Не спи за рулем! заложники морфея

НЕ СПИ ЗА РУЛЕМ! ЗАЛОЖНИКИ МОРФЕЯ

КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"

совет безопасности

НЕ СПИ ЗА РУЛЕМ! ЗАЛОЖНИКИ МОРФЕЯ

АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ, ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ

Никто не может сказать, когда и как это с ним случается. Но случается непременно. Когда желание отдохнуть уступает место сну, когда Морфей, бог сновидений, берет вас в свои объятия, все происходит естественно, незаметно, как-то само собой.

БЫВАЕТ И ТАК...

Знакомый режиссер рассказывал, как после суток, проведенных за монтажом телепередачи, заснул за рулем прямо на московской улице. И совершенно не помнит, как добирался до дома. Разбудила его, спящего на баранке собственной машины у подъезда, жена, вышедшая погулять с собакой.

Еще один наш приятель очнулся ото сна на снежном поле где-то на Орловщине. Потом долго искал трактор, чтобы вызволить свою чудом не пострадавшую "шестерку" из белого плена.

Обе истории объединяет счастливый конец, и то, что их участники могут благодарить судьбу и травить в дружеской компании шоферские байки. Увы, печальных примеров куда больше, о некоторых некому уже рассказать.

В дорожно-транспортных происшествиях в прошлом году в России погибло 33 243 человека, а ранено 215 678. Отдельной статистики заснувших за рулем не ведется. Поэтому скольких несчастных увел Морфей в царство Аида, не скажет никто.

ДИАГНОЗ - ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ

Те немногие, кто по стечению обстоятельств (отрезвляющий толчок от неровности на обочине или испуганный окрик пассажира) избежал гибели или серьезной аварии, родились в рубашке. Страшно то, что при закрытых глазах остается иллюзорная картина окружающей обстановки.

Предпосылки, как правило, банальны - попытка в "один присест" добраться до удаленного места отдыха или возвратиться домой, поставив собственный рекорд средней скорости.

Где же та грань, когда нарастающая усталость становится опасной, и как определить ее критический уровень, способный привести к аварии?

Вот что говорит врач восстановительной медицины, кандидат медицинских наук Евгений Васильевич Медведев.

- Сначала водитель ощущает тяжесть в межлопаточной области, затылке и шейном отделе позвоночника. Затем появляется рябь или мелькание в глазах, у кого-то возникает пелена перед глазами, которую хочется невольно сбросить. Обратите внимание, что состояние, когда слипаются глаза, - это уже фактически сон. Кстати, нередки и другие случаи: человек засыпает с открытыми глазами.

Дальнейшее погружение в забытье сопровождается потерей связи с автомобилем. Именно в этот момент, - заключает Медведев, - важно остановиться.

Одна из серьезных опасностей сна за рулем состоит в том, что рука водителя не отпускает "штурвала" и неосознанно может направить автомобиль на встречную полосу.

Что представляет бо'льшую опасность для человека - монотонная загородная дорога или интенсивное городское движение?

На первый взгляд, в городской суете заснуть труднее, если вообще это возможно. И все же с точки зрения утомления город опаснее загородного шоссе. Особенно в жару.

По словам доктора Медведева, один час работы в условиях интенсивного движения в городе приравнивается к шести часам физического труда. Высоки нагрузки на нервную систему и глаза. Не добавляют бодрости и выхлопные газы. Постоянно возникают стрессовые ситуации: например, человек торопится, а попадает в одну пробку, другую...

УЗНАЙ СЕБЯ САМ

В западных странах время непрерывного пребывания за рулем тяжелых грузовиков и междугородных автобусов ограничено четырьмя часами, а общее, в течение суток, не более 12 часов. Такой транспорт в законодательном порядке оборудуется тахографами, регистрирующими режим движения. Водителю, нарушившему предписание, по меньшей мере гарантирован серьезный штраф, возможна и потеря лицензии. Кто-то возразит, мол, эти ограничения касаются профессионалов, а водители небольших коммерческих и легковых автомобилей совсем другое дело. И будет в корне не прав. И в том и в другом случае речь идет о людях, об их возможностях. К тому же у многоопытных дальнобойщиков и навыков больше, и тренированность лучше.

По словам доктора Медведева, после 12 часов, проведенных за рулем, риск засыпания становится очень велик.

В России законодательных ограничений времени непрерывного управления автомобилем нет. Решение - продолжать движение или прогуляться после непродолжительного сна, остается за вами. Все зависит от трезвой самооценки.

Для людей с высокой активностью (холерическим складом характера) критическим режимом будет монотонный, для флегматика, наоборот, интенсивный. И в том и другом сочетании утомление будет наступать весьма быстро.

РАДИКАЛЬНОЕ СРЕДСТВО - СОН

А что нужно делать, чтобы снять с себя сонливость и продержаться еще, скажем, час?

- Против сонливости лучшее лекарство... сон. Хотя бы 10-20 минут.

Не рекомендуется сбивать сонливость с помощью чая или кофе. Бодрящий эффект кофе скоротечен. Более того, когда его действие закончится, порог сонливости снижается и противостоять сну становится труднее. Лучше пожевать дольку лимона.

Кстати, склонность к засыпанию за рулем часто проявляется после еды. Наиболее опасное время - 20 минут после принятия пищи, когда она начинает усваиваться.

Ото сна может отвлечь разговор с попутчиком или ритмичная, но не оглушающая музыка. Уменьшить сонливость можно, снизив температуру воздуха в салоне.

Не побоимся показаться банальными и напомним еще раз: по возможности откажитесь от поездки на автомобиле, если не удалось или почти не удалось поспать. Тем более, если обострилось хроническое заболевание или появились признаки недомогания от простуды или вирусной инфекции. Остерегайтесь приема лекарственных препаратов, вызывающих сонливость. И уж, конечно, накануне дальней поездки не злоупотребляйте алкоголем. В дороге не пренебрегайте и такой, казалось бы, мелочью, как очки. Если они вам предписаны, воспользуйтесь ими даже при короткой поездке.

В общем же, шансов не стать заложником Морфея у всех достаточно. Пользуйтесь!

ЕСЛИ ХОЧЕТСЯ СПАТЬ

При появлении первых признаков засыпания остановите машину. Чтобы временно отогнать сон, можно помассировать уши, начиная от мочек по краю до верхней части. Затем пять-шесть раз надавить затылком на подголовник, задерживаясь каждый раз в напряженном состоянии четыре-шесть секунд. Можно помассировать шею, потереть ладони. Очень эффективен обычно межпальцевый массаж. Для этого скрестите пальцы и начните интенсивно движение в противоположные стороны. При этом включаются рефлексогенные зоны. Помассируйте ладонями тыльные стороны кистей рук.

После этих нехитрых процедур нужно расслабиться, накрыть глаза ладонями, под ладонями закрыть глаза и побыть в таком положении от 30 секунд до полутора минут. Потом выйти из машины, сделать восемь-десять глубоких вдохов и выдохов, два-три приседания.

Подремать бы сейчас...

На секунду веки прикрою

Не спать, не спать!!!

Глаза слипаются...

Может, неудобная поза отгонит сон?

Заснуть и...

Подпишитесь на «За рулем» в