Ветераны войны и труда

ВЕТЕРАНЫ ВОЙНЫ И ТРУДА

КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"

у камина

МУЗЕЙ ВОЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

ВЕТЕРАНЫ ВОЙНЫ И ТРУДА

СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

На окраине Рязани, на территории Военного автомобильного института размещена малоизвестная, но богатая и во многом уникальная коллекция. К тому же одна из крупнейших в стране - более ста машин.

Особенность этого музея связана с военной "пропиской". На открытых площадках и под крышами ангаров собраны почти все отечественные машины, служившие в армии начиная с 1930-х гг. Полуторка ГАЗ-А и трехтонка ЗИС-5 - самые массовые грузовики предвоенных и фронтовых лет - соседствуют с союзником, "Студебекером-US 6". Кстати, этот "студер" - один из немногих хорошо сохранившихся в России американских грузовиков времен Второй мировой.

Конечно, наиболее полно в Рязанском музее представлена послевоенная отечественная история. Собрание грузовиков, без преувеличения, на сегодня - наиболее полное в стране. Нынче даже ЗИС-151 и ГАЗ-63, прилично сохранившиеся, не сгнившие, увидеть очень непросто. В Рязани бережно сохранили в прошлом массовые, а ныне редкие "захары" и "газоны", служившие как в армии, так и на гражданке, а также тяжелые полноприводные грузовики более редких моделей, гусеничные тягачи.

В музее института есть и легковые машины, в том числе такие известные, как "эмка" и ГАЗ-67Б. Шеренгу послевоенных моделей, начатую "Победой", ЗИС-110 и ЗИМом, завершает совсем не старая, зато редкая "Волга" GAZ 3105.

Но "жемчужины" рязанской коллекции - несерийные, по-настоящему уникальные, изготовленные порой лишь в нескольких экземплярах автомобили. В разные годы их обкатывали в подмосковном НИИИ-21 - исследовательском и испытательном институте Министерства обороны. По той или иной причине на вооружение не приняли, но, к счастью, и на свалку не выбросили, а передали в музей рязанского института.

В ряду раритетов, одетых в армейский камуфляж, - несколько малоизвестных ульяновских машин. В их числе удачный по конструкции УАЗ-3172, который не стал серийным лишь потому, что родился в годы политических и экономических катаклизмов - на рубеже 90-х, а также плавающий "уазик" с грозным, но, увы, не оригинальным именем "Ягуар". Почитатели вседорожников могут поближе познакомиться с амфибией ВАЗ-2122, созданной на базе "Нивы", ЛуАЗом с... тремя ведущими мостами, другими редкими, интересными автомобилями.

Не все машины рязанского собрания дожили до наших дней в идеально первозданном виде. Некоторые требуют более тщательной реставрации, замены неродных деталей оригинальными. Но были бы автомобили, страсть к старому "железу", средства и время... Зато уже сегодня машины из институтского музея можно увидеть не только в Рязани. Стараниями преподавателей и курсантов многие автомобили-ветераны поддерживаются на ходу и регулярно выезжают в пробеги.

Амфибию ВАЗ-2122 создали на базе "Нивы" в середине 70-х.

ЛуАЗ-1901, оснащенный экспериментальным трехцилиндровым харьковским дизелем, носил гражданское имя "Геолог" (внизу).

МУЗЕЙ ВОЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Рязань, Октябрьский военный городок, Военный автомобильный институт.

Часы работы: с 10 до 17,

обед: с 13 до 14

Выходные: последняя пятница месяца.

Подпишитесь на «За рулем» в