30
31
РЫНОКТехникаІ АКПНекоторые нюансы техобслуживания и эксплуатации «автоматов»рантирован. Нейтральная позиция выключает механизм блокировки выходного вала. Проще говоря, как и на МКП, на нейтрали «автомата» можно запросто катиться под горку. Тем не менее специалисты не рекомендуют включать N во время движения. Это может плохо закончиться как с точки зрения возможной потери управления автомобилем, так и с точки зрения последующих манипуляций рычагом АКП. Бывали случаи, когда в экстренной дорожной ситуации водители, пытаясь наспех включить режим движения, промахивались, нанося существенный ущерб коробке передач. Наконец, собственно режим движения D. Его назначение – выбор подходящего числа с первой по пятую передачи ( 6- и даже 7-ступенчатые «автоматы» машин премиум-сегмента – тема для отдельного разговора). Нередко возникают вопросы о целевом назначении позиций 3, 2 и 1, которые очень часто есть в коробках. Каждая из этих позиций с цифрой-названием ограничивает переключение передач вверх. Так, включив положение 2, вы сможете двигаться только на первой и/или второй передаче. Этот режим окажется весьма полезным при поездке в горы, на затяжных спусках. Режим 3 хорош в условиях городского трафика, когда разогнаться-то и негде, некогда. А позиция 1, или L, незаменима на бездорожье, крутом подъеме или спуске.Сам себе головаКонструкторское бюроПонятно, что в рамках журналистского материала мы не станем подробно разбирать устройство автоматической трансмиссии. Тем не менее пару слов о технических особенностях «автомата» сказать нужно. Согласно теории составляющими автоматических трансмиссий являются гидротрансформатор, собственно коробка передач, шарниры равных угловых скоростей или карданная передача, главная передача и полуоси. Может быть использована переднеприводная, заднеприводная или полноприводная схема компоновки трансмиссии. Гидротрансформатор – промежуточное звено между двигателем и АКП. Кроме того, что он связывает воедино силовой агрегат, гидротрансформатор, также играет роль дополнительных ступеней коробки, сглаживая изменение крутящего момента на ведущих колесах. Практически все бренды, производящие автоматические коробки, используют планетарные передачи. Лишь Honda строит «автоматы» по вальной схеме. Преимущество планетарной коробки – возможность увеличения числа передач, а также сравнительная простота управления. В конструкцию такой АКП входят несколько планетарных рядов, блокировочные муфты, дисковые или ленточные тормоза и обгонные муфты.МасловедениеКак правило, роли трансмиссионной жидкости (которую по традиции называют маслом) в исправной работе АКП отводится чуть ли не второстепенное значение. Одна из наиболее популярных фраз: «У меня «автомат», там масло на весь срок службы!» А между тем именно от состояния трансмиссионного масла и его уровня во многом зависит ресурс АКП. По словам «коробочников», львиная доля неисправностей автоматической трансмиссии связана с неправильным уровнем масла. Контролировать уровень желательно не реже одного раза в месяц (некоторые специалисты советуют проверять щуп еженедельно). Процедура контроля имеет свои правила. Во-первых, проверять следует только разогретое до рабочей температуры масло. Прогрев АКП происходит на ходу: нужно преодолеть порядка 15 км (не менее), чтобы масло в коробке достигло положенных 80–85 градусов. Важно помнить, что хотя щуп и имеет метки холодного и горячего состояния масла, окончательно уровень проверяется только на прогретой АКП. На заметку: разница между холодным и горячим уровнями может достигать 30 мм. При чересчур низком, так и при слишком высоком уровне КП может выйти из строя. Что же касается «вечного» масла, залитого в «автомат» раз и навсегда, – то это миф. Любое масло, даже синтетическое, стареет и утрачивает первоначальные свойства. Главный фактор, влияющий на срок службы трансмиссионной жидкости, – высокая температура. При повышенном температурном режиме масляный ресурс сокращается в разы. Конечно, в идеале масло в АКП может выхаживать до 200 тыс. км. Однако такой случай скорее из книжной жизни. На практике трансмиссионное масло редко когда сохраняет свои свойства неизменