І ИнтервьюЛегкости переводаБанковские и страховые продукты – на полке в супермаркетеВы замечаете, что с каждым днем часы идут все быстрее? То ли это возрастное, то ли современная жизнь такова, что время просто вынуждено спрессовываться… Как успеть многое, не упустить ничего важного и сделать при этом самый правильный выбор? Спрос рождает предложение, и потому на рынке стали появляться компании, предлагающие практически все, сразу и в одном месте да еще и с выгодой для клиента. Ну, во всяком случае, почти все существующие кредиты и страховки сегодня можно оформить в кредитных или страховых «супермаркетах». Один из них – финансовый супермаркет «Кредитмарт». На наши вопросы отвечает председатель совета директоров Джеймс Кук… – Джеймс, вы уже 15-й год работаете на рынке кредитования в России. Ситуация здесь все время меняется, меняется и портрет идеального заемщика – человека, который в состоянии добиться расположения банка и получить кредит. Вы анализировали, какими качествами нужно обладать сегодня, чтобы войти в доверие к кредитному комитету? – Во-первых, как и во всем остальном, здесь надо быть предельно честным. Во-вторых, нужно уметь считать и планировать свой бюджет. Если вы можете показать, что у вас есть стабильный доход, вы несете определенные ежемесячные расходы, то банк в принципе заинтересован в работе с потенциальным клиентом. Это минимальные требования, но не достаточные. Мне самому отказывали в получении кредита, и казалось, что без видимых причин. Но потом я всетаки обнаружил причинно-следственную связь. Я проанализировал ситуацию, понял причину и в итоге кредит получил. В основном отказы происхо-дят из-за того, что банки неправильно интерпретируют информацию о клиенте. Даже если вы очень достойный человек, об этом нужно суметь рассказать банку. Поэтому хорошо, если есть помощник, который подскажет обычному человеку, что делать в процессе получения кредита. Отсюда, в общемто, у меня и появилась идея «Кредитмарта» в России. – То есть ваша организация – своеобразный переводчик с языка обывателя на банковский язык… – Мы видим перед собой и вторую, может быть, более важную задачу – помочь получить самые выгодные условия для конкретного клиента, пришедшего к нам. Ведь, возвращаясь к моему опыту приобретения кредита, даже мне было сложно проанализировать весь объем предложений, чтобы выбрать оптимальное для себя решение. А в обычном цейтноте люди часто хватают первое, что попадет под руку, порой не думая о выгодах. Самые хорошие условия не всегда самые очевидные. Мы же понимаем, какое предложение будет интересным каждому клиенту. Поэтому нам важно найти этот идеальный союз и помочь правильно оформить доку-Справкаомпания «Кредитмарт» – первый в России финансовый супермаркет, предлагающий потребителям широкий выбор кредитных, страховых и инвестиционных программ от ведущих российских банков, страховых и инвестиционных компаний с высоким рейтингом надежности. Головной офис «Кредитмарта» находится в Москве. Филиалы работают в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Казани, Екатеринбурге и Тюмени.Кстоит: можно подобрать подходящий банк, и мы поможем вам в оформлении документов. – Вы каким-то образом отвечаете перед банками за своих заемщиков? – Все-таки клиенты, пришедшие от нас, предварительно нами отобраны, поэтому банки уже знают, что с их документами и надежностью все в порядке. А если клиент вернется к нам с проблемой (обычно такие обстоятельства бывают, если человек потерял работу или возникли сложности в семье), то мы поможем ему найти выход – перекредитоваться в другом банке или на другой срок. Данные в нашей базе обновляются ежедневно, и только банк поменял условия – мы уже об этом знаем и можем предложить клиенту новые условия. – «Кредитмарт» ежемесячно публикует аналитику по рынку кредитования. На мой взгляд, процентные ставки по автокредитам стабилизировались. А что по вашим оценкам? – В общем, стабилизация действительно