І АвтоработаКогда качнется маятникО новых веяниях на рынке труда рассказывает Татьяна ГРИГОРЬЕВА, генеральный директор консалтингового агентства «Автокадр»ачнем с воспоминаний о 1998 годе, когда было много желающих трудоустроиться и практически отсутствовали вакансии, а о размере зарплаты вообще мало кто говорил, лишь бы она была в принципе. Потом наступили волшебные 2000–2004 годы. С точки зрения рекрутинга золотое время, много адекватных соискателей и работодателей. А с 2005 года началась «гонка вооружений заработных плат». Причем ожидания по ним все меньше соответствовали профессионализму и квалификации работников. Спрос на персонал настолько превышал предложение, что некоторые специалисты (особенно электрики-диагносты) в какой-то момент начали думать, что они одни в целом мире. Стоило им разместить резюме в Интернете, как тут же на ценных кадров обрушивался шквал звонков с предложениями о трудоустройстве. Этот процесс был убийственным для автобизнеса. Практически все руководители не скрывали, что зарплата становится главной расходной статьей, а производительность труда не повышается, а то и падает. Как требовать от людей большего, ведь чуть что не так, они могут обидеться и уйти? Мы с нетерпением ждали кульминации, поскольку это безумие должно было когда-то кончиться. Ну не может неквалифицированный специалист стоить столько же, во сколько в Европе оценивают суперпрофи. Момент истины настал в сентябре 2008 года. Почему-то все ждали, что после новогодних каникул кризис развеется какНстрашный сон. Отрезвление началось после январских праздников. Вакансий в феврале и марте почти не было. И вот тут многие поняли, что дело серьезное. Паника в стане соискателей началась в конце марта: запасы денег иссякают, а подходящей работы на горизонте все нет... Теперь на специализированных сайтах людей, ищущих работу, намного больше числа вакансий. Плюс возникло новое веяние. Раньше соискатели размещали свое резюме не больше чем в 2–3 рубриках (например, маркетолог, специалист по маркетингу), сейчас же многие готовы существенно расширить спектр своих трудовых возможностей (могу быть маркетологом, а еще могу продавцом, администратором и т.д.). Как следствие на сайтах скопилась уйма резюме от одних и тех же людей, такое «засорение» существенно завышает статистику по количеству соискателей. При всем том остается одна большая проблема: высококвалифицированных специалистов по-прежнему нет на свободном рынке труда. И если кто-то из заказчиков хотел бы «обновить кровь» в своих компаниях, то сделать это не совсем просто. Как отмечают работодатели из сферы автобизнеса, зарплаты прекратили рост и даже упали в среднем по отрасли на 20–30%. На раскачку маятника ушло 10 лет – с августа 1998-го по август 2008 года. Каким будет период следующего колебания маятника, к сожалению, неизвестно. Но будем надеяться на лучшее.