38
39
РЕТРОMiniІпарковки и плата за нее. Поэтому маленькая машина, способная припарковаться там, где остальные не могут, была актуальным товаром. К тому же Суэцкий энергетический кризис 1956 года заставил автовладельцев задуматься об экономичности. Глава British Motor Corporation Леонард Лорд поставил перед инженером Алеком Иссигонисом и его группой задачу разработать малогабаритный четырехместный автомобиль, причем сделать его настолько маленьким, насколько это вообще возможно. Конструкторы вступили в борьбу за каждый дюйм, эпизоды этой борьбы обросли легендами. Так, ни один аккумулятор и генератор фирм Bosch, Magneti Marelli или других производителей электрооборудования не вписывались в отведенные габариты, и Иссигонис потребовал от электриков разработки новых узлов. То же он сделал и с шинами: заказывая у Dunlop резину, Алек обозначил нужный ему размер просто разведя руки в сторону. Сначала он хотел 8-дюймовые колеса, но после одумался и расщедрился на 10-дюймовые. Иссигонис тряс и кузовщиков, требуя экономичных технологий производства. Так появились характерные отогнутые наружу фальцы между крыльями и кузовом – с точки зрения технологии наружные швы сваривать значительно дешевле. Снаружи оказались и дверные петли (Иссигонис вынес их, чтобы освободить место внутри). В духе производственного минимализма было выполнено и оснащение салона: дверь открывалась простым тросовым приводом, перед водителем вместо передней панели протянулась небольшая полка, а в центре располагался спидометр со счетчиком пробега в милях и указателем уровня бензина, под которым находились два переключателя. С самого начала было решено, что машина будет переднеприводной. Опять же ради экономии места коробку передач поместили под двигатель, причем главная передача расположилась в масляном картере мотора. Радиатор установили тоже весьма необычно: не спереди, а вдоль крыла. Силовой агрегат Иссигонису удалось скомпоновать так, что приводы с шарнирами равных угловых скоростей оказались равной длины. Мотор не представлял собой ничего нового – он выпускался и раньше, но его рабочий объем уменьшили с 948 до 848 см3. Мощности в 24 л.с. вполне хватало, чтобы развить скорость 116 км/ч. Масса Mini в базовой комплектации составляла 617 кг. В машине было достаточно места для четверых и даже для небольшого багажа. Компоновка переднеприводного 4-местного автомобиля с поперечным расположением двигателя и длиной кузова всего 3 метра принесла АлексуВсегда в модеРазработка этой модели началась в 1957 году. С тех пор уже без малого полвека машина заставляет людей улыбатьсяВсе малолитражки в чем-то похожи друг на друга, но каждая модель и особенна. Citroen 2CV и Trabant, BMW Isetta и VW Kafer, FIAT Topolino и ЗАЗ-965 – каждая машина обросла неимоверным количеством легенд и анекдотов. И практически все стали сверхпопулярными. Такова и британская Mini: шедевр компоновки (именно о ней и начали говорить «внутри больше, чем снаружи»), тем-Машина была настолько маленькой, насколько возможно!перамент мотора и, конечно же, особый шарм. Ее создание – заслуга инженера Алека Иссигониса (полное имя – Александр Арнольд Константин Иссигонис), сделавшего не просто автомобиль, а настоящий символ своей эпохи. Конкуренцию в этом Иссигонису могла составить разве что изобретательница мини-юбки и по совместительству владелица одного из Miniбританский модельер Мэри Куант. По легенде идею мини-юбки ей подсказала подруга, которая однажды во время домашней уборки просто обрезала мешавшие ей лишние сантиметры. А вот имя для нового предмета одежды Мэри Куант подсказал ее автомобиль – «черный, похожий на изящный дамский саквояж с колесиками, Mini». К слову, история создания этого автомобиля сложнее и интереснее, чем история мини-юбки.Уроки компактностиДо середины 50-х годов в Великобритании не существовало доступного компактного автомобиля для четырех человек, хотя потребность в нем была особенно велика. Увеличение количества автомобилей и массовые пробки в городе вынудили властей Лондона принять решение об ограничении свободной парковки – стало больше разметки, были введены первые правила38№14І июль–август 2009 І За рулем – Регион І MiniИссигонису репутацию гения. Заслуги гениального инженера оценили и на государственном уровне: в 1969 году, на десятилетний юбилей Mini королева Великобритании посвятила Иссигониса в рыцари, отныне его именовали сэром. Два ходовых прототипа были построены за рекордно короткое время – с марта по октябрь 1957 года. После доводочных работ в июле 1958 года Иссигонис пригласил своего шефа Леонарда Лорда познакомиться с машиной. От вида Mini Лорд пришел в ужас, но поддался-таки уговорам Иссигониса и сел в машину. Оба джентльмена, надо отметить, были ростом выше среднего, но разместились с достаточным комфортом. «Мы сделали круг по территории завода на пределе скорости, – вспоминал потом Иссигонис, – я уверен, сперва он был напуган, но затем просто изумлен тем, как машина ведет себя на дороге. Мы остановились у офиса, и, выйдя, он сказал: «Начинайте производство!».