МОСКВАДорогиІОсобенно это касается дорог, ведущих из Латвии и Эстонии: пройдя все таможенные и пограничные формальности и въехав в Россию, человек вновь оказывается перед закрытым шлагбаумом. Здесь ему говорят, что проезд платный, а если он не хочет платить, то… может снова ехать за границу! А если виза у него однократная? В качестве альтернативного проезда из Невеля в Усвяты предлагают ехать через Великие Луки (а это порядка 200 км!) или через другое государство – Белоруссию. Кроме того, в соответствии с тем же президентским указом «Плата за проезд по платным автомобильным дорогам… является платой за обеспечиваемые на таких дорогах… повышенные безопасность и комфорт движения». Ни одна из псковских дорог этому требованию не соответствует: ямы, асфальт разбит, да и тот есть не везде! А освобождение от оплаты псковских автомобилистов нарушает ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, по которой «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от… места жительства». Между тем, несмотря на эти вопиющие нарушения двух законов федерального уровня, вымогательство в отношении «непскопских» автомобилистов процветает вот уже восемь лет. Прокуратура попыталась было вмешаться, но как-то ненастойчиво. Областной суд не поддержал протест облпрокурора, а Верховный по непонятным причинам (вот уж действительно Фемида оказалась слепа!) не увидел в псковской инициативе нарушения ни Конституции, ни Указа президента. К тому же облпрокурор обратился в суд не как должностное лицо или гражданин Имярек, а от неограниченного круга лиц – значит, и от нас с вами. То есть больше никто не имеет права обращаться ни в какой суд по этому же поводу. И случаи отказа в приеме таких исков уже были. Псковский пример показывает, что даже если у МЭР не получится законодательно снять условие об обязательном наличии бесплатного альтернативного проезда, то и это не остановит чиновников, почуявших запах живых денег. И тогда уже раскошеливаться нам придется буквально на каждом километре. Вячеслав ВАРЁНОВ Фото автораПлатные дороги в России уже есть!Около 150 млн. рублей ежегодно вынимают из карманов неместных автомобилистов власти Псковской областидо Эстонии, 3) дорога А117 (она же Е262 по европейской классификации) от г. Опочка до с. Долосцы и далее до Белоруссии (в направлении на Полоцк) и 4) Р133 от г. Невель до г. Усвяты. Однако платить приходится всем, кто на них оказался. Водители же узнают об этом порой в самый последний момент, когда весь путь пройден. Просто дорогу неожиданно перегораживает шлагбаум, который не открывается даже после настойчивых звуковых сигналов. Никакого «завшлагбаумом» нет, приходится выходить из машины и идти в Ни у одной из четырех расположенную рядом будку. Там-то и «коммерческих» дорог Псковщины выясняется, что тот асфальт с рытвинанет бесплатной альтернативы ми, по которому только что проехал, «инициативу». МЭР хочет изъять из решением местной администрации стал законодательных актов, регулирую- платной дорогой. щих пользование платными дорогами, И деньги немалые: от 140 до 280 требование об обязательной бесплат- руб. за легковую машину и от 300 до ной альтернативе. почти 1000 – за грузовую. Такой сюрНа самом же деле все это сейчас приз, например, ожидает тех, кто едет уже не новость. Мало кто из россиян из Санкт-Петербурга в Смоленск через знает, что в стране вот уже восьмой Псков – Невель – Велиж. Шлагбаум год платные дороги существуют! При- возникает в самом конце Псковской чем действуют они в нарушение как области, посреди городка Усвяты. Там минимум двух законов – Конституции водитель легковушки узнает, что за 60 РФ и Указа президента. км пути от Невеля до Усвят он должен Просто так решили власти Псковщи- пополнить местный бюджет 195 рубляны и в 2001 г. ввели плату за проезд по ми. А проезд от с. Гавры до г. Остров некоторым дорогам. Причем плату бе- (около 65 км) оценивается почему-то рут со всех, кроме псковичей. аж в 280 руб.! Цены, мягко говоря, куБлаго, не все (пока еще) автодороги саются. Они были бы в какой-то мере Псковской области стали платными, а оправданы, если бы качество дорог только четыре: это 1) дорога А116 от было великолепным. Ну хотя бы как в г. Остров до с. Гавры и далее до Лат- соседней Белоруссии, где за каждые вии, 2) от Изборска до Печор и далее примерно 150 км минской трассы, кооследние несколько месяцев российские власти активно обдумывают, как бы вытрясти из автомобилистов еще немного денег. И еще. И еще… То таможенные пошлины подняли, то штрафы. Под вопросом транспортный налог. А чиновникам Минэкономразвития (МЭР) этого показалось мало, и они возжелали сделать проезд по дорогам платным, что по сути означало бы введение еще одного транспортного налога. В ГЗР № 21 в материале «Отмена всех ограничений» мы уже обсуждали этуПторая по качеству приближается к автобану, берут по 0,5 доллара. Почувствовали разницу? Хотя информационные щиты о въезде на платную дорогу кое-где все же стоят. Но понять из них, куда ведет эта дорога, узнать о ее протяженности и стоимости невозможно! Этот откровенный дорожный беспредел по-псковски начался после того, как в самом конце 2001 г. администрация области своим постановлением № 459 утвердила «Временное положение об организации и использовании на платной основе автомобильных дорог и дорожных объектов в Псковской области». Начался по сути настоящий дорожный рэкет, благословленный местными властями. И это не вызвало никакого протеста у псковских автомобилистов. А все потому, что этим же самым постановлением они были освобождены от оплаты. Такой же была политика Британской Империи, когда она разрешила своим пиратам грабить любые корабли, кроме английских. На тот момент (да, в общем, и сейчас) нормативное существование платных дорог в России определял Указ президента РФ от 27 июня 1998 г. № 728 «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации». В соответствии с ним «Проезд по автомобильной дороге… может быть платным только при наличии бесплатного альтернативного проезда в том же направлении по другим автомобильным дорогам». Ни у одной из четырех псковских дорог нет бесплатной альтернативы!8№23І декабрь 2009 І За рулем – Регион