МОСКВАДорогиІ ЭкспериментДорожный просветС колейностью, шипами и последствиями скачков температуры в столице борются на отдельных участках дорогесна для ученых, занимающихся экспериментальными дорожными технологиями, – время подведения итогов. Чаще всего именно по окончании зимы становится ясно, насколько оправдали ожидания разработчиков покрытия на опытных участках. Ведь позади у них серьезная проверка на прочность – испытание холодами, перепадами температуры, противогололедными реагентами и, конечно же, шипованной резиной.ВВ списках не значатся…Один из таких экспериментальных участков находится на Волочаевской улице, где еще в конце лета 2007 года было уложено 7000 кв. м вибролитого асфальтобетона, армированного высокощебенистым асфальтобетоном. Главное достоинство этого покрытия – долговечность (без капремонта оно может служить порядка 10 лет) в сочетании с устойчивостьюк трещинам и колее, а также шероховатость, обеспечивающая хорошее сцепление колес с дорогой. Как показали без малого два года его эксплуатации, причем весьма интенсивной (кроме автомобилей по Волочаевской ездят еще и трамваи), новая технология зарекомендовала себя наилучшим образом. Асфальтобетон «перезимовал» уже второй раз и несмотря на многочисленные температурные скачки через ноль, особенно в минувшем сезоне, по-прежнему выглядит бойцом: на нем не образовалось ни микротрещин, ни трещин, ни тем более ям и колей. По мнению Михаила Мелик-Багдасарова, руководителя ЗАО «Асфальттехмаш», создавшего эту технологию, эксплуатационные качества покрытия со временем даже улучшились: под воздействием механической нагрузки щебень лишь рельефнее «проявился» на покрытии, сделав его еще более шероховатым, а значит, и более безопасным для движения. Единственное, что огорчает разработчиков, – разрушение экспериментального материала в том месте, где дорожное полотно проходит вплотную к старым трамвайным путям. Они сильно провисают, в результате чего вагоны имеют очень низкую посадку и постоянно задевают колесами о кромку асфальтобетона, превращая ее буквально в «махры». По уму, рельсы надо менять, срезав затем и поврежденные края покрытия, однако нет ни-каких гарантий, что вместе с ними коммунальщики, по своему обыкновению, не сдерут последнее целиком. Поэтому в «Асфальттехмаше» со сложившейся ситуацией смирились – пусть лучше все остается как есть. Но ведь трамваи так тоже долго не проездят... Кстати, Департамент ЖКХ еще осенью 2008 г. признал эксперимент на Волочаевской успешным и тогда же громогласно заявил, что его необходимо перенести на другие объекты. «Списки выбранных для этого дорог формируются», – отвечали там… Увы, никаких списков по сей день никто не видел. Во всяком случае, дополнительных предложений по устройству инновационного покрытия «Асфальттехмашу» от чиновников не поступало.Шипы – не розы!Еще один эксперимент с дорожными материалами «Асфальттехмаш» проводит за МКАД, на Новорязанском шоссе (стартовал он на пару месяцев позже Волочаевского). Здесь на площади 40 000 кв. м тонким слоем (2,5 см) была уложена специальная вязко-пластичная асфальтобетонная смесь, приготовленная при очень высокой температуре и также содержащая большое количество щебенки. По расчетам разработчиков, благодаря этой технологии опытное покрытие должно было продемонстрировать устойчивость к образованию колеи, из-за которой на этом участке шоссе не раз происходили аварии. Первую зиму оно действительно пережило безупречно, но вот после второй, как выяснилось, возникли проблемы. – Та сторона дороги, по которой автомобили едут в область, по-прежнему выглядит идеально. Однако с противоположной стороны, где движение более скоростное (поскольку оно в направлении Москвы), на крайней левой полосе появились признаки износа от шипованной резины. Но дальнейшее совершенствование технологии позволит свести к минимуму этот недостаток, – считает Михаил Саркисович. По его словам, сейчас «Асфальттехмаш» активно занимается и другим направлением – разработкой перспективных конструкций дорожных одежд с использованием в основании специального гибкого асфальтобетона, предотвращающего образование и распространение трещин по всей толщине дорожной одежды, включая и покрытие. В прошлом году заложен опытный участок (в Пермском крае), и первые результаты будут получены совсем скоро.Асфальт с утилемПродолжаются испытания различных модификаций асфальта, в вяжущее вещество которого (битум) добавляется особым образом модифицированная тонкодисперсная резина «унирем». Такие покрытия были недавно4№9І май 2009 І За рулем – Регион Дорогиуложены, в частности, на Масловке и Башиловской улице. По итогам их эксплуатации в зимний период можно констатировать, что достоинства этого асфальтобетона ожидания дорожников оправдали лишь частично: трещины на покрытии все-таки появились. То же самое, кстати, относится и к другому «резиновому» материалу – битреку, который уже получил достаточно широкое распространение в столичном дорожном строительстве. Как показывает практика, разрушается он примерно с той же скоростью, что и обычный асфальтобетон. го и, мало того, требует четкого следования определенным технологиям, что при нашей культуре производства практически недостижимо. Поэтому на сегодняшний день применение сероасфальтобетона ограничивается в основном экспериментами, и все разговоры о его перспективности сходят на нет.І ЭкспериментНовым асфальтом по разрухе!