МОСКВАСтрахованиеІУже полгода прошло с того дня, как вступили в силу поправки к Закону об ОСАГО и отечественная система страхования стала на целый шаг ближе к «европам». Что же с тех пор изменилось? Стало ли простому водителю легче жить? Убавилось ли работы у инспекторов? Шесть месяцев – немалый срок, чтобы понять целесообразность принятых мер…По данным Российского союза автостраховщиков, которые предоставил ГЗР начальник отдела прямого урегулирования убытков РСА Евгений Васильев, на конец августа число обратившихся по прямому возмещению убытков составило около 10 тысяч, из них более половины получили возмещение. По Европейскому протоколу обратилось около 500 человек, более 100 получили возмещение, еще 200 – отказ.О бедном ОСАГО замолвите словоСмех сквозь слезыСпустя шесть месяцев и в прессе, и среди водителей все чаще можно услышать негромкое предположение, что российский рынок автострахования еще «не очень готов» к введению системы Европротокола, когда оформить ДТП могут два водителя на месте, не прибегая к помощи инспектора ГИБДД. Большинство страховых компаний, даже крупных, признаются, что к ним не обратилось ни одного (!) пострадавшего в ДТП, оформившего аварию по Европротоколу. Игорь Иванов, заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия», прокомментировал для ГЗР сложности «упрощенки» так: «Система упрощенного урегулирования была введена без достаточной проработки. Ей не очень доверяют водители – ведь далеко не каждый способен на месте, не будучи специалистом, оценить, например, степень повреждения автомобиля – скрытые повреждения вполне могут быть и такими, что отведенного «упрощенкой» лимита выплат в 25 тыс. руб. не хватит на их устранение». Сами же страховщи-отказов страховых компаний довольно внушителен. Так, «РЕСО-Гарантия» с 1 марта текущего года отказала в выплате в 205 случаях по причинам того, что на самом деле в ДТП участвовало более двух автомобилей, полис виновника ДТП не принадлежал указанному в заявлении страховщику или Прямым урегулированием гражданская ответственность виновника вообще не была застрарешили воспользоваться хована, а также в случае невозможности определить степень пока лишь 10 тыс. человек вины участников постфактум. Также нередкой причиной отки могут заведомо подозрительно от- каза может стать допущение ошибок и нестись к заявлениям такого рода, ведь неточностей в заполненных на месте инсценировать ДТП без необходимости ДТП документах – это приводит к искавызова ГИБДД гораздо легче, а это мо- жению информации, доходящей до жет привести к учащению мошенничес- страховых компаний участников. В ситуации опять помог разобраться Игорь ких страховых случаев. С системой прямого урегулирования Иванов; он пояснил, в каких моментах процедура прямого возмещения не убытков дела обстоят чуть лучше. применяется: – заявление о страховом случае уже А сам не плошай… подано в страховую компанию виновНесмотря на то, что в условиях выплат ника ДТП; по прямому возмещению убытков от – пострадавший и виновник аварии ДТП четко прописаны все пункты, на ко- заполнили оба экземпляра извещения, торые нужно ориентироваться, процент но у них имеются разногласия об об-стоятельствах ДТП и характере повреждений; – пострадавший добивается только возмещения морального вреда или упущенной в результате ДТП выгоды; – ДТП произошло в ходе соревнований, испытаний или учебной езды; – вред причинен антикварным предметам, ценным бумагам, произведениям интеллектуальной собственности или предметам религиозного характера; – факт нарушения ПДД, повлекшего аварию, оспаривается в суде; – пострадавший несвоевременно уведомил страховщика о наступлении страхового случая. Самым печальным случаем, конечно, становится отзыв лицензии вашей компании-страховщика, что сейчас вовсе не редкость – с начала года лицензий лишились более 30 страховых компаний. Если такая беда все же произошла, за помощью следует обратиться в РСА. И, разумеется, необходимо помнить, что покупать полис автогражданки можно только у крупных и хорошо зарекомендовавших себя страховщиков и не «вестись» на внушительные скидки и низкие цены.Стоила ли овчинка выделки?Новшества в Законе об ОСАГО в общей сложности касаются трех сторон – страховщиков, водителей и ГИБДД. По мере распространения Европротокола (если это все же произойдет) количество вызванных мелкими ДТП пробок, быть может, начнет сокращаться, и у инспекторов появится больше возможности заниматься организацией дорожного движения. Как уже было сказано, водители «упрощенке» пока не очень доверяют и не всегда способны на месте происшествия трезво оценить «масштаб катастрофы», без ошибок заполнить бумаги. А на рынке страхования, в свою очередь, происходит принудительное оздоровление – страхователи стали разборчивее, с рынка же уходят неблагонадежные и нежизнеспособные компании. Возможно, спустя год ситуация стабилизируется, а водители станут более разборчивыми и менее пугливыми. Вернемся к этому разговору еще через полгода, тогда и посмотрим. Вероника ЕЛИНА8№17І сентябрь 2009 І За рулем – Регион