38
39
40
РЕТРОCitroen 2CVІПара гнедыхВ 1935 году доведенное до банкротства владельцем Андрэ Ситроеном одноименное предприятие приобрели шинники братья Мишлен. Новые хозяева решили выпускать небольшой и экономичный автомобильазначенный патроном предприятия Пьер-Жюль Буланже получил от братьев указание начать разработку такой машины. На совещании с конструкторами месье Буланже сформулировал основную концепцию будущей машины предельно просто и лаконично – автомобиль должен стать «зонтиком на четырех колесах». Кроме этого, он должен иметь передний привод, места для четырех пассажиров, возможность перевозить 50 кг багажа, развивать скорость 60 км/ч и расходовать не более 3 л бензина на 100 км. Но главное – его налоговая мощностьНи крестьянам заменила бы двух лошадей, запряженных в телегу.«Паровой конь»Разработку автомобиля возглавил Андре Лефевр. Уже к 1939 году были готовы три прототипа, незначительно отличавшихся друг от друга. Началу производства новой модели помешала война и оккупация Франции немецкими войсками. Зная о том, что Гитлер также увлечен созданием «народного автомобиля», французы спрятали три опытных образца на чердаке центра испытаний. Но во время войны немцы все-таки узнали о проекте и потребовали от Буланже выдачи всей технической документации и трех опытных образцов. Тот не согласился. Кроме этого, в тайне от оккупационных властей разработка машины медленно продолжалась. Только после освобождения Франции работы ускорились. Привлеченный в качестве дизайнера Фламинио Бертони рисует кузов, инженеры колдуют над системой охлаждения мотора и коробкой передач, а Пьер-Жюль Буланже ищет дефицитную сталь, которую после войны распределяли ис-Пьер-Жюль Буланже делал «зонтик на четырех колесах»должна составлять всего две лошадиные силы, что стало бы основным стимулом для приобретения. В те времена французские автомобилисты платили большие налоги, напрямую зависящие от мощности двигателя, при этом мощность самых дешевых моделей тогда была 4–5 «налоговых сил». Жителям городов новинка от Citroen пришлась бы по карману,38№11І июнь 2009 І За рулем – Регион І Citroen 2CVключительно по государственным квотам. Так, предприятие Renault, которое с 1947 года производит модель 4CV – прямого конкурента будущего Citroen 2СV, сталь получало исправно. Из-за такого рода проблем презентация 2СV состоялась только 6 октября 1948 года. Французское сокращение CV в обозначении модели соответствует российскому л.с. (лошадиная сила), расшифровывается как сheval vapeur, буквально – «паровой конь» и является обозначением тех самых «налоговых сил». И после войны обескровленной стране был нужен дешевый, надежный, простой, не требующий дорогого квалифицированного ремонта и обслуживания автомобиль. Франция жила бедно, особенно сельские районы. Бензин стоил дорого, автобусов районного сообщения почти не осталось, а немногочисленные автомобилисты продолжали платить большие налоги. Все ждали появления своего, французского «народного автомобиля». И вот он появился!Проще простогоКонструкция Citroen 2CV была простой до примитивности, но очень функциональной. Кузов несложных форм состоял почти сплошь из плоских панелей, двери крепились к средним стойкам и были легкосъемными: они навешивались на рояльных петлях – достаточно было выдернуть крепящий их длинный стержень, чтобы снять без труда. Сиденья представляли собой трубчатые каркасы, обтянутые простой тканью – они легко демонтировались или переставлялись внутрь кузова, что позволяло превратить машину в кровать на колесах, фургон для перевозки продуктов или даже беседку для пикника. Брезентовую крышу можно было скатать в рулон и перевозить громоздкую поклажу. Спартанский облик 2CV дополняло отсутствие обивки салона и стеклоподъемников – нижняя половинка каждого бокового стекла откидывалась наверх и фиксировалась зажимом. В варианте «Люкс» Citroen 2CV имел бамперы с клыками, мол-динги, колесные колпаки и регулируемые сиденья с подушками из губчатой резины. Главной же изюминкой салона стало односпицевое рулевое колесо, характерное для всех Citroen. Машину полюбили не сразу. Сначала пресса писала «Ужасный просчет фирмы! Это же гадкий утенок! Что за вид?!», но потом общество переменило мнение. Из-за аббревиатуры CV автомобиль получил прозвище deux chevaux – звучит «де шво», а переводится как «две лошади». Это действительно была «лошадка», и рабочая, и ездовая. Так, можно было заменить одно из передних колес шкивом для приводного ремня, и автомобиль превращался в силовой агрегат для привода молотилки, насоса или пилорамы. Двигатель воздушного охлаждения имел всего два цилиндра, рабочий объем 375 см3 и развивал мощность 9 л.