МОСКВАПланыІПлощадь четырех вокзаловКак стало известно ГЗР, окрестности одной из самых популярных столичных площадей, именуемой в обиходе площадью трех вокзалов, в обозримом будущем могут изменить свой привычный облик. Прежде всего архитектурный, хотя некоторые метаморфозы произойдут и с дорожной сетью. Какие именно, нашему корреспонденту рассказали в Генплане В поисках отправной точки– Работа, выполненная нами, называется очень сложно: «Основные направления развития транспорта северо-западных районов Москвы и МО для увязки с проектом входа высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург на участке Москва – Крюково с транспортным обслуживанием вокзального комплекса ВСМ в районе Комсомольской площади», – говорит Михаил Ивановский, главный специалист НПО-5 НИиПИ Генплана. – Поясню, о чем идет речь. В соответствии с генеральной схемой развития столичного железнодорожного узла руководством РЖД намечен ряд мероприятий по организации высокоскоростного сообщения между Москвой и некоторыми регионами. Первой ласточкой в связи с этим должна стать дорога, соединяющая две российские столицы, то же самое в дальнейшем предполагается осуществить и на других направлениях. Генплан, в частности, занимался сопровождением предпроектных предложений по прокладке путей ВСМ на участке МКАД – центр. Прежде всегодорожной сети площади и Краснопрудной улицы. Новый вокзальный комплекс непосредственно на Комсомольской они однозначно не осилят. Вдобавок «вписать» его здесь, собственно, и некуда. Ленинградский, бывший Николаевский вокзал, и расположенное рядом с ним здание таможни являются объектами архитектурно-исторического наследия, а знаЧтобы обслуживать новый чит перестраивать, надстраивать и тем более сносить их вокзал, Каланчевская никак нельзя. Поэтому все свое внимание генплановцы должна сильно измениться сконцентрировали на наименее загруженной северо-замы стремились к тому, чтобы дорога падной оконечности Комсомольской, была увязана как с существующей до- вдоль которой проходят железнодорожной сетью, так и с ее прогнозируе- рожная ветка Смоленско-Курского намым развитием. Подводить магистраль правления и Каланчевская улица. В решено к Комсомольской площади – этом месте, над путями и предложено здесь и будет ее отправная точка в построить здание нового вокзала. Москве. И вот почему. Ленинградский и Яро- Вокзал «для троих» славский вокзалы со станциями метрополитена – сложившийся транс- По планам железнодорожного ведомпортный узел, работающий на пределе ства и столичных властей кроме пассасвоих возможностей: переварить до- жиров проектируемой высокоскоростполнительный пассажиропоток он яв- ной магистрали Москва – Петербург но не в состоянии. То же касается вокзал будет обслуживать еще и ло-кальную, также проектируемую линию, обеспечивающую связь города с аэропортами Домодедово, Внуково и Шереметьево. – Таким образом, с учетом ВСМ, аэроэкспрессов и уже существующего ж/д-сообщения с платформы Каланчевская предполагается создание объединенного вокзального комплекса с расширенным набором услуг, который включает продажу авиабилетов, регистрацию на рейсы, прием багажа авиапассажиров и многое другое, – рассказывает Михаил Григорьевич. – По площади он будет примерно в 8–10 раз больше Ленинградского и планируется в несколько уровней. Нижний (минусовой) уровень займет двухъярусная подземная парковка на 1,5 тысячи мест, второй (нулевой) уровень – пути и платформы, третий (надземный), закрытый уровень, который будет располагаться над ними на опорах высотой 9 м – зал ожидания с сервисными службами. Плоскую «коробку» сооружения будет венчать башня, где разместятся офисы руководства ВСМ. Неизбежную в таких случаях коммерческую составляющую мы, по понятным причинам, предлагаем вынести за преде-лы вокзала, построив под нее отдельное здание со своей подземной парковкой и максимально изолированным от вокзального подъездом для автомобилей. Со