Испытания экспериментального материала уже два года идут на Волочаевской улицеак мы уже рассказывали, принципиальным его новшеством является совмещение в одном покрытии двух совершенно разных асфальтобетонных материалов: литого асфальта и щебеночно-мастичной смеси. Причем сначала на обновляемый участок дороги заливается традиционный асфальт, а потом в него сверху впрессовывается тонкий (1–1,5 см) слой смеси с высоким содержанием щебня. Получающаяся в результате субстанция объединяет в себе пластичность литой смеси и износостойкость щебенки. Двухслойная укладка не дает попасть воде внутрь дорожного покрытия. А именно из-за этого образуются трещины и выбоины. Наибольшее разрушение происходит, когда вода замерзает внутри асфальта. Новое покрытие стоит на 15–20% дороже, чем обычный асфальт. Однако если он окажется настолько долговечным, как обещают разработчики, разница в стоимости окупится. Плюс к этому не нужно забывать, что чем реже нужно ремонтировать дорогу, тем меньше там пробок. Минуло два года, и корреспондент ГЗР отправился посмотреть на «чудо-асфальт». Пока я добирался до Волочаевской улицы, у меня была масса примеров для сравнения. Классические трещины, выбоины, заплатки. Собственно, как всегда. Место для эксперимента выбрали удачно. Эдакая среднестатистическая и ничем не примечательная улица. Посередине трамвайные пути. Поток автомобилей ненапряженный, но постоянный. По большей части это легковые автомобили, слегка разбавленные случайными грузовиками. Иду вдоль дороги и сосредоточенно смотрю под ноги. Внешне экспериментальное покрытие не сильно отличается от остального, виденного мною асфальта. Такое же серое и с грязью у обочин. За одним исключением – на нем нет трещин. Ни одной. Я прошел все 700 м, на которых проводятся испытания. Ни колей, ни ям, ни чего бы то ни было похожего. Потрясающе. Для сравнения: на трамвайных путях лежал не экспериментальный асфальт. Дорожное покрытие междуНа стадии пробиванияЧто касается других дорожных инноваций, то, как мы уже писали, сейчас межрегиональная общественная организация автомобилистов «Свобода Выбора» пробивает эксперимент по обусСера подвела тройству опытного участка, уложенноПо мнению специалистов, еще более го с помощью так называемых плит скромные результаты дали экспери- преднапряжения. Это готовые заводменты с материалами, где в качестве ские цементобетонные блоки, стянувяжущего вещества применили серу. тые металлическими канатами. Пока Таким образом, предполагалось ре- дело ограничилось лишь обустройстшить две задачи: повысить прочност- вом демонстрационной площадки на ные характеристики асфальтобетонов, территории разработчика – Института а заодно пустить в дело имеющиеся материаловедения и эффективных технологий. В дальнейПредложений по устройству шем его специалисты все же надеются дожать чиинновационного покрытия новников из «Росавтодора», добившись от них от чиновников не поступало предоставления полноценного полигона для теу нас огромные залежи этого вещест- стирования своего ноу-хау – правда, ва (как известно, оно является отхо- скорее всего, не в Московской области, дом нефтеперегонки). Увы, ничего как планировалось изначально, а гдепутного из этого не вышло. Как выяс- нибудь в регионах. нилось в процессе испытаний, прово– Авторам технологии обязательно дившихся несколько лет назад на Кры- надо дать возможность построить талатском мосту, сера действительно кое покрытие, – считает господин Мепридает асфальтобетону высокую лик-Багдасаров. – Конечно, оно имеет прочность, и одновременно жесткость, свою специфику, свои минусы, но но лишает его эластичности, что, есте- ведь и плюс у цементобетона по сравственно, способствует образованию на нению с асфальтобетоном огромпокрытии трещин. Вдобавок она чудо- ный – срок службы 25–30 лет. Необвищно токсична и для строительства ходимо развивать и это направление. дорог может использоваться только после дегазации, а это слишком дороАлександра РЕЙНСОНКНа экспериментальном покрытии трещин нетОбычный асфальт на трамвайных путяхрельсами больше напоминало полигон для бомбометания. Яма на яме. Очень показательно. Может быть, в этом месте вообще такие условия? Все-таки мало тяжелых машин, да и движение не как на МКАД. Пройдусь-ка я по соседним улицам и посмотрю там. Нет, все правильно. Трещины, выбоины вокруг канализационных люков и «лежачих полицейских». Это при том, что на прилегающих улочках движение заметно меньше, чем на Волочаевской. Я, конечно, не специалист, но то, что увидел, мне понравилось. Два года дороге при хорошем движении, а повреждений никаких. Учитывая, что зима в этом году выдалась не подарочек. По данным, предоставленным ОАТИ, переходов через нулевую отметку в этом году было в 1,5 раза больше обычного. Из-за частого замерзания и таяния воды яма может появиться за один день. Но не там, где проходит эксперимент. Новый асфальт дал суровый отпор погоде и выдержал испытание. К сожалению, отпор дало только покрытие на Волочаевской улице. В остальных местах по городу все гораздо хуже. Выбоин больше, чем в прошлом году. Их, конечно, латают по мере сил, но, согласитесь, это не дело. Теперь слово чиновникам. От них будет зависеть, заменят ли экспериментальный асфальт обычным или обычный уступит место экспериментальному на остальных улицах столицы, да и всей страны. Олег АДАМОВИЧ5За рулем – Регион І №9 І май 2009