МОДЕРНИЗАЦИЯ или РАБОТА НАД ОШИБКАМИ?

МОДЕРНИЗАЦИЯ или РАБОТА НАД ОШИБКАМИ?

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/ЧТО БЫЛО,

ЧТО БУДЕТ

МОДЕРНИЗАЦИЯ или РАБОТА НАД ОШИБКАМИ?

КАК ИЗМЕНИЛОСЬ "ДЕСЯТОЕ" СЕМЕЙСТВО ЗА ГОДЫ ВЫПУСКА

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ МИШИН

Первые VAZ 2110 сошли с конвейера в августе 1996-го, а в ноябре поступили в продажу. С того момента заводчане постоянно что-то улучшали, исправляли и модернизировали.

Примерно через месяц после появления первых товарных машин крышку багажника "десятки" усилили трубой-поперечиной. Без нее крышку можно было захлопнуть, только взявшись рукой за середину - иначе она перекашивалась и не попадала в замок. Доработанная крышка жестче, закрывать ее можно и за край.

Еще через два-три месяца после начала выпуска отказались от дизайнерского "изыска" - чернения верхних рамок дверей. Процедура окраски упростилась, а автомобиль не стал выглядеть хуже.

Вначале "десятки" сходили с конвейера с фарами чешского производства. Сегодня зарубежную оптику не применяют, устанавливают отечественные фары СП "Бош-Рязань" или сделанные в Киржаче. Последние по конструкции аналогичны чешским. Передние "поворотники" тоже изменились. Раньше они были с дополнительными оранжевыми колпачками (их прятали за белыми стеклами, чтобы не выгорали на солнце). Теперь ставят лампочки с желтой колбой, а сам рассеиватель - из менее хрупкой пластмассы. Еще одно новшество: уплотнители задних комбинированных фонарей из губчатой резины пришли на смену серым пенопленовым.

В 1997 году ВАЗ освоил бамперы из модифицированного полипропилена. Этот материал хорошо держит форму и позволяет достичь равномерных зазоров на стыках бампера с элементами кузова. Однако у владельцев "десяток" пользуются спросом и полиуретановые сызранские (материал аналогичен тому, из которого сделаны бамперы "самар"). Эти, может быть, менее элегантны, зато прочнее - они лучше держат легкие удары.

В том же 1997 году "десятка" получила "собственную" нишу для запасного колеса (до этого ставилась деталь от VAZ 2108). Новая чуть просторнее, запаска лежит в ней ближе к бамперу и "лицом" вниз, так что внутреннее пространство колесного диска используется для хранения мелочей.

Усовершенствована конструкция стеклоочистителя. Он стал модульным - собирается заранее на одной балке, играющей роль своеобразного подрамника, который крепится к кузову только в двух точках. Раньше оси рычагов и редуктор монтировались на кузове раздельно и лишь потом связывались. Одновременно изменили форму левого рычага (поводка щетки), чтобы исключить его контакт с "жабо" при работе. Появились и спойлеры для аэродинамического прижима щеток к стеклу на высоких скоростях.

Модернизацию салона начали с верхних поручней: прежние были неудачного сечения и излишне мягкие. Новые - иной формы, из более твердого материала. Чуть позже, в начале 1998-го, заменили внутренние ручки дверей - на изделия старого образца было много нареканий. Нынешние и в руке лежат хорошо, не царапая острыми кромками, и не рассыпаются при хлопках дверью. Доработана также панель приборов - правда, неспециалист этого не увидит. Радиусы верхней накладки сделали плавнее, чтобы в углах не появлялись вспучивания, складки и утяжки.

Стали другими подкрылки передних колес: формованно-клееные уступили место литым измененной конфигурации - более прочным и долговечным.

В том же 1998 году внедрен бензобак, отличающийся от прежнего геометрией и технологией сварки.

