38
39
РЕТРОJaguar XK120ІКошка с раскаленнойДалеко не все автомобили легко появляются на свет. Бывает, что идея долго обдумывается, развивается, доводится до совершенства. Но истинные шедевры рождаются спонтанно. Так появился Jaguar XK120 – первый послевоенный английский спорткарКПосле войны жизнь тяжело входила в нормальное русло, поэтому новая модель появилась лишь в 1948 году. На стенде компании Лондонского мотор-шоу красовались два автомобиля: седан Jaguar Mark V и родстер Jaguar XK120, импроСтоил Jaguar XK120 недорого, визация самого Лайонса. Этот родстер он но не был дешевкой и завоевал придумал всего за месяц до открытия автосердца многих знаменитостей салона, нарисовав карандашом обводы на устраивал рабочие совещания прямо сигарной коробке. «Стодвадцатый» на крыше: время – деньги, и их авто- был создан лишь ради испытаний нопроизводитель считал даже во время вого двигателя для Jaguar Mark V, ковойны. Во время этих полуночных торым так гордился Лайонс, ну и с цемозговых штурмов инженеры и при- лью демонстрации возможностей думали новую независимую подвеску фирмы. и 6-цилиндровый мотор с двумя верхНо тот самый, выставочный экними распределительными валами. земпляр родстера сразу же вызвал Лайонс уже тогда мечтал о том, что фурор и отправил в нокаут конкупредоставит взыскательной публике рентов. Еще бы: двигатель объемомогда в 1940 году промышленный центр Великобритании Ковентри погрузился во тьму из-за непрекращающихся немецких бомбардировок, владелец и директор фирмы SS Cars Ltd Уильям Лайонс вместе со своим персоналом дежурил на крышах заводских цехов. Тушили зажигательные бомбы, которые немцы щедро сбрасывали на англичан. Изредка ночные дежурства выдавались относительно спокойными, и тогда Лайонспосле окончания войны. Основную ставку он сделал на роскошный седан, который потом назовут Jaguar Mark V.Трудные времена3,4 л выдавал 160 л.с. и разгонял легкий автомобиль до скорости 120 миль в час (193 км/ч) – именно эти цифры и легли в обозначение модели. Желающих купить скоростной родстер набралось сразу несколько сотен, и Лайонс решил запустить Jaguar XK120 в серийное производство. Осторожный Лайонс в 1948 году сделал небольшую пробную партиюиз 240 экземпляров Jaguar XK120. Все они имели алюминиевый кузов с деревянным каркасом из ясеня – это диктовалось и послевоенным дефицитом стали, и еще неготовыми штампами для массового производства. Сборка, естественно, была ручной. Но как только стало ясно, что модель хорошо раскупается и заказчики довольны, на конвейере появился38№9І май 2009 І За рулем – Регион І Jaguar XK120крышиXK120 из стали. «Стодвадцатым» Уильям Лайонс убил двух зайцев сразу: его продажи стали важной экспортной статьей и позволили добиться выгодных условий закупки дефицитной стали.Английская штучкаАвтомобильные журналисты встретили Jaguar XK120 доброжелательно, а недруги называли его помесью немецкой овчарки с французским бульдогом, то есть довоенного родстера BMW 328 и Talbot Lago – сходство с обоими трудно не заметить. На это сам Уильям Лайонс честно отвечал: «Я сделал Talbot для бедных». Стоил новый Jaguar в лучших традицияхфирмы, то есть не очень дорого – 998 фунтов стерлингов, но при этом не считался дешевкой и открыл для фирмы клиентов высшего света: Кларк Гейбл, Хамфри Богарт, Рэндольф Скотт, Мерилин Монро и Грейс Келли. «Недавно купил себе «Ягуар». Английская штучка. Может делать 120 миль в час», – писал Джэром Дэвид Сэллинджер в своем романе «Над пропастью во ржи». Поклонников у новой «английской штучки» было хоть отбавляй... С 1949 года «стодвадцатый» производился в трех вариантах кузова. Кроме родстера существовали и представленное в 1951 году купе под индексом FHS – Fixed Head Coupe, а также появившийся в 1953-м кабриолет DHC –Drop Head Coupe. Cвои три буквы были и у родстера – OTS, расшифровывающиеся как Open Two Seater. У каждого были особенности. Родстер не имел складного тента, стекол в дверях и наружных дверных ручек – чтобы попасть в салон, нужно было открыть дверь изнутри, дернув за шнур. Тент снимался отдельно и ставился на съемный каркас из трубочек, а боковины дверей были мягкими, с целлулоидными «стеклами». Кабриолеты, наоборот, имели плотный складной тент, опускающиеся стекла в дверях и наружные дверные ручки. У родстера приборная панель отделывалась натуральной кожей, в то время как купе и кабриолеты имели солидное оформление приборов из дерева дорогих пород.Купите пальто!В 1954 году Jaguar претерпел рестайлинг и как следствие смену цифрового индекса. Модель XK140 комплектовалась двигателем мощностью 190 л.с. и развивала 140 миль в час (225 км/ч). Ее выпускали до 1957 года, причем в последний год производства появилась версия с «автоматом». Модельный ряд имел те же типы кузовов, только родстер получил убирающийся в кузов легкий тент, а купе – два дополнительных детских места сзади. На смену «стосороковому» пришел Jaguar XK150. Как видно из названия, скорость возросла на десять миль – в этом была заслуга форсированного до 210 л.с. мотора. И только в 1960-м конструкцию, появившуюся в далеком 1948 году, на-конец сняли с производства – родился совершенно новый Jaguar E-type. О семействе XK редко писали плохо, в основном восторженно. Сам Уильям Лайонс воспринимал в штыки любую критику своих автомобилей. Когда в 1959 году на мотор-шоу в Нью-Йорке к нему подошел один из владельцев Jaguar XK140 и пожаловался, что у него не очень эффективно работает отопитель, отец – основатель фирмы вместе с директором по продажам машин в Америке Тони Томпсоном спустились в гараж к автомобилю. «Электроотопитель плохо работает», – заявил хозяин машины. «Да нет, отопитель у вас работает хорошо», – уверенно ответил Лайонс. Когда машину завели, заядлый курильщик Томпсон зажег сигарету и показал всем присутствующим на струйку дыма. «Посмотрите, – сказал Лайонс автовладельцу, – он у вас прекрасно работает!». Тот начал возражать: «Да, сэр, но когда температура опускается ниже нуля ...», на что Лайонс снисходительно ответил: «Молодой человек, купите себе пальто!» Иван БАРАНЦЕВ Фото Jaguar Carsна правах рекламы39За рулем – Регион І №9 І май 2009