Навигаторы: из экзотики в ширпотреб

Кажется, еще вчера навигатор виделся нам эдаким пришельцем из западных европ и навороченных «мерседесов». Однако небеса решили пошутить: теперь навигаторы пылятся на прилавках, а мы лениво смотрим на них и размышляем, какой выбрать? Цены – доступные, выбор – сумасшедший, а вот ясности в голове – ну никакой… Что взять-то?

Навигационные системы

Навигационные системы

Далеко собрались?

Совет первый: выбирать надо не навигатор, а заложенную в него программу! Точнее – навигационную систему и набор навигационных карт (системы и карты – вещи разные). Это первое, что нужно усвоить. А вот совет второй: необходимо решить, где мы с этим навигатором собираемся ездить? Это нужно продумать еще до похода в магазин, потому как универсального навигатора, лихо прокладывающего маршрут как по Елисейским Полям, так и по окрестностям Выдропужска, просто нет в природе. По крайней мере, сегодня.

Меньше всего проблем возникнет, как всегда, у москвичей и питерцев. Нужные им карты давным-давно проработаны практически всеми основными игроками рынка, а потому столичные жители могут позволить себе выбирать навигатор хоть по внешнему виду. Мол, дайте вон тот, синенький… А программы при этом могут быть разными. В Москве и Центральном регионе России меню обширное: «Навител Навигатор», iGO, «СитиГид» и «Прогород», заточенный специально под крупные мегаполисы.

Какую программу предпочесть? На наш взгляд, iGO – не лучший вариант: это венгерско-израильское творение неважно знает Россию, поскольку наша страна не является для разработчиков приоритетом. По маршруту, конечно, протащит, но без блеска. И вполне может запутаться в корпусах, строениях и прочих нашенских реалиях. Кроме того, могут быть проблемы с обновлениями карты. Впрочем, у iGO есть и большой плюс: суперпростой интерфейс. Эталон удобства! (Заметим, что создатели такой же программы «Прогород» равнялись именно на iGO.) Понятно, что в наших проблемах хорошо разбираются наши же программы – «Навител», «СитиГид», «Прогород». Если неохота вникать в тонкости интерфейса, то «Навител» лучше не брать, его простым не назовешь. Что касается двух наших столиц, то те же знатоки уверяют, что по Москве лучше ездить по «Прогороду», а в Питере подключать «СитиГид»: будете знать время разводки мостов. Обновление простое – через интернет.

Короче говоря, в перспективе лучше иметь в навигаторе несколько программ. Но на первое время вам это точно не понадобится.

Не Москва?

Как известно, Москва со всех сторон окружена Россией. А как найти, к примеру, улицу Лизюкова в Воронеже? Вот здесь начинаются серьезные трудности и кончаются легкие советы.

Хороших региональных карт для всей страны в России, увы, нет! То, что работает в Брянске, может дурить, к примеру, в Соликамске. Скажем, «Навител» работает в том же Воронеже, но начинает путаться в Верхнем Мамоне, до которого всего-то километров 200. Крупные города типа Екатеринбурга или Новосибирска, как правило, прорисованы хорошо, а вот с небольшими возможны проблемы. Поэтому правильный совет на все случаи жизни может быть только один: житель каждого населенного пункта должен методом проб и ошибок определять, что у него работает лучше. Неудобно, конечно, но выхода нет: терзайте продавцов, консультантов и прочих манагеров! Тем более, что даже наличие в навигационной программе, скажем, карты Краснозаборска, вовсе не влечет за собой вменяемую детализацию этой карты и актуальности данных на ней. На карте могут быть обозначены две-три центральные улицы, причем, по состоянию дел времен полета Гагарина.

Посему повторяем: изыщите возможность «полистать» на устройстве интересующую вас карту, чтобы проверить степень ее детализации и точность информации. Не стесняйтесь отыскать на экране то, что вам понадобится в первую очередь – начинайте хоть с собственной дачи! Это актуально и для жителей Подмосковья: в столице навигационная система может прекрасно работать, а вот после отдаления от МКАД километров на пятьдесят частенько случаются приступы амнезии. Поэтому не спешите лезть за кошельком.

Некоторые производители навигационных программ для оценки точности карт пользователями завели специальные интернет-странички (так назы-ваемые Web-GIS), на которых выложены все карты, включенные в програм-му. Например, такая страничка есть у «Прогорода»: www.pro-gorod.ru/maps.

