36
37
ТЮНИНГРепликаІ ТестДве реплики про винтажВ автомобильной среде отношение к репликам неоднозначное: поборники «чистого искусства» считают их не имеющими права на жизнь, другим же, наоборот, нравится видеть то, что казалось утерянным навсегда. Мы представим два любопытных экземпляра, которые, безусловно, скажут свое слово в этом спореАлександром Тимашевым, главой ателье ZerDo Design из Бишкека, мы знакомы много лет. Впервые встретились на автовыставке, где мастера показывали «Бархан» – внедорожник собственной конструкции. На Московский автосалон 2003 года, проходивший тогда в «Экспоцентре» на Красной Пресне, ZerDo Design совместно с Retro-Style привезли автомобиль, названный Mad Cabin («Сумасшедшая, бешеная кабина»). Это был самый настоящий хот-род, построенный на базе агрегатов от российских грузовиков и внедорожников. Экстремальный, ни на что не похожий облик машины обеспечила заниженная и вытянутая капотная кабина от армейского ЗиЛ-157. И после завершения автосалона мы поехали кататься по Москве! Казалось бы, столицу уже ничем не удивишь. Но этот автомобиль стал явным исключением, на него смотрел весь город…С«Классика» в дедушкином фракеИ вот новый проект – репликар в стиле начала ХХ века, «зари автомобилизма», на базе «жигулевских» агрегатов, рассчитанный на мелкосерийное производство. Эта работа производит особое впечатление на фоне «отвязанных» хот-родов. Будто в ZerDo Design сменили пластинку, поставив классику вместо «металла»…Первый – репликар по моде 1905–1910 годов, работа ZerDo Design. В основе – обыкновенная «классика»Сначала была книга…О предыстории этого проекта лучше всего рассказывает его идеолог: «В начале девяностых годов в мои руки попала редкая книга – двухтомник, изданный в 1913 году, с детальнейшим описанием всех экспона-Репликар – не всегда копия конкретного ретроавтомобиля. Иногда – «фантазия на тему»тов, представленных на стендах международной автомобильной выставки Санкт-Петербурга. Даже по современным меркам это было грандиозное событие, в нем участвовало 75 автомобильных фирм. Я был просто поражен этими шедеврами автомобильного искусства, их «каретными» линиями и пропорциями, какой-то вычурной помпезностью и одновременно изяществом и простотой технических решений. Мне очень хотелось самому построить подобный автомобиль, ориентируясь на некий собирательный образ машин периода 1905–1910 годов, когда кузов автомобиля еще не получил монолитных форм, но уже и не представлял собой примитивную повозку с мотором». Возможность воплотить мечту появилась только спустя полтора десятилетия. «Конструкция репликара создавалась практически с нуля, и было необходимо продумать как техническую сторону, так и общую дизайн-концепцию, ведь предполагалось создавать различные типы машин и множество вариантов кузовов. Эскизные наброски и проработка технической части будущего автомобиля проводились при помощи 2D- и 3D-программ. Основная задача состояла в конструировании унифицированного шасси, на которое можно было бы устанавливать различные кузова. Параллельно прорабатывались и варианты внешнего вида репликара. Были просмотрены сотни фотографий машин того времени, сопоставлялись отдельные элементы и выводилась общая композиционная составляющая. Тестовые «трехмерные» ролики позволили «нащупать» основные пропорции и найти нужные линии».36№18І сентябрь–октябрь 2009 І За рулем – Регион РепликаZerDo Design объясняетто это за зверь такой – репликар? В переводе с английского replicar (от слов replica и car) – автомобиль, повторяющий конкретную ретромодель или стилизованный под старину, но на агрегатах современных автомобилей. Фирм, которые специализируются на производстве таких автомобилей, десятки, но только не на территории бывшего СССР. Тем более никто пока всерьез не занимался создани-І ТестЧем репликара собственной конструкции, рассчитанного на унификацию и тиражирование. Так что ZerDo Design и в этом направлении стали первооткрывателями. Любопытно, что репликар ZerDo Design создан по «дореволюционному» образцу – подобных машин во всем мире не так уж много. Производители реплик почему-то больше жалуют 30–50-е годы… Автомобиль ZerDo Design не копируетопределенную марку и модель, а воплощает некий собирательный образ машин того времени. По утверждению авторов проекта, их выбор обоснован особым очарованием «зари автомобилизма». Каждый экипаж тогда был индивидуален, элегантные кузова строились каретными мастерскими на заказ. В автомобилях того времени были подлинная красота и одухотворенность, чего лишен нынешний автоширпотреб.