с. при 3500 об/мин. Такой мощности вполне хватало, чтобы достичь 50–60 км/ч. Удивительной была подвеска Citroen 2CV – полностью независимая на продольных рычагах, причем как передний, так и задний рычаги одного борта опирались с двух сторон на одну горизонтальную пружину. Конструкция относится к так называемому выравнивающему типу подвесок. Ее пружины, размещенные вдоль порогов кузова, исключали «клевки» автомобиля при торможении и «приседания» при разгоне, а также позволяли водителям 2CV проходить крутые повороты не снижая скорости. Французы шутили над этой особенностью: «Знай, если обгонишь Citroen 2CV на прямом участке, через 5 минут он обгонит тебя на повороте». Оригинальными в подвеске были и амортизаторы – инерционного типа. Передние тормоза инженеры вынесли от колес к главной передаче.Семь лет спустя изменилась форма капота, а еще через два года под ним поселился новый по конструкции мотор в 18 л.с. Такую модификацию обозначали как Citroen 2CV 4. В 1965 году по соображениям техники безопасности передние двери стали навешивать на передних, а не на задних петлях. В те же годы была построена и полноприводная модификация Sahara, имевшая второй двигатель, вращавший задние колеса машины. В 1970-х 2CV получил усиленный до 29 л.с. мотор рабочим объемом 602 см3, но попрежнему 2-цилиндровый и с воздушным охлаждением. На этой модификации появились 4-ступенчатая коробкапередач и прямоугольные фары – ее обозначают как 2CV 6. В октябре 1980 увидел свет Citroen 2CV Charleston, который окрашивался в два цвета, красный и черный, и имел консервативные круглые фары. Сначала планировалось выпустить ограниченную партию в 8000 экземпляров, но из-за большого спроса с 1981 году эта модель с некоторыми изменениями стали выпускать серийно и в других цветах: черножелтом и комбинированном сером – светлого и темного оттенков. Некоторые машины комплектовались хромированными фарами. Выпускали Citroen 2СV по лицензии в 15 странах мира. ПроизводствоВечно живойВ 1950 году фирма на базе 2CV представила фургон грузоподъемностью 250 кг. Спрос на автомобиль был столь высок, что очередь растянулась на шесть лет! А в 1954 году у Citroen 2CV появился более мощный мотор рабочим объемом 425 см3 и мощностью 13 л.с. – скорость возросла до 70 км/ч.За рулем – Регион І №11 І июнь 2009на правах рекламы39 РЕТРОCitroen 2CVІливый Citroen 2CV, на котором Бонд в исполнении Роджера Мура ездил в картине «Только для твоих глаз». Ярко-желтый экземпляр, снимавшийся в фильме, был укомплектован мотором от Citroen DS, развивавшим 54 л.с. Еще пришлось удлинить шасси автомобиля и произвести некоторые переделки в трансмиссии. После всех усовершенствований он разгонялся до 164 км/ч. Согласно тому же опросу второе место занял спортивный Aston Martin DB5, а третье досталось советскому танку Т-55. Из киноработ Citroen 2СV сразу вспоминается и фильм «Жандарм из Сэн-Тропе» с комиком Луи де Фюнесом – там на забавной машинке лихо гоняла монашка. Кроме того, разные исполнения 2СV можно увидеть в сотне других французских фильмов… Любопытно, что компания Citroen, поддавшись всемирной моде на современные версии легендарных моделей, вынашивает план возродить своего «гадкого утенка». Конечно, он будет похож на предшественника по стилю, но не сможет повторить его успех: в одну реку дважды не войдешь. Иван БАРАНЦЕВ Фото из архива автораво Франции завершилось в 1988 году, но до июля 1990-го оно продолжалось на заводе Citroen в Португалии. За все время производства выпустили 3 872 583 штуки – уже сам по себе этот факт иллюстрирует общественное призвание и популярность модели. Одной из причин успеха Citroen 2СV была, безусловно, его цена: в Европе машина стоила немногим более 1000 долларов, за океаном – на 500 долларов дороже.На первом местеСейчас Citroen 2СV перешел в разряд раритетов, но от этого не перестал быть доступным. Хотя бывают и исключения. Недавно полноприводный Citroen Sahara 2CV ушел с аукциона за 41 597 евро – ведь всего было выпущено 900 таких автомобилей, до нашего времени сохранилось лишь 250. Именно столь большая цифра сохранившихся экземпляров и вызывает у экспертов настоящее удивление. По их мнению, Citroen Sahara 2CV должен стоить около 5000 евро. А проведенный в Англии опрос поклонников фильмов о Джеймсе Бонде неожиданно показал, что жители Туманного Альбиона считают самой стильной машиной агента 007 именно причуд-на правах рекламы