стороны Краснопрудной улицы рядом с комплексом появится новый вестибюль метрополитена, к которому со стороны Казанского вокзала подведут надземный пешеходный переход.6№13І июль 2009 І За рулем – Регион І ПланыПлюс две полосыПо словам Михаила Ивановского, фронтальная часть комплекса будет выходить на Каланчевскую улицу. Это обеспечит ему необходимую дистанцию от Комсомольской, позволив машинам, направляющимся к ВСМ, не смешиваться с потоками, следующими к Казанскому, Ярославскому и Ленинградскому вокзалам. В нынешнем своем виде эффективно обслуживать новый вокзал улица Каланчевская, конечно, не сможет, поэтому ее собираются реконструировать. – Сейчас это довольно узкая улица с трамвайными путями посередине, и по правилам автомобили могут ездить здесь только по одной полосе, – говорит г-н Ивановский. – Для организации движения к ВСМ этого недостаточно, дорога нуждается в расширении. Тем более что такая возможность есть: со стороны железной дороги серьезных объектов на Каланчевской нет (ряд расположенных вдоль нее построек, в основном административных, не представляют никакой исторической ценности). В результате их сноса коридор улицы можно увеличить до 40 метров, обустроив по три полноценные, изолированные от трамвайных путей полосы в каждую сторону, плюс в районе дома № 16 выкроить пространство для подъезда непосредственно к комплексу.ЭстакадыПомимо расширения Каланчевскую ожидает возведение двух эстакад (каждая по две полосы), одна из которых пройдет над самой улицей в направлении вокзала ВСМ. С помощью этого искусственного сооружения, стартующего у перекрестка с Южным проездом, предполагается обособить движущийся туда поток и проскочить таким образом проблемное пересечение Каланчевки с проспектом Сахарова и Краснопрудной (светофор в этом месте останется, но для облегчения жизни автомобилистов будет построен подземный пешеходный переход, связанный с новым вестибюлем метро). Приземлится эстакада у существующего трамвайного кольца, которое, дабы не мешало, перенесут в другой конец улицы. Зеленые насаждения, которые сегодня растут внутри этого кольца, в терминологии специалистов – дендрологически реконструируют, что позволит обустроить небольшое дополнение существующего сквера. Практически сразу за ним (напротив Грохольского переулка) появится привокзальная развязка с рампами, обеспечивающая въезд на все три уровня комплекса: на подзем-ную стоянку, к платформам и залу ожидания (похожая система действует сейчас в аэропорте Шереметьево). Вторая эстакада предусматривается для транспортного обслуживания той части комплекса, которую отдадут под коммерцию. Магазины, офисы, гостиницы разместятся за зданием вокзала, а ведущие к ним подъездные пути будут максимально «разведены» с Каланчевкой. Сама эстакада начнется на Б. Переяславской улице, пройдет над ее пересечением с Каланчевкой, а далее – над железнодорожными путями существующих и новых направлений.Это будет нескороЧто касается сроков строительства четвертого вокзала (как и сроков проведения сопутствующих ему мероприятий на Каланчевской), в Генплане что-то определенное сказать затрудняются. Оно и понятно: из-за финансовых неурядиц, вызванных кризисом, сегодня отложена реализация многих вполне самостоятельных дорожных проектов, а этот еще и завязан на дорогостоящей прокладке скоростной железной дороги плюс путей для аэроэкспрессов. По некоторым неофициальным данным, ещесовсем недавно предполагалось, что проект будет воплощен в жизнь лет через шесть, однако в нынешних реалиях рассчитывать на это не приходится: по самым оптимистичным прогнозам старт этой стройки века откладывается года на два-три. Поэтому путешествовать в Питер мы еще долго будем исключительно с Ленинградского вокзала, а попадая на Каланчевку, ездить по старым и добрым трамвайным путям (поскольку по-другому там чаще всего не получается). Александра РЕЙНСОН7За рулем – Регион І №13 І июль 2009