А при путешествиях по регионам совет неожиданно упрощается: деваться просто некуда, потому под рукой нужно иметь хотя бы две (лучше три) навигационные системы. И все потому, что даже самые удачные карты могут не совпадать с тем, что виднеется за окном. Между прочим, для этого не обязательно покупать два автонавигатора: некоторые модели некоторых марок – например, все навигаторы «Лександ» (Lexand) – позволяют установить несколько программ, переключаясь между ними по мере необходимости. То есть нужно только купить лицензию на другие навигационные программы и поставить их на имеющийся навигатор. Другой вариант – использовать в качестве навигатора смартфон («умный» телефон) с GPS-приемником. В этом случае в устройство можно «залить» хоть десять навигационных программ, благо карточки памяти сейчас это позволяют.

Выбор «железа»

Разобравшись, наконец, с программами, можно выбирать сам навигатор. Это уже проще, потому что продавец сразу предложит вам те модели, которые поддерживают выбранную вами «математику». Конструктивно они весьма схожи, поэтому при выборе советуем ориентироваться на размер экрана. Универсальными считают устройства с диагональю 4,3–5 дюймов. На большом экране, понятное дело, лучше видно, но есть и минусы – если не оставлять навигатор в машине, а таскать его с собой, то знайте: в дамскую сумочку влезет не всякий. Забегая вперед, скажем, что очень большие навигаторы (например, на основе новомодного «Ай-Пода») могут при езде трястись так, что вместо облегчения вызовут лишь раздражение.

Второе требование к экрану – разрешающая способность. Попросите продавца включить одновременно несколько моделей и оцените разницу. Не замечаете, ну и слава богу. Заметили – приготовьтесь заплатить за хорошую картинку чуть больше.

Про энергопотребление можно не думать. Современный навигатор продержится без подзарядки часа полтора-два, поэтому без гнезда 12 В все равно не обойтись. То же относится к так называемому «пробочному» сервису: особой помощи в объезде заторов на практике ждать не стоит. К тому же любого рода «навороты» вряд ли оценит новичок. Что касается внешнего вида (качество пластика, величина зазоров и т. п.), то каждый должен решить, насколько это для него принципиально. Эстету больше понравятся «Пионер», «Навигон», «Лександ». Но имейте в виду: в «Пионере» наверняка будет установлена программа iGO – дальше, как говорится, смотри пункт первый…

Индивидуалисты

Отдельную нишу занимают автонавигаторы с программой собственной разработки «на борту» – «Гармин» (Garmin), «Том-Том» (TomTom), «Навигон» (Navigon). Все они добротно сделаны и стабильно работают, но в большинстве своем «шарахаются» от российских реалий. Исключение – «Гармин», который учитывает отечественные условия, хотя и отстает от лидеров рынка. Навигаторы этой марки особо любимы рыболовами, охотниками и прочими любителями бездорожья – за наличие детализированных топографических карт.

«Гармины» можно порекомендовать и городскому жителю, который любит по тому или иному поводу выбираться на природу. У них неплохая база актуальных региональных карт, которые могут понравиться тем, кто активно путешествует по стране, – в этом отношении «Гармин» может составить неплохую конкуренцию устройствам с «Навител Навигатором».

Глонасс или GPS?

Скажем сразу: новичку о национальности спутников можно не думать! Импортные изделия работают с GPS, а все наши разработки двухсистемны. Но большинство таких двухсистемных решений – в стадии разработки. По прогнозам, они появятся к лету–осени этого года. Важно просто знать, что одна система не замещает другую, а дополняет ее, повышая фактическую точность ориентации, – только и всего.

А написано – Тэтчер…

И наконец, последний совет. Тупо полагаясь во всем на электронные подсказки, мы частично лишаем себя удовольствия от вождения и порой вообще перестаем ориентироваться на местности. Кроме того, можно вспомнить и байки про блондинок, таранящих парапеты набережных, следуя подсказке глупого навигатора. Навигатор – это советник, а не командир на плацу. Впрочем, каждому – свое.

И еще: не забывайте о регулярном обновлении карт. Как и любая информация, электронная карта имеет тенденцию устаревать, поэтому имеет смысл обновлять ее хотя бы раз в год. Счастливого пути!

Подпишитесь на «За рулем» в