І ПроблемаСекретный реагентТехнология зимней уборки утверждена. Осталось ее соблюстиервые заморозки напомнили водителям о замене резины. Представители ГИБДД замечают, что с наступлением холодов резко увеличивается число аварий, и происходят они в основном из-за автовладельцев, не сменивших вовремя летнюю резину на зимнюю или всесезонную. Резонно. Однако погода напомнила и еще об одной зимней теме – реагентах. Весь прошедший год Ростехнадзор и Министерство природных ресурсов и экологии России (МПР) «бодались» с коммунальщиками, споря о качестве и безопасности всего того, чем поливают и посыпают наши улицы. Ведь вещества, используемые для предотвращения образования гололеда на дорогах, являются серьезной проблемой как для муниципальной технической инфраструктуры, так и для здоровья людей и животных. Если помните, в январе распыление дорожных реагентов вызвало нештатную ситуацию на электроподстанции «Южная» в Санкт-Петербурге. В результате более 30 тысяч жителей города на Неве сначала остались без света, а потом получали электроэнергию по резервной схеме. В середине июля Минприроды выступило против планов столичного правительства закупить противоголо-Песя в составе химические элементы замещают накопившиеся в грунте залежи солей натрия. Но даже такие продвинутые противогололедные средства должны использоваться в строго означенном количестве и в соответствии с погодными условиями. А если еще затем быстро убирать остатки – ничего страшного с нами не произойдет. Однако, как показывает практика, под борьбой с зимней скользкостью коммунальные службы понимают в основном разбрасывание/распыление антигололедных средств. Своевременная уборка дорог после их обработки реагентами – наше слабое звено. Елена ШИТИКОВА P.S. По прогнозу Гидрометеоцентра России, в ночные часы на территории Москвы и области ожидается понижение температуры до –2oC, в связи с чем возможно обледенение проезжей части и образование тумана на дороге, особенно в низких местах (низменностях). «Наиболее опасными в таких условиях становятся съезды с мостов и эстакад, проезды через перекрестки, а также движение по открытым, наиболее продуваемым участкам дорог», – сообщают в ГИБДД.В прошлом зимнем сезоне столичные коммунальные службы, борясь с гололедом, посыпали улицы гранитной крошкой. По отзывам специалистов-дорожников, с точки зрения безопасности движения, этот реагент более чем хорош – растут сцепные свойства покрытия. Но: а) проезжую часть после применения щебня необходимо регулярно очищать, иначе неизбежны засоры канализации, б) для достижения стойкого эффекта требуется огромное количество щебня, в) вылетая из-под колес, куски крошки наносят повреждения стеклам автомобилей. Кроме того, по инЭтой зимой на дороги Москвы формации ОАТИ, в прошлом году вместо 100выльются очередные процентной гранитной крошки с размером зеполтора миллиарда рублей рен 2–5 мм во взятых пробах было обнаружеледные материалы (ПГМ), не имеющие но до 57% песка, а содержание в них положительного заключения государ- пылевидных и глинистых частиц – 20% ственной экологической экспертизы при максимально допустимом 1%. федерального уровня. Специалисты Между тем альтернативных варианМПР были возмущены проведением тов борьбы с обледенением дорог гооткрытого аукциона на поставку ПГМ: роду пока не предложено. Поэтому «Мы видим, как московские власти неудивительно, что прямо перед перпытаются принять решения, которые выми холодами, в начале октября не дают никаких гарантий безопаснос- Федеральная служба по экологичести для жителей столицы в связи с ис- кому, технологическому и атомному пользованием реагентов, содержащих надзору утвердила заключения коне прошедшие экспертизу химические миссии по государственной экспертивещества». И в этой связи пригрозили зе технологии зимней уборки. Соотобратиться в органы прокуратуры ветствующий приказ подписал рукос требованием об отмене аукциона. водитель ведомства Николай Кутьин. После всей этой шумихи Ростехнад- Технология, разработанная Департазор решил проверить экологическую ментом ЖКХ Москвы, подразумевает безопасность и эффективность техно- применение противогололедных реалогии зимней уборки магистралей и гентов и гранитного щебня (фракции площадей Москвы с применением 2–5 мм). Срок действия заключения – противогололедных реагентов и про- пять лет. вести госэкоэкспертизу проекта техниСписок поставляемых в столицу реаческой документации, разработанного гентов не приводится. Но, судя по проДепартаментом ЖКХ Москвы... шлым сезонам, помимо щебня натрассах Москвы будут использованы вещества нового поколения – твердый «Биодор» и жидкий ЭСБГ. Первый изготовлен на основе солей кальция и магния, второй после окончания действия распадается на природные составляющие. Во все реагенты добавляются особые ингибиторы, препятствующие коррозийным явлениям, а содержащи-5За рулем – Регион І №20 І октябрь–ноябрь 2009