Как это сделаноПроект долгосрочный, рассчитан на мелкосерийное производство, а значит, имеет смысл рассказать и о самом процессе. Поэтому – в настоящем времени… В мастерской два цеха, в одном собирается шасси, а в другом строится кузов по индивидуальному проекту. В первом из профиля прямоугольного сечения сваривается прочная рама с двумя Х-образными поперечинами и кронштейнами для крепления подвески, основных агрегатов. Колесная база у всех машин одинаковая – 3000 мм. Моторный щит, органы управления и переднее оперение стандартные независимо от типа кузова. Установка разных кузовов возможна благодаря параллельным лонжеронам с унифицированным болтовым креплением. Так что на одно шасси можно приобрести и пару кузовов и потом менять их по необходимости. Кузова строятся во втором цехе на основе пространственного металлического каркаса, обшивающегося стальным листом или деревом. Возможны комбинация материалов и разработка индивидуального типа кузова. В качестве агрегатной базы мастера взяли двигатель, трансмиссию и элементы подвески от заднеприводных автомобилей ВАЗ, в большей степени по причине их доступности. Эту машину можно поставить на учет в ГИБДД, зарегистрировать как полноценное транспортное средство, то есть эксплуатировать на любых дорогах. Рессоры смотрелись бы выигрышнее пружин, но авторы хотели обеспечить комфорт и приемлемую управляемость, поэтому спереди поставили независимую подвеску на поперечных рычагах, а сзади зависимую, тоже с пружинами. Схема, в общем, известная. От автомобиля такого типа не требуется быстроходность, так что «жигулевские» агрегаты вполне удовлетворяют техническим требованиям. На руку здесь и нетребовательность к топливу и смазкам, и простота обслуживания. Разумеется, мастера могут адаптировать и импортные агрегаты, но игра вряд ли стоит свеч – гонки на такой машине сродни безумию. Для изготовления колес разбираются 19-дюймовые мотоциклетные обода, к которым на специальном кондукторе привариваются 12 спиц, нарезанных из квадратных труб, и ступичная часть с посадочными отверстиями длячетырех колесных болтов. Шины обыкновенные, мотоциклетные, с большими грунтозацепами, так что с проходимостью у машины полный порядок – можно смело кататься даже по лесным дорожкам. Отделка интерьера – особо важная область. Сиденья обязательно подгоняют по месту, делая их удобными. Обивка может быть и тканевой, но гораздо роскошнее смотрится кожа. Чтобы придать интерьеру совсем уж «винтажный» вид, мастера освоили технологию пошива клиньями, именуемую «честер». На пол же здесь можно положить и самый настоящий шерстяной ковер. Конечно, в автомобилях начала ХХ века аудиосистемы не было, но теперь музыку ставят даже на гидроциклы, а уж в такой – прогулочной – машине она должна быть обязательно. Правда, мастера тщательно выдерживают стиль, маскируя аудиокомпоненты под старину.В жизни как в киноМногие бы хотели покататься на машине начала прошлого века, но где те машины? ZerDo Design предоставляет такую возможность всем желающим, предлагает свои автомобили в аренду (на свадьбы, для фотосессий в ретростиле или романтических прогулок). Репликары ателье – готовые киноартисты. Они не копируют конкретные модели, но способны создать абсолютно достоверный антураж в картине о начале прошлого века. Да и в частном гараже такая машина смотрелась бы как минимум интересно… Илья ПИМЕНОВ Фото Александра ТИМАШЕВАна правах рекламы