36
37
РЕТРОCord L-29ІВ истории США 1929 год ознаменовался началом Великой депрессии, а в летописи автомобилестроения – появлением первого в мире серийного переднеприводного автомобиля. Им стал Cord L-29В августе 29-гоштуку. Вытянув продажи Auburn на приемлемый уровень, Корд провел еще одну сделку, продав разом все акции, что вызвало обвал котировок, а потом снова скупив, но уже намного дешевле. Вместе с благосостоянием Эретта росла и его автомобильная империя: став единоличным владельцем Auburn, он купил Duesenberg, фирму – производителя моторов Lycoming, таксомоторную компанию Safе-T-Cab и еще десятки предприятий – поставщиков узлов и агрегатов для автомобильного производства. Венцом слияний и поглощений стало создание в 1929-м Cord Corporation и появление в том же году автомобиля Cord L-29.дач – Корд только устанавливал сроки для их устранения. Производство было приказано начать в августе 1929 года, а новую машину нарекли Cord L-29 – в честь отца-основателя и года появления модели на свет.Все впередиВ Cord L-29 использовалась рядная «восьмерка» фирмы Lycoming объемом 4894 см3, развивавшая 125 л.с. при 3300 об/мин, которая разгоняла автомобиль до 140 км/ч. Для переднеприводной машины пришлось вносить изменения в коленчатый и распределительный валы, головку блока цилиндров и картер. Двигатель конструкторы развернули задом наперед – маховик и гаситель крутильных колебаний находились впереди. Перед ними размещались сухое однодисковое сцепление, 3-ступенчатая коробка передач и картер главной передачи. Тормозные барабаны находились не в ступицах передних колес, а на полуосях, возле дифференциала. Подвеска передних колес – на двух парах четвертьэллиптических рессор, балкой моста служила выгнутая вперед труба, огибавшая картер главной передачи. Узлы шасси смазывались автоматически, тормоза имели гидравлический привод, а передачи в коробке переключались с помощью проходящей над двигателем кулисы длиной почти в два с лишним метра, рукоятка которой торчала из торпедо.Эретт Лоббан Корд так и остался бы малоизвестным финансистом, биржевым игроком и рядовым американским миллионером, если бы не автомобили, которым он присвоил свое имя. Биография Корда – сюжет про пресловутую американскую мечту, главный герой которой – self made man, то есть человек, «сделавший себя», добившийся всего своими силами. Сын шотландца-эмигранта после учебы начал заниматься автомобилями. Первые деньги Корд сделал на превращении в спортивный родстер фордовской «Жестянки Лиззи», Ford T. Потом юноша принимал участие в гонках, уже на ав-Плоды конкуренцииЭретт Лоббан Корд смотрел в будущее и, конечно, понимал, что ему будет нелегко конкурировать с такими гигантами, как General Motors и Chrysler Corporation, имея в активе всего лишь две марки – Auburn и Duesenberg. Для прорыва нужна была революционная конструкция, радикально новый дизайн или даже новая философия автомобиля. И Корд ее создал. В 1925 году, на гонках в Индианаполисе он обратил внимание на переднеприводные машины Miller. Уже год спустя его инженеры трудились над переднеприводным автомобилем. Подопытным кроликом стал серийный седан Auburn 8-88. В ноябре 1927 года начались испытания, и первым за руль сел сам Корд. Проехав несколько десятков миль, он пришел в полный восторг и приказал немедленно готовить серийное производство автомобиля. На все возражения инженеров о сырой конструкции и множестве недостатков – шумы в трансмиссии, вибрации рулевого управления, ненадежность шарниров равных угловых скоростей, проблемы с переключением пере-В августе 29-го народ жаждал увидеть диковинутомобилях марки Paige, дилером которой он стал в 1915 году. После дилерства в нескольких штатах – Эретт любил кочевой образ жизни – жил в Чикаго, где продавал авто марки Moon, причем настолько успешно, что через пару лет стал акционером фирмы-дистрибьютора. Но всю жизнь торговать чужими машинами так скучно! И уже в 1924 году Корд начал переговоры с владельцами компании Auburn Automobile Co, находившейся на грани банкротства. В обмен на свои идеи Эретт получил не только пятую часть годовой прибыли, но и право выкупить контрольный пакет акций компании по 20 долларов за36№15І август 2009 І За рулем – Регион І Cord L-29Задний мост L-29 представлял собой балку на продольных полуэллиптических рессорах, тормоза барабанного типа стояли на привычном месте в ступицах колес. Компоновка автомобиля с огромным единым блоком двигатель-сцепление-коробка передач-дифференциал потребовала увеличения колесной базы до трех с половиной метров, и все это хозяйство оказалось внутри базы. Это заметно даже внешне – радиатор сдвинут за переднюю ось.Подъем в горуПередний привод давал Cord L-29 одновременно и преимущеста, и недостатки. Отсутствие карданного вала лишило салон высокого напольного тоннеля и позволило уменьшить высоту шасси, что сказалось и на высоте автомобиля – его низкий и вытянутый силуэт c длиннющим капотом смотрелся весьма привлекательно. Низкий центр тяжести увеличивал траекторную устойчивость Cord L-29, что очень импонировало любителям скоростных виражей.К недостаткам машины относилась неоптимальная развесовка по осям – Cord L-29 крутые подъемы преодолевал с трудом; перегрев передних тормозов – только в 1930 году на их картерах появятся лувры с лючками: неповоротливость при парковке – на малой скорости автомобиль плохо слушался руля; ненадежность шарниров. Впрочем, все это было скорее недоработками конструкции, нежели принципиальными минусами автомобиля в целом. Спешка с производством пошла автомобилю только на пользу – кто знает, как сложилась бы судьба Cord L-29, появись он не в августе, а двумятремя месяцами позже, когда в стране уже царила Великая депрессия. А в августе 1929 года народ валом валил в дилерские центры Auburn, чтобы воочию посмотреть на диковинку. Покупатели записывались в очередь на Cord L-29. В первые же дни после презентации заказы посыпались один за другим, несмотря на то, что стоимость автомобиля составляла от $3095 до $3294 в зависимости от кузова. Даже после финансового краха на Уолл-Стрит остались желающие приобрести этот автомобиль. Cord L-29 продолжил триумфальное шествие и по Старому Свету. В октябре его показали европейской публике на парижском и лондонском автосалонах, а потом и на Конкурсах элегантности, где детище Корда десятками собирало награды в самых разных номинациях. И пока оглушенные кризисом автопроизводители Америки смутно гадали о своем будущем, менеджеры Cord Corporation собирали в Европе заказы на Cord L-29. Среди владельцев «американского чуда» оказались даже румынский король Кароль II и японский император Хирохито. Один Cord L-29 попал в СССР – им пользовался начальникавтотранспортного управления Красной Армии командарм 2-го ранга Иннокентий Халепский. Автомобиль продержался в производстве до 1933 года – всего выпустили 4429 экземпляров с двух- и четырехдверными открытыми и закрытыми вариантами кузовов, а также отдельных шасси под заказные «кароссери». Годы Великой депрессии хоть и «прижали» этот неординарный автомобиль, но не обанкротили самого Корда – благодаря тому, что его корпорация осталась на плаву, он сумел найти силы для создания новой модели Cord, ставшей настоящей легендой. Иван БАРАНЦЕВ Фото из архива авторана правах рекламы37За рулем – Регион І №15 І август 2009