есть. Колебания процентных ставок по программам кредитования банков в рублях и долларах США в последние месяцы были незначительными. Это объясняется Резкого повышения ставок достижением некоторого порогового знапо автокредитам уже чения, максимального уровня процентных не будет – максимум достигнут ставок и положительной тенденцией стабименты по требованиям именно того лизации на рынке в целом. банка, который был выбран в качестве Ставки на автокредиты сейчас уровкредитора. В итоге человек экономит и нялись со ставками на потребительденьги, и время. У нас порядка 60 бан- ские кредиты. Если раньше автокредит ков, с которыми налажены партнерские был существенно дешевле, то сейчас у отношения. А если мы напрямую с этим человека есть выбор взять авто или банком не работаем, то консультируем потребительский кредит и не оставклиента, и он подает документы само- лять автомобиль в залог кредитору. стоятельно. В ближайшее время резкого повы– Как изменились требования бан- шения ставок происходить уже не буков к заемщикам в последнее время? дет. А сроки рассмотрения заявок сно– Конечно, кризис внес коррективы, ва примут реальные рамки. Уже сегобанки стали более консервативными, дня средний срок рассмотрения заи сейчас не видно никаких подвижек явок, официально предлагаемый банв сторону послабления требований. Об ками, составляет 3 рабочих дня (еще в этом говорить пока рано, но я надеюсь, марте он был 4 дня). что это все же произойдет… – И как выглядит сегодня средОднако основная проблема не в бан- ний заемщик? ках, а в людях, которые думают, что – Во-первых, как ни странно, это сегодня получить кредит практически женщина. Возраст 27–40 лет. Это люди невозможно, а если возможно, то со стабильным доходом. Неважно, очень невыгодно… Это не совсем так. большой он или не очень, главное – его Найти свой кредит вполне реально. стабильность. Свои кредитные способБанки сейчас заинтересованы в ко- ности люди порой не могут оценить ротких кредитах, а автокредит именно адекватно. Приходят к нам за автокретакой. Поэтому, если вы планировали дитом, а в итоге в состоянии оформить купить автомобиль, откладывать не ипотеку на квартиру. Средний же кре-дит, который мы видим по рынку, составляет порядка 300 тысяч рублей. – Перейдем к рынку страхования, где сегодня наблюдается какая-то массовая индивидуализация страховых программ. Что происходит? – Да, по каско условия стали намного более конкурентными. Страховщики набираются опыта в ценообразовании и делают более качественные предложения. Накопилась статистика – на каком клиенте можно заработать, на каком нет. Поэтому сформировались очень специальные предложения. Мы можем опять же посмотреть шире по рынку и выбрать именно то, что нужно вам да еще со скидкой, благодаря партнерским отношениям со страховщиками. Вы пришли в одно место, а попали сразу во все надежные страховые компании. – В чем же, как вы думаете, причина некоторого настороженного отношения россиян к брокерским конторам, страховым магазинам и т.п? – Есть странное мнение, что если ты покупаешь полис через компанию, подобную нашей, ты покупаешь его дороже и к тому же непонятно, у кого ты его покупаешь – кто будет отвечать? Но все эти слухи не имеют под собой никаких оснований. Мы предоставляем огромный выбор и скидки. Мы настоящий супермаркет, где есть широкая продуктовая линейка и привлекательные цены. Это правда, я сам на днях приобрел полис каско в нашей компании, сэкономив при этом порядка 10 тысяч рублей. – А если страховая компания разорилась, вы как-то поддерживаете своего клиента? – Наша основная задача, чтобы человек к нам вернулся через год. Поэтому мы стараемся сделать все возможное, чтобы у него не возникало неприятных моментов. У нас есть свой фильтр – мы тщательно анализируем ситуацию в страховых компаниях, отбираем только самые надежные. Поэтому таких случаев не было. И надеемся, что не будет. Беседовала Елена ШИТИКОВА41За рулем – Регион І №12 І июнь 2009