С одним из самых досадных проколов - внезапно лопавшимися задними стеклами - разобрались окончательно. Ныне дефект полностью устранен. Машины комплектуют стеклами из Саратова и Бора толщиной 4 мм, откорректированы форма проема под стекло и технология его вклеивания.

Об уплотнителях разговор особый. Поначалу почти все "резинки", изготовленные из сантопрена, поставляла югославская фирма ASM. Сегодня от импорта отказались, и эти детали - резиновые - поступают из Балакова. Конструкцию и материал уплотнителей для ветрового и заднего стекол меняли три раза. Последняя модификация отличается от предыдущих отсутствием угловых ушек. Несколько раз модернизировали и уплотнители опускных стекол. Верхние (те, что заправлены в рамки дверей) сейчас имеют 4-миллиметровую кромку, выходящую на внешнюю часть рамки. Они чуть грубее старых (возможны небольшие гофры в углах), зато фиксируются в проеме куда надежнее. Новые нижние уплотнители (те, что расположены горизонтально) теперь хорошо перекрывают щель между кузовом и стеклом, не задираются при его подъеме. Своеобразный рекордсмен по части переработок - пластмассовая рамка небольшого стекла-треугольничка. В силу разных причин ее конструкцию меняли пять раз! Последнее усовершенствование связано как раз с переходом на новый уплотнитель заднего стекла.

Завод осваивает модернизированный отопитель 2110-01. Его отличие - повышенная производительность благодаря исключению частичной рециркуляции воздуха и увеличению входного проема. Изменен алгоритм работы электронного блока системы управления отопителем (САУО). Теперь в автоматическом режиме он в первую очередь регулирует температуру (положение заслонки радиатора), отдавая при этом приоритет самой малой скорости вращения вентилятора. Кроме того, осваивается выпуск дефлекторов вентиляции увеличенного размера. Их центральный блок отличает горизонтальный рычаг для распределения воздушных потоков. Разрабатывается и вариант ручного управления отопителем. Им будут комплектовать часть машин "десятого" семейства. Такое решение, во-первых, избавит водителя от капризов автоматики, а во-вторых, удешевит автомобиль. На конвейере вовсю "обкатывают" установку кондиционеров на автомобили с 16-клапанным двигателем VAZ 2112. Пока это американский "Фриджет" - по 300-500 штук ежемесячно.

С осени 2000 года "десятки" комплектуют рулевым механизмом с переменным шагом рейки. Благодаря этому снижено усилие на руле в крайних положениях на 15-20%, что облегчило парковку. Также разработана конструкция гидроусилителя на базе известного ZF. Он будет стоить примерно 500 долларов. Однако производство комплектующих к нему пока не налажено.

Участившиеся случаи поломок в коробке передач заставили модернизировать ее в экстренном порядке. Изменена технология изготовления вторичного вала, увеличен диаметр канавки под стопорное кольцо, доработано само кольцо. Автомобили с модифицированными коробками передач успешно прошли ускоренные ресурсные испытания по спецпрограмме.

В рамках "антимонопольной" программы, помимо термостатов из Ставрова, устанавливают и так называемые высокие термостаты (поставщик - ЗАО "Орлэкс" из Орла) двух моделей: 2109-1306010 для карбюраторных двигателей и 21082-1306010 для моторов VAZ 2111, 2112 с распределенным впрыском.

Адаптирована "бошевская" антиблокировочная система тормозов, согласованная с блоком управления впрыском "Январь-5.1". Но пока у АБС те же проблемы, что у гидроусилителя - не хватает средств для освоения производства. А вот подушка безопасности, встроенная в рулевое колесо, уже готова и ждет заказов от зарубежных дилеров. Установка подушки обойдется им в 150 долларов.

Ближайшие планы завода - в течение 2001 года обновить интерьер "десяток" и в очередной раз улучшить систему отопления и вентиляции. А на 2002 год запланировано изменение внешности (фейслифтинг) всего "десятого" семейства.

Основные изменения автомобилей "десятого" семейства.

Подпишитесь на «За рулем» в