26
27
АВТОLexus RX 450hІ ТестБудущее?Упорство, с каким японцы совершенствуют гибридные технологии, и прогресс, которого они в этом добиваются, заставляют задуматься: может быть, за этим действительно будущее? Гибридные Lexus давно не новость. В России продажи люксовых японских седанов и кроссоверов с буквой h в индексе в зависимости от модели составляют от четверти до половины проданных автомобилей этой марки, и называть их экзотикой было бы неправильно. Да, в России, в отличие от особоих одновременно. Батареи подзаряжаются от трансмиссии при торможении или от ДВС. Интересно, что между передними и задними колесами нет жесткой связи: передние колеса вращают бензиновая «шестерка» и электромотор, а задние – еще один электромотор, связанный с передней осью лишь через электронный блок управления.1 4Нынешний уровень развития гибридов заставляет относиться к ним серьезно2Как им это удалось?Новый RX 450h стал на 10% мощнее предшественника, он потяжелел на 120 кг, но при этом показывает на 23% лучшую топливную экономичность, а выбросы углекислого газа уменьшились со 192 до 148 г/км, что соответствует выбросам дизельной малолитражки. Как это стало возможно? Сами японцы называют несколько путей. Во-первых, применение в бензиновом моторе цикла Аткинсона вместо классического цикла Отто. Цикл Аткинсона отличается тем, что впускной клапан остается открытым дольше, что в итоге снижает насосные потери и увеличивает КПД. А то, что двигатель в этом случае на низких оборотах развивает малый крутящий момент, компенсировано наличием электрических моторов – они развивают максимум моментаЕдет гибридный RX даже лучше, чем обычный Lexusтального мира, такие машины покупают не столько потому, что хотят быть экологически ответственными, а просто потому, что это современная технология, а быть современным модно. Но сосредоточимся на том, чем новый RX 450h лучше прежнего RX 400h. Принципиально схема привода осталась прежней, последовательно-параллельной. Это означает, что автомобиль может приводиться в движение как по отдельности от бензинового или электрического двигателя, так и от26№10І май–июнь 2009 І За рулем – Регион Lexus RX 450hс нуля оборотов, поэтому трогается RX на электрической тяге плавно и энергично. Еще одна простая и эффективная вещь – использование тепла выхлопных газов для быстрого прогрева двигателя. Устроено все элементарно: в глушитель встроен канал, через который циркулирует охлаждающая жидкость, а в выпускном тракте стоит термоуправляемый клапан. Пока двигатель холодный, клапан направляет выхлопные газы сквозь рубашку, и они отдают тепло охлаждающей жидкости. По мере прогрева клапан открывается, пропуская выхлоп по прямой. Очень просто, но в мороз мотор прогревается в несколько раз быстрее. А чем раньше двигатель выходит на рабочую температуру, тем меньше расход топлива и токсичность. Для частых зимних поездок такое нововведение трудно переоценить. Кроме того, применена система рециркуляции охлажденных отработавших газов, что тоже снижает токсичность выхлопа, создан новый, более компактный и эффективный блок управления, оптимизирована работа вспомогательных агрегатов, что тоже внесло свои крупицы в дело снижения вредных выбросов. Наконец, забудьте о временах, когда у гибридов были маленькие багажники, потому что часть места там занимали батареи. Теперь три высокоэффективных никель-металлогидридных аккумулятора умещаются под задним сиденьем, совсем не отнимая полезное пространство.І ТестКраткие характеристики Lexus RX 450hМощность суммарная, л.с. Максимальная скорость, км/ч Разгон 0–100 км/ч, с Расход топлива, л на 100 км город шоссе смешанный цикл Длина / ширина / высота, мм Колесная база, мм Снаряженная масса, кг 6,6 6,0 6,3 4770 / 1885 / 1685 2740 2185 299 200 7,9Lexus RX 450hцена – от 89 200 USD3Как едет?Едет гибридный RX даже лучше, чем обычный Lexus. Трогается совершенно бесшумно, разгоняется, если нужно, с помощью сразу трех двигателей очень быстро. В городской толчее при первой возможности вообще переходит в режим EV (electric vehicle), передвигаясь только на электрической тяге. Причем работа всех двигателей и генератора настолько хорошо согласована, что определить, когда силовая установка переходит из одного режима работы в другой, возможно только по «мультику» на дисплее бортового компьютера. Но самое большое впечатление произвело не это. Организаторы предложили заключительную часть маршрута длиной примерно 50 км проехать с засечкой расхода топлива. В определенный момент нужно было обнулить показания бортового компьютера и из пригородов до самого центра Будапешта дви-1,2 Распределение потоков мощности изменяется в зависимости от условий движения 3 В блоке трансмиссии расположены АКП, генератор и электродвигатель 4 Компактные никельметаллогидридные батареи умещаются под задними сиденьями и не воруют объем багажникагаться в обычном режиме, а компьютер измерял все параметры движения. Конечно, венгерская столица не чета российской по количеству и длине пробок, но кое-где пришлось двигаться в черепашьем темпе. Да и светофоров там немало. Расход топлива на зачетном участке получился практически у всех экипажей ниже семи литров на 100 км, что для большого кроссовера с обычным мотором результат нереальный. Какой из всего этого можно сделать вывод? Lexus RX 450h продемонстрировал, что на сегодняшний день гибридные технологии доведены до очень приличного уровня. Гибридный автомобиль уже превосходит по потребительским качествам обычный бензиновый, кроме того, он гораздо меньше загрязняет окружающую среду. Японцы уверяют, что испытывали свои машины при сорокаградусных морозах, проблем не было, поэтому зимы их владельцам бояться не стоит. Батареи имеют срок службы такой же, как и сам автомобиль, а затем перерабатываются, да и по размеру они не так велики. В общем, препятствий к их широкому распространению гибридных автомобилей особенных не просматривается, поскольку и по стоимости они не так уж сильно отличаются от обычных, зато позволяют изрядно сэкономить на топливе. И самое главное, что все это работает уже не первый год, стремительно развиваясь. Значит, именно это и есть ближайшее будущее автомобилестроения? Вполне возможно. Леонид КЛИМАНОВИЧ Фото фирмы-производителяКомплектация Цена, USDExecutive Premium 89 200 99 900+Экономичность, комфорт, отличная динамика–Жаль, что это не массовый автомобильна правах рекламы27За рулем – Регион І №10 І май–июнь 2009