І БезопасностьПо ту сторону баррикадПешеходы и водители: как примирить дорожных антагонистов?собенного уважения друг к другу эти две категории соотечественников как не испытывали, так и не испытывают. Именно это называется умным словосочетанием «низкий уровень культуры взаимоотношений на дороге». И поэтому наша страна держит уверенное первое место среди всех цивилизованных соседей в статистике дорожного травматизма и смертности. Проанализировать ситуацию решили в РСА, организовав семинар «Повышение безопасности движения пешеходов».изыскательских организаций «Родос» Дмитрий Немчинов предложил все то же сокращение скорости передвижения в районах скопления людей, разную организацию пешеходного и велосипедного движения на дорогах различного функционального назначения и создание особой сети транспортных маршрутов для пешеходов и велосипедистов. Все это позволит отделить механизированных «пользователей» и немеханизированных, уравнивая их в правах. Немчинов заметил, что быстрых результатов в деле сокращения травматизма и смертности вряд ли можно ожидать в стране, где в парковки превращаются даже пешеходные переходы. Что уж говорить об уважении к инвалидам!Цель – ноль!Программу «Цель – ноль!», подразумевающую стремление к максимально возможному спасению человеческих жизней, предложил руководитель проектов фонда «Зебра» Евгений Малинин. Проект вобрал лучший мировой опыт в обеспечении безопасности пешеходов и включает вполне реальные предложения. Малинин продемонстрировал участникам семинара видеоролик с «умным» светофором, оснащенным радаром, который умеет либо пропускать автомобиль на зеленый в том случае, если пешеходный переход пустой и скорость движения автомобиля соответствует скоростному ограничению, либо давать красный сигнал в случае превышения скорости или наличии пешехода на дороге. Также рассказал он о несложных технических средствах, которыми можно повысить безопасность пешеходов. Особое галогенное освещение на зеб-Ооне офисных и торговых зон и до 20 км/ч – в жилых массивах.Яркий подходЗамначальника Центра организации дорожного движения Москвы Александр Скороделов рассказал о предложениях, выдвинутых в рамках конкурса по мерам снижения травматизма. Среди них использование яркого цветного асфальта на пришкольных территориях и увеличение количества «лежачих полицейских» близ остановок транспорта и школ. Одно из таких предложений уже воплощено в жизнь – многие заметили знаки пешеходного перехода нового формата в желтой светоотражающей рамке. Также из полезных нововведений Скороделов отметил появление на дорогах мобильных экипажей скорой помощи – с начала года 10 бригад дежурят на МКАД и еще пять – на ТТК. Это стало заметным вкладом в важнейшее дело оказания необходимой первой помощи. Так, за истекшие месяцы смертность на дорогах сократилась на 15% относительно того же периода прошлого года.Зональное делениеНачальник ННИЦ проблем безопасности дорожного движения МВД РФ Виктор Кондратьев напомнил собравшимся, что пешеход, не защищенный корпусом автомобиля, является на дороге самым уязвимым элементом. А в условиях неразвитости дорожной инфраструктуры и нескончаемой автомобилизации постоянно подвергается опасности – наезды на людей составляют до 70% от общего числа ДТП. Именно в связи с этим возник уже небезызвестный и активно критикуемый законопроект, предусматривающий обязательное включение ближнего света фар даже в дневное время и безусловное предоставление права перехода пешеходу на нерегулируемом переходе. Однако наряду с этими, уже готовыми решениями Кондратьев рассказал и о других мерах, способных снизить травматизм и смертность, таких как оптимизация расстояния, проходимого пешеходами по зебре, и максимальное устранение необоснованных препятствий для пешего движения. Также было предложено введение зонального ограничения скорости – до 50 км/ч при движении в городе, до 30 км/ч – в рай-Забытые пешеходыНесложно прийти к выводу, что наибольший риск травматизма приходится на такие категории пешеходов, как пенсионеры, беременные женщины и дети младшего школьного возраста. Нередко общество забывает и о тех, кому так нелегко приходится на улицах не приспособленного для них города, – об инвалидах. Об этом напомнил председатель столичного подразделения Всероссийского общества слепых Александр Мошковский. Задумайтесь, как бывает сложно добраться человеку с ограниченными возможностями докакой-то точки в городе. Ведь инвалиду опасно находиться как около подъезда собственного дома, так и на остановке общественного транспорта или пешеходном переходе, особенно нерегулируемом. Александр Николаевич, как и предыдущие ораторы, отметил низкую культуру среди водителей, далеко не всегда имеющих представление о том, что, например, белая трость указывает на слабовидящего человека. Кроме того, крайне небольшое количество светофоров со звуковым оповещением сокращает и без того малое количество маршрутов, пригодных для передвижения людей с ограниченными физическими возможностями, до катастрофического минимума. В этих тезисах Александра Мошковского поддержал и Михаил Терентьев, депутат и генеральный секретарь Паралимпийского комитета России. Он отметил, что важным свер- Водителям и пешеходам России шением для общества стаеще далеко до комфортного нет повсеместное уважительное отношение водитесосуществования лей к пешеходам вообще и к инвалидам в частности и «непредусмотренное» пока понимание рах, установка дополнительных препяттого, что инвалиды бывают еще и во- ствий и неровностей на дорогах, сужедителями автотранспорта. Правда, тут ние проезжей части у светофоров, беда не только в «соседях по дороге», оборудование островков безопасности но и в проблемах с сертификацией на проезжей части – все эти нехитрые машин, особо оборудованных для ин- изменения могут спасать жизни и эковалидов. В целом до комфортного су- номить бюджетные средства. В целом семинар был попыткой соществования инвалида-пешехода и инздать некую площадку, в рамках котовалида-водителя нам еще далеко… рой участники могли предложить вполне реальные меры по «сбиванию» Как у них страшных статистических показателей Немало времени на семинаре было смертности на российских дорогах и уделено обсуждению зарубежного напомнить водителям, что даже они, опыта, который можно было бы при- хоть и ненадолго, каждый день станоменить и на наших дорогах – пусть не вятся обыкновенными пешеходами. сейчас, но хотя бы в будущем. Директор ассоциации дорожных проектноВероника ЕЛИНАЗа рулем – Регион І №21 І ноябрь 20097