І АвтошколаВажноУже с 1 июля 2009 года каждый учебный автомобиль в обязательном порядке должен быть оборудован видеокамерами, фиксирующими процесс обучения и сдачи экзамена. Видеодокументы будут храниться в течение года. Такие меры должны помочь разрешать спорные ситуации, возникающие во время сдачи экзаменов в ГИБДД. Полностью новые правила вступят в силу с 1 ноября 2011 года. Тогда изменения коснутся всей процедуры приема экзаменов. Его теоретическую и первую практическую части (на автодроме) предполагается проводить в автоматическом режиме – при помощи компьютеров и автоматизированных автодромов: они исключают «человеческий фактор» в оценке. Однако методика вводится с правом досрочного применения, то есть экзамены по ней можно принимать уже сейчас. Изменится и система учета ошибок при сдаче теории – теперь курсант, неверно ответивший на один или два вопроса, должен будет правильно ответить на новые вопросы. Поменяется также количество заданий для сдачи практической части – с 3 до 12. Появятся дополнительные упражнения для подкатегорий ВЕ, СЕ и DE (управление автомобилем с прицепом).Курсовая прозрачностьУтвердили новую методику приема экзаменов на праваВсвязи с введением новой методики для автошкол у «сочувствующих» возникла масса вопросов и критических замечаний. Ведь все эти новшества моментально отразятся (и, кстати, уже отразились) на цене обучения. Прокомментировать ситуацию и развеять сомнения ГЗР согласилась Татьяна Шутылева, президент Межрегиональной ассоциации автошкол. ГЗР: Ну так что, согласно всем прогнозам рынок автошкольных услуг уже мертв? Т.Ш.: Да бог с вами. Для начала хотелось бы как минимум развеять все эти многочисленные слухи, муссирующиеся в СМИ. На самом деле все, что сейчас происходит, – это хорошо. Да, есть и свои минусы, но плюсов больше. Просто темп взят очень быстрый, хотя о грядущих переменах было известно давно. Кстати, наши европейские коллеги уже лет 25 назад отошли от старых схем обучения. А мы все на месте топчемся. Поэтому изменения нам на пользу, они нужны. ГЗР: А как же все эти слухи о заоблачных ценах на обучение, автомати-зированных автодромах за миллион евро и оттоке желающих учиться? Т.Ш.: Давайте по порядку. Во-первых, никто от автошкол не требует автоматизированных автодромов! Площадка должна лишь имитировать реальные дорожные условия и быть пригодной для выполнения обязательных упражнений. Конечно, автошколу надо оборудовать всем необходимым – компьютерами, проекторами, аппаратно-программным комплексом, площадкой, но и это ведь не сегодня стало известно и не с 1-го числа стало необходимостью. Да, новое оборудование стоит недешево, но так происходит всегда с чем-то новым. Со временем рынок скорректирует и эту ситуацию. Во-вторых, естественно, цены повысились в среднем процентов на тридцать. Но это не из-за того, что автошколы резко оказались «за чертой бедности», а из-за изменения соотношения практики и теории в новых программах. Количество часов вождения увеличилось, а эксплуатация транспортного средства и бензин вовсе не бесплатны. Что же касается оттока учеников, то это, скорее, из-за общего экономического состояния – люди сейчас нередко откладывают обучение на потом. Цены выросли не настолько, чтобы пройти курс стало уж совсем не по средствам. ГЗР: Как раз на тему аппаратнопрограммного комплекса возникает немало споров. Ведь с его помощью можно «измерить» стрессоустойчивость, внимание, конфликтность. И вроде бы даже инструкторов будут на нем проверять?Т.Ш.: Опять же хочу пояснить – это не принудиловка. Никто не может заставить пройти такой тест или, например, по его итогам не допустить до обучения. Это все исключительно добровольно. Думаю, многим было бы интересно узнать о своих способностях или о слабых местах, чтобы потом комфортнее чувствовать У автошкол есть еще два года, себя за рулем. А что касается инструкточтобы довести автодромы ров, их никто на этом аппарате проверять не будет. до корейского уровня Есть регламент подготовки инструкторов, в соответствии с ним и будем действовать. Разумеется, такие комплексы дорого ГЗР: То есть в принципе сейчас стоят, для их оборудования наверняка все устаканится и дальше пойдет по придется привлекать инвесторов. Вознакатанной? можно, некоторые автошколы будут Т.Ш.: Как раз наоборот. Нынешние обустраивать такие автодромы для свособытия – только часть большого меха- его имиджа, имени, репутации, если, конизма, а меры, которые мы обсужда- нечно, смогут себе это позволить. Это ем, – временные, подготовительные. еще и неплохой вид заработка, зачем же Все изменится через два года, когда бу- упускать экономическую выгоду. Ведь дет осуществлен перевод на новую си- затраты на автодром достаточно быстро стему приема экзаменов. Вот тут-то окупятся, когда сдача экзамена на такой и появятся автоматизированные авто- площадке станет обязательной. дромы и… большие траты. ПотратитьРезюмируя сказанное, Татьяна Вячеся в данном случае придется не авто- славовна заметила, что все новшества, школам, а ГАИ. Но это хорошая систе- которые появятся в сфере обучения нама. У нее стопроцентная объективность, выкам вождения, наконец-то приведут высокая пропускная способность. к исключению инспектора из процесса ГЗР: Где-то уже такие автодромы сдачи экзаменов, практически полноесть? В Москве вроде бы ни одного. стью ликвидируют коррупционную соТ.Ш.: Есть в Самаре, Челябинске и ставляющую и сберегут нервы потенКемерове. Да, в столице нет, потому циальным водителям. И только тогда что ни в одном городе нашей страны система получения прав станет станет таких проблем с землей, как в бильной, прозрачной и абсолютно Москве. Но когда «прижмет», тогда стройной. Ради этого стоит подождать тут же все найдется. Это ведь будет еще пару лет. головная боль государства, а не коммерческих компаний. Вероника ЕЛИНАГЗР: С чем связаны ожидаемые в дальнейшем изменения? Т.Ш.: В 2004 году были подписаны поправки к Венской конвенции, регламентирующие применение международных автомобильных прав. Поправки вступили в силу в 2006-м, еще пять лет дано на внедрение. То есть до 2011 года. ГЗР: В чем же будут заключаться основные отличия? Т.Ш.: Скорее всего, будет применен корейский опыт приема экзаменов. Его основная прелесть в том, что контакт между инспектором и сдающим тест полностью исключен – «человеческий фактор» практически сведен к нулю. Параметры правильности сдачи определяют камеры и датчики, установленные не только в машине, но и на дорожном полотне автодрома. Сами понимаете, автоматика абсолютно беспристрастна. Плюс при такой системе на одном автодроме площадью в 1 га можно сдавать экзамен одновременно на 40 машинах!7За рулем – Регион І №14 І июль–август 2009