МОСКВАБензинІ Проблемаа наши вопросы отвечает Алексей Дедов, профессор, членкорреспондент РАН, руководитель аккредитованной испытательной лаборатории РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина.Ннах, которая компенсируется добавлением различных металлосодержащих присадок, повышающих октановое число. Были у нас и пробы, неблагополучные по монометиланилину. Его наличие приводит к увеличению в автомобильных выхлопах Целенаправленным оксидов азота – из всех содержащихся в выбросах вемониторингом топлива ществ они наиболее вредны для здоровья. Вдобавок мов России никто не занимается нометиланилин и сам по себе сильнейший канцероген. фактор крайне негативный, посколь– Вами был разработан экспресску большое количество этих веществ тест, который как раз распознает в топливе приводит к нештатной ра- содержание в бензине металлов. Как боте двигателя и его поломкам. Не оценили его автомобилисты? лучшим образом обстоят дела и с ме– Судя по отзывам, основная масса таллами, которых согласно новому пользователей нашими «палочкамитехническому регламенту в бензинах выручалочками водителя» довольна. быть не должно. В 20% проверенных Большой популярностью они пользулабораторией проб их содержание су- ются в регионах, где проблема качестщественно, что также грозит выводом ва топлива стоит особенно остро. С двигателя из строя. Вы спросите, от- прошлого года мы немного их усоверкуда у этой проблемы ноги растут? шенствовали: тест-полоску, на котоПричина – нехватка высокооктановых рую наносится бензин, стало удобнее компонентов в отечественных бензи- держать. В упаковке есть копия серти-– Думаю, на вопрос о качестве бензина, как в Москве, так и в России в целом, вам сегодня вряд ли кто ответит корректно. Целенаправленным мониторингом топлива у нас никто не занимается, поэтому полноценная статистика на этот счет просто отсутствует. Хотя столичный Департамент природопользования и осуществляет систематический контроль, эти проверки носят выборочный характер и их результаты нельзя считать репрезентативными. Ведь в городе порядка 1000 АЗС, а заборы проб для анализа в течение года производятся приблизительно на 250. Понятно, что это не дает реального представления об общем состоянии московского топливного рынка. Не показатель, естественно, и данные нашей лаборатории. Можно говорить только об абсолютных цифрах. Так, в 48 из 50 проб бензина, проанализированных нами с начала года, выявлено очень высокое содержание фактических смол. Их присутствие –Химия и жизнь в нашем бензобакеВ черном списке Департамента природопользования г. Москвы сейчас числится 51 автозаправка. Много это или мало? И как обстоят дела с качеством бензина в целом?фиката соответствия и подробная аннотация. – Не ожидается ли еще каких-то новинок в этой области? – Мы изготовили порошок, который, в отличие от полосок, «работает» без специальных добавок. Из него можно формировать тесты в виде таблеток или трубок – как удобнее, и с их помощью тоже анализировать бензин на наличие металлов и азотосодержащих присадок. При обнаружении в топливе марганца порошок окрашивается в коричневый цвет, железа – в фиолетовый. Есть и еще одна интересная разработка, хотя к тестированию топлива она отношения не имеет. Это так называемое нанополотенце из созданного нами экспериментального материала, позволяющего оперативно собирать нефть, например когда она разливается в море при авариях на танкерах. Ткань эта имеет микропористую структуру, благодаря чему каждый ее грамм способен впитывать 20–30 граммов нефти. При отжатии последняя остается пригодной для переработки, плюс ко всему наш материал не сорбирует, то есть не поглощает воду. Ввиду того, что нефть на акватории довольно быстро оседает на дно, губя все живое, с его помощью можно убить сразу двух зайцев: оперативно «осушив» нефтяное пятно, спасти и морских обитателей, и ценное сырье. Ну а что касается автомобилистов, то наноткань, если ею обернуть бензобак, предотвращает разлив топлива при ДТП и таким образом препятствует его возгоранию. – В последнее время ваш университет вплотную занимается альтернативным топливом. Каковы успехи в этом направлении? – На самом деле поиски адекватной замены бензину – проблема пока в большей степени политическая. Изза дороговизны альтернативных источников их создание, по мнению экономистов, оправдано только при высоких ценах на нефть – от 100 долларов за баррель. Хорошо известно, что на сегодняшний день все альтернативы нефти дороже последней и дотируются государством. Но изыскания в данном направлении проводить необходимо, учитывая важнейшие преимущества биотоплив – возобновляемость источников сырья, возможность использовать в качестве этого сырья бытовые и сельскохозяйственные отходы, а также утилизировать углекислый газ. В связи с этим в РГУ нефти и газа в прошлом году была организована новая структура – институт альтернативных топлив, которым руководит академик РАН И.И. Моисеев. Хотя внимание альтернативе мы уделяли и раньше (начиная с 1996 г. занимались переработкой природного газа), сейчас главным стало получение углеводородов не из ископаемых, а из возобновляемых источников: древесины, масла, водорослей. Чем, например, интересны последние? Тем, что с их помощью решаются сразу две глобальные задачи – поглощение углекислого газа из атмосферы и преобразование его в топливо с использованием в качестве химического реактора приемов биотехнологий. Насколько эффективен и реализуем на практике этот и другие пути получения топливного сырья – вопросы, которыми мы и планируем заниматься. Беседовала Александра РЕЙНСОН6№9І май 2009 І За рулем – Регион