль лонжеронов, рама будет своя. Чтобы максимально опустить V-образный мотор, спереди нужно развести лонжероны в стороны, как на МАЗах и «мерседесах». Кронштейны и траверсы впервые для УралАЗа крепят на болтах, планируют вводить холодную клепку и, в зависимости от назначения, раму усиливают вставками.

Тоннель кабины пока обрезают «болгаркой» – надо делать новые штампы. В планах – поднять крышу, сделать ровным пол и использовать место под очень глубокими колесными ар-ками.

Канашские автобусные мосты придется модернизировать – нужны другие передаточные числа редукторов, балки под большую нагрузку, а переднюю, кроме того, нужно еще и занизить на 100 мм. Машины опытной серии поставили на китайские мосты. Задние, с планетарными ступичными редукторами, блокировкой дифференциала, с АBS и барабанными тормозными механизмами с пневмоприводом.

Интересно, что в середине 50-х с помощью СССР в Китае наладили выпуск ЗИС-150. Так появился «Автозавод № 1», а сегодня FAW – «Первая автомобильная корпорация» готова помочь агрегатами бывшему «Урал-ЗИСу».

ЧТО ПОСЕЕШЬ…

Регулировка руля четырехгранным ключом осталась в прошлом. Теперь цанга ослабляется рычагом – вполне удобно. Подгоняю сиденье, поворачиваю ключ, и мотор без раздумий пускается в работу. Вибрации, свойственные V-образным «шестеркам» ЯМЗ, в кабину не проникают, зато шумов – в избытке, одному слою пенополиэтилена с фольгой их не сдержать. Очень легкая педаль сцепления – основную нагрузку взял на себя пневмоусилитель. А вот газ туговат, магистральному грузовику нужна мягкая педаль, иначе к концу дня нога устанет. Передачи включаются четко и с приемлемым усилием, но где же ручник? Камазовский кран уже лет 30 кочует по отечественным грузовикам и автобусам. Здесь он стоит слева чуть позади сиденья.

Однако, уже едем. Машина пустая, и потому быстро добираюсь до девятой передачи. По дороге «Урал» идет на удивление мягко. Шины «Медведь» и подвеска на длинных малолистовых рессорах не замечают мелких ухабов, а стабилизаторы надежно держат машину в поворотах.

Позже, для съемки съехали на подмокшую грунтовую площадку. Передние колеса чуть провалились в мягкий грунт, и порожняя машина забуксовала. Не помогла и блокировка дифференциала – не хватало сцепного веса на заднюю ось или более «зубастых» шин. Подвернувшийся «уазик», вгрызаясь на пониженной передаче всеми колесами в грунт, рыская и рыча, как барбос на цепи, выдернул-таки собрата знаменитых вездеходов на дорогу. Может быть, оно и правильно – пора «Уралу» выбираться из раскисшей колеи на асфальт?

Подпишитесь на «За рулем» в