Опрос ЗР: готовы ли 16-летние управлять автомобилем

Недавно зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин выступил с идеей разрешить подросткам с 16 лет управлять автомобилем. Правда, в присутствии взрослого и без выезда на федеральные трассы. Общественность это известие взбудоражило, и мы поспешили узнать мнение наших читателей по данному вопросу. Выяснилось, что большинство к нововведению не готово.

Депутаты вновь подняли вопрос о снижении возрастного порога для автомобилистов. Снова кивают на Запад, да и в России многие мальчишки еще до получения прав уже умеют сносно водить автомобиль, особенно если в семье есть заядлые автомобилисты. Не пора ли узаконить права для подростков? Мы тоже поинтересовались мнением наших читателей.

Собственно вопросов было два: «В России 16-летним предлагают давать права (но вождение разрешить только в сопровождении взрослого). Как вы к этому относитесь?» и «Готовы ли вы посадить своего 16-летнего ребенка за руль?».

65% наших читателей нововведение не одобряют, причем 51% полагает, что это приведет к росту аварийности. Из них 62% не посадили бы своего ребенка за руль, потому что «еще рано», а вот 35% руль доверили бы, причем 3% из них уже разрешают отпрыску водить свой автомобиль. Надеемся, что в присутствии взрослого.

Начальник отдела спецпроектов и программ департамента по молодежной политике университета «Синергия» Анатолий Щербаков отмечает, что сегодня подобная практика успешно прижилась уже во многих странах. Так, в разных штатах США минимальный возраст водителей варьируется от 14 до 17 лет. Безопасность молодых водителей там хорошо охраняется: законодательство регламентирует количество несовершеннолетних пассажиров в машине и возможное для поездок время суток. В России планируют ввести более строгие правила для подростков-водителей. Спикер надеется, что опыт зарубежных коллег позволит законодателям учесть множество необходимых нюансов и избежать нежелательных последствий.

Александр Павлов, директор по операциям FM Logistic, также не видит ничего плохого в том, чтобы выдавать права с 16 лет, и своего сына посадил бы за руль в этом возрасте. Тем более в свете последнего ужесточения требований к обучению в автошколах. «Единственное необходимое условие — абсолютная прозрачность итоговых экзаменов, как по теоретической части, так и по практической. И не думаю, что аварийность на дороге зависит от возраста».

Свое мнение по этому вопросу есть и у председателя правления НП «Гильдия автошкол» Сергея Лобарева. Он не отрицает, что сама идея правильная, и вообще детей как можно раньше нужно знакомить с правилами дорожного движения и с правилами поведения на дороге. Но в настоящий момент единой системы автообразования в России нет, хотя и есть понимание того, как эта система может быть выстроена. Она должна включать три уровня подготовки. Первый — доавтошкольный, или начальное обучение в средних школах. Те уроки ОБЖ, которые есть сейчас и в которых предусмотрены 2-3 часа на факультатив «Как спастись на дороге», не дают ученикам даже базовых знаний, а в школах крайне мало педагогов по-настоящему компетентных в ПДД. Специалисты же полагают, что обязательная программа поведения на дороге жизненно необходима. По сравнению с прошлым веком ситуация изменилась – соседствовать на дороге могут уже не 3, как раньше, а 33 и больше машин в минуту. Далеко не все водители соблюдают правила, и дети должны об этом знать. Именно в школе нужно воспитывать культуру поведения на дороге – как водителя, так и пешехода. Знаний типа «красный-желтый-зеленый» уже недостаточно.

Второй уровень подготовки – автошкольный. Здесь очевидна проблема неэффективности образовательных программ, которые к тому же не соответствуют европейской системе. А ведь многие получающие права в России хотят водить автомобиль и в Европе, и в других странах мира. Новые требования к учебным программам по подготовке профессиональных водителей транспортных средств и к материально-технической базе автошкол прописаны в приказе Минобрнауки, который вступил в силу 12 августа этого года. Новые требования содержат много теории, зачастую не нужной водителю-любителю. Оформление путевых листов, распределение промышленных грузов, самостоятельный ремонт автомобиля и другие спорные темы по новым программам нужно изучать 134 часа, в то время как на практические занятия – самую важную часть обучения – отводится всего 56 часов. А ведь самое главное – это качество обучения и жесткие проверки готовности водителей к выезду на городские дороги и трассы.

Третий уровень подготовки – поставтошкольный. В Европе давно отработана практика контроля за каждым водителем, едва получившим водительские права. В России ничего такого нет, человек сдал экзамены, и его дальнейшая судьба уже никого не волнует, что в корне неверно.

«Сегодня мотоцикл или мопед хочет водить почти каждый подросток шестнадцати лет, но по закону сесть за руль этого ТС ему удастся только в восемнадцать. Почему же права на машину предлагается разрешить получать с 16 лет? Готово ли к этому наше общество, наша образовательная система? Наше экспертное мнение – нет. В условиях отсутствия единой системы автообразования, в период коллапса в нашей профессиональной сфере, в момент отсутствия адекватных современных программ обучения сажать за руль молодых не стоит. А вот первоочередные задачи автообразовательной сферы надо решать срочно, иначе и квалифицированные преподавательские кадры разбегутся, цены за обучение взлетят до небес, статистика ДТП будет по-прежнему стремительно расти, а на дорогах гибнуть люди. Вот о чем сейчас следует думать нашим законотворцам», — полагает Сергей Лобарев.

Подпишитесь на «За рулем» в