42
43
МОСКВАПраваІКак часто ослепленные радостью от покупки нового автомобиля, мы закрываем глаза на некоторые «настораживающие мелочи» (завелся не сразу, странно гудел задний мост) в надежде, что как-то оно рассосется, что во время эксплуатации все образуется. Но чуда не происходит, а салон, где автомобиль приобретался, никакой помощи покупателю не оказывает – скорее наоборот, пытается отмахнуться от назойливого клиента. К сожалению, для автомобильного сегмента это чаще банальность, чем случай из ряда вон выходящий. Однако подобные проблемы все же можно решать цивилизованным путем и на основании закона. Как – рассказывает адвокат Сергей Радько.Устранить неустранимоеЗакон о правах потребителя дает шансы избавиться от автомобильного «конструктора»все основания для отказа от такого «конструктора» и требования возврата денег. Кроме того, помните, что при наличии недостатков, которые впоследствии переходят в разряд уже существенных (поскольку после замены проявляются вновь), у вас есть право возврата автомобиля даже после истечения 15-дневного срока. истца, заключения либо исполнения договора и проч. (кстати, данное ходатайство не поздно заявить, если даже процесс уже начался в другом суде). В случае же неподобающего поведения судьи и явного его настроя в пользу оппонентов не надо стесняться законных средств противостояния – заявляйте ходатайства и отводы, подавайте жалобы (на некоторых судей весьма отрезвляюще действуют жалобы на некорректное поведение в процессе, поданные в квалификационную коллегию судей региона). А вообще, для поддержки в таком процессе лучше пригласить представителя – для не-Существенные недостаткиРазберемся сначала с терминологией, которая четко изложена в законе «О защите прав потребителей». В соответствии с ним под недостатком товара понимается его несоответствие обязательным требованиям, предусмотренным законом… или целям, для которых товар обычно используется, или описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию. Существенным недостатком товара является неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Закон (особенно в его последней редакции) предоставляет потребителю весьма широкие полномочия, и главное из них – возможность вооб-Гарантийный «ремонт» и другие нюансыВ этой части закон тоже претерпел положительные изменения. Теперь в соответствии с ч. 1 ст. 20 закона срок устранения недостатков должен быть установлен соглашением сторон, но в любом случае он не должен превышать 45 дней. Закон особо оговаривает, что отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей или иные подобные причины не являются основанием для освобождения от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально. В случае же нарушения данного срока потребитель вправе требовать уплаты пени в размере одного процента цены товара за каждый день проОтмахнуться срочки исполнения. Теперь о некоторых нюансах от «назойливого» клиента судебного спора с дилерами. Статья 17 закона предусматридилерам все сложнее вает, что иски, связанные с защитой прав потребителей, моще отказаться от товара и расторг- гут быть предъявлены ими по месту нуть договор с возвратом стоимости нахождения организации, по месту (в течение 15 дней с момента переда- жительства или пребывания истца, по чи товара покупателю). месту заключения или исполнения Важно, что ранее действовавшая договора. редакция закона предполагала такую Обращение в суд по месту нахождевозможность в отношении техничес- ния ответчика (что, как правило, и ки сложного товара (а автомобиль, происходит) – не самое верное решебезусловно, таковым является) толь- ние: нисколько не умаляя объективко при наличии существенного недо- ность судебной власти в целом, надо статка, сейчас же это возможно и при констатировать, что суды, располоналичии других недостатков, то есть женные по месту нахождения дилера, несущественных. в силу ряда причин (вполне понятных) В случае с безуспешной попыткой могут иметь несколько иное мнение запуска авто (но обязательно ДО под- относительно возникшего спора. Лучписания акта приема-передачи авто- ше идти в какой-либо суд, которому мобиля, где упоминается отсутствие это дело может быть подсудно – по претензий по качеству) появляются месту жительства или пребывания42№9І май 2009 І За рулем – Регион І Праваискушенного в судебных делах гражданина есть очень много сложностей, преодолеть которые, особенно при активном противодействии оппонентов, самостоятельно весьма непросто. автомобиль уже будет считаться переданным покупателю и останется только уговаривать дилера обеспечить его ремонт или вернуть товар. До подписания же акта автомобиль еще не ваш и все его технические неисправности – исключительно проблема продавца. 