Спортивная жизньАнгличане выпустили два варианта одновременно: Morris Mini-Minor и Austin Seven. Они отличались лишь решеткой радиатора, цветом кузова, колпаками колес и местом изготовления – делались на разных заводах: Morris – в Оксфорде, а Austin – в Лонгбридже. У последнего обозначение было написано как Se7en – цифра 7, будучи положенной на бок, исполняла в слове seven роль буквы v и подчеркивала, что seven по-английски означает «семь». В 1960 году на свет появился еще один вариант кузова – автофургон Mini Van. Чтобы добавить полезной площади кузову, его колесную базу увеличили на 250, а дорожный просвет – на 10 миллиметров. За ним последовали еще два варианта: Estate и Pick-up. Estate был 4-местным универсалом с размерами, как у Mini Van, но с остеклением «по кругу» и в зависимости от варианта имел еще второе название, Countryman или Traveller. Первый предназначался для сельского населения и мелких предпринимателей, а второй –для молодых семей и любителей путешествий. Появилась и спортивная версия, названная Mini Cooper – автогонщик и конструктор Формулы-1 Джон Купер был настолько восхищен надежностью и управляемостью машинки, что решил снабдить ее более мощным двигателем, объемом 997 см3 и мощностью 55 л.с. с двумя карбюраторами, дисковыми тормозами. Два года спустя – в 1963-м – появился и более мощный Mini Cooper S, c мотором уже в 70 сил. Именно эта машина стала не только желанным гостем в самых престижных кварталах Лондона, но и настоящей легендой автоспорта. В 1964-м Mini Cooper побеждает в самом значительном мероприятии среди любителей мотоспорта – ралли Монте-Карло. Экипаж Пэдди Хопкирка и Генри Лиддона чествовали как героев. В следующем году команда Тимо Мякинена и Пола Истера также взошла на высшую ступень пьедестала, а в 1967-м Mini Cooper S под управлением Рауно Аалтонена и Генри Лиддона вновь оказался победителем ралли Монте-Карло. Многие международные знаменитости уступили Mini Cooper не только в Монте-Карло, но и в других соревнованиях. Так, в 1963 году, преодолев огромную конкуренцию, Mini завоевал первенство в гонке Alpine Rally. Совершенно потрясающим было выступление женского экипажа Пэт Мосс и Энн Виздом, взявших в 1962-м Coupe des Dame в Монте-Карло, а затем и победивших в мае того же года в Tulip Rally.В 1965 году с конвейера сошел миллионный Mini, в это же время на рынок выходит первая версия с 4-ступенчатым «автоматом» (АКП автомобилей класса «Люкс» в то время были, как правило, 3-ступенчатыми). В 1967 году Mini основательно переработали – она получила более мощный двигатель с рабочим объемом 998 см3, развивающий 38 л.с. Через два года к базовой версии Classic присоединился Mini Clubman, немного больших размеров и с измененным передком – эта модель на 11 см длиннее оригинала и оснащалась тем же литровым двигателем. На смену моделям Traveler и CountryMan пришел единственный Mini Clubman Estate. В том же 1969-м передние сдвижные стекла на всех моделях уступили место привычным опускным, а петли дверей переместились внутрь кузова. Кроме того, на капоте появился собственный фирменный знак Mini Classic, так как производство полностью перенесли в Лонгбридж и необходимость вдвух марках отпала. Корпорация к тому времени сменила название, став British Leyland Motor Corporation, и все Mini получили голубой значок Leyland на передней панели. С 1980 по 1983 год производственную программу ограничили одним только Mini Classic с литровым двигателем мощностью 40 л.с., а производство Clubman, Estate и Van прекратили. Но и это обстоятельство не помешало в 1986 году сойти с конвейера пятимиллионному Mini. В октябре 2000 года последний экземпляр Mini Classic с номером 5 387 862 покинул заводские ворота. Жизнь модели закончилась на 41-м году, чтобы начаться снова год спустя, когда марку приобрела BMW. Mini снова в моде, и неудивительно. Автор машины сэр Алек Иссигонис говорил: «Мои машины останутся в моде даже после моей смерти». Так и случилось. Иван БАРАНЦЕВ Фото BMWВечно живаяДля более состоятельных покупателей в 1961 году выпустили сразу два дорогих варианта Mini – Riley Elf и Wolseley Hornet с элементами, характерными для роскошных авто того времени: оба имели вертикальную хромированную облицовку радиатора, а сзади был увеличенный, вытянутый назад багажник с выступающими по бокам крыльями. Салоны обивались ковровыми покрытиями, передняя панель изготавливалась из натурального дерева. Такие «люксовые Mini» делали до 1969 года.За рулем – Регион І №14 І июль–август 2009на правах рекламы39