Осаго: январь наступил

ОСАГО: ЯНВАРЬ НАСТУПИЛ

СЛОВО НЕ РУБЛЬ - ОТ ДЕПУТАТА НЕ УБУДЕТ

А начиналось все, как водится, за здравие. Первого июля стали действовать некоторые положения Закона. В связи с чем в июле-августе к офисам страховых компаний дружно потянулись автовладельцы, "железные кони" которых нуждались в постановке на учет или в прохождении ТО, а также примкнувшие к ним особо сознательные автомобилисты. Страховщики обрадовались, посчитав, что при такой активности к началу 2004 года большая часть автовладельцев станет обладателями полиса ОСАГО. Не тут-то было! В сентябре по всей стране началась истерика, именуемая предвыборной кампанией, и чуть ли не каждый претендент на место в Думе нового созыва считал своим гражданским долгом перво-наперво пообещать избирателям отмену "автогражданки".

Партия была разыграна отменно. В прошлом номере мы писали: депутаты предыдущей Думы приняли в первом чтении законопроект, предлагающий отложить на год вступление в силу Закона об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев, при том что у этого документа нет шансов пройти второе и третье чтение. Мы не ошиблись в прогнозе. Судя по всему, народные избранники вообще на какое-то время забыли об "автогражданке". Только 28 ноября - в последний (!) день заседаний - они решили рассмотреть новый законопроект. Согласно ему, штрафы за невыполнение требований Закона начали бы взимать лишь с 1 июля 2004 года (а не с 1 января, как сейчас), проходить же техосмотр и совершать регистрационные действия с автомобилем владелец мог бы без полиса ОСАГО. Самое смешное, как депутаты мотивировали необходимость принятия этих поправок: по их подсчетам, к концу ноября 80% автовладельцев все еще не были застрахованы. То есть думцы попросту заботились об избирателях, пытались вытащить их из болота, в которое сами же до этого загнали...

Страховщики схватились было за голову. По словам президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгения Кургина, если полис ОСАГО не будут требовать при прохождении ТО и совершении регистрационных действий, с программой обязательного страхования гражданской ответственности можно распрощаться. Закон просто перестанет работать. К счастью, рассматривать абсурдный законопроект никто не стал. Та же Дума отказалась включить в повестку дня последнего заседания "страховые разборки". Впрочем, даже если бы депутаты приняли поправки к Закону, это вряд ли что-то изменило. К тому моменту президент и правительство четко обозначили свою позицию: власти страны категорически против внесения любых изменений в Закон.

ВЕСНА ИДЕТ, ВЕСНЕ ДОРОГУ

Говорят, что в ноябре не захотели перемен просто потому, что запланировали их на конец января. Как заявил первый замминистра финансов Сергей Шаталов, в двадцатых числах января на основании статистики по сборам взносов и выплат компенсаций страховыми компаниями, участвующими в программе ОСАГО, будут подготовлены предложения о снижении базового тарифа. Возможно, к концу апреля текущего года они вступят в силу.

Иначе смотрит на ситуацию президент РСА Евгений Кургин.

- Раньше марта говорить не то что о снижении базового тарифа, вообще ни о каких, даже самых незначительных поправках к Закону не стоит. Дайте Закону поработать в полную силу хотя бы чуть-чуть ! С июля по декабрь действовали лишь некоторые положения Закона. Большая часть автовладельцев занимала выжидательную позицию, не страховала свою гражданскую ответственность, так о какой статистике может идти речь в январе? Собрать более-менее полную и объективную информацию можно будет лишь осенью текущего года. А начинать вести разговоры о поправках к Закону, снижении тарифов, введении скидок для льготников и пенсионеров стоит не раньше весны 2005 года.

Посмотрим, как будут развиваться события, но в общем ждать чуда не приходится. И если вы еще не обременены полисом ОСАГО, бегите скорее страховаться. Штрафы за отсутствие страховки "кусаются": расстаться придется с 500-800 руб.

Подпишитесь на «За рулем» в