4. Принцип общения с продавцом очень простой – не нужно стесняться мучить его своими вопросами. Чтобы дилер или иная его уполномоченная организация работали – их надо заставлять это делать, не опасаясь предъявлять какие-то требования, обращаться в суды, ставить в известность о возникающих трудностях официальное представительство автоконцерна. В итоге можно надеяться, что со временем автобизнес в нашей стране станет таким, каким знает его весь мир уже на протяжении многих лет. Записала Елена ШИТИКОВАВопрос-ответ– Что делать, если произошло ДТП, виновник которого огромная яма на дороге? – Россия – единственная страна в мире, где узаконены выбоины на дорогах (ГОСТ Р 50597-93): «предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см». А раз есть закон, значит, должны отвечать те, кто его нарушает. Полную ответственность за состояние проезжей части несут должностные лица дорожных эксплуатационных организаций или организаций, осуществляющих ремонт или реконструкцию данных участков. Однако ответственность за состояние дорожного полотна можно возложить и на ГИБДД, так как сотрудник ДПС при заступлении на дежурство обязан проверить состояние вверенного ему участка дороги и предупредить водителей о возникшей на их пути опасности. Чтобы получить компенсацию за ущерб от попадания в яму, не исключено, что придется обращаться в суд. Но сначала необходимо: – не трогать автомобиль и вызвать сотрудников ГИБДД для оформления ДТП; – найти свидетелей и обратить их внимание на состояние дорожного полотна, размеры ямы, наличие или отсутствие ограждений и соответствующих дорожных знаков; – получить копию протокола ДТП, в котором должны быть правильно и точно отражены размеры ямы, зафиксировано отсутствие дорожных знаков и ограждений; – независимо от наличия или отсутствия видимых травм обратиться в поликлинику по месту жительства или травмпункт. Не исключено, что у вас есть скрытые травмы (если вы пробыли на больничном более 21 дня – против виновников аварии возбуждается уголовное дело); – когда ГИБДД оформит документы, снять копии, узнать место и время рассмотрения дела в группе разбора и прийти туда лично или прислать представителя; – если в ГИБДД приняли решение, что в аварии виноваты не дорожные службы, а вы сами (не справились с управлением), решение обжаловать в вышестоящей организации ГИБДД или в суде. Для этого вам будут нужны: 1. Справка ГИБДД о ДТП – 1 экз. 2. Протокол осмотра места происшествия – 1 экз. 3. Акт осмотра транспортного средства (калькуляция) – 1 экз. 4. Фотографии поврежденной автомашины и дорожного полотна в месте ДТП – 6 фотографий. 5. Квитанция об уплате госпошлины. 6. Все документы (квитанции, чеки и т.д.), подтверждающие ваши расходы по составлению калькуляции, перевозке, ремонту, почтовые квитанции и т.д. – Сколько водителей можно вписать в полис ОСАГО? – В законе нет официального ограничения на количество лиц, допущенных к управлению транспортным средством, но в полисе ОСАГО всего пять граф, в которые можно вписать водителей. Таким образом, фактически вы можете указать не более пяти человек, допущенных к управлению. В противном случае вам придется покупать полис, в котором количество лиц, допущенных к управлению, не ограничено. А стоит он в два раза дороже обычного. – Потерял водительское удостоверение. Куда мне обращаться и какие документы необходимы для восстановления? Надо ли сдавать экзамены? – Необходимо обратиться в экзаменационное отделение МОТОТРЭР (МРЭО) по месту постоянной регистрации. Экзамены сдавать не надо. Вся процедура занимает 30–60 мин. в зависимости от количества посетителей. Если сотрудники ГИБДД решат, что по данному случаю необходимо провести проверку, на срок до 2 месяцев выдадут временное разрешение, которое по окончании проверки будет заменено на ВУ. При себе необходимо иметь: паспорт, действующую медсправку и ее копию, экзаменационную карточку. Кстати, последнюю вам также могут восстановить при обращении в экзаменационное подразделение МОТОТРЭР. – Я нашел водительские права. Куда обратиться, чтобы вернуть их владельцу? – Нужно обратиться в стол находок документов ГУВД Москвы: 694-99-57. – Могу ли я пройти техосмотр и заменить водительское удостоверение по медицинской справке, выданной 1 июня 2006 года? В справке указано, что год следующего освидетельствования – 2009-й. – Можете, но только до первого июня 2009 года.Итак1. Самое главное – приемка автомобиля. Перед этим важным процессом изучаем закон и узнаем о своих правах при приобретении товара и особенно о своих полномочиях при обнаружении недостатков товара. 2. Когда же долгожданный автомобиль уже готов стать вашим – первым делом его необходимо внимательно осмотреть и по возможности подробно проверить все функции. 3. Ни в коем случае не подписывайте акт приемки-передачи до личного придирчивого осмотра, поскольку потом, после обнаружения недостатков,43За рулем – Регион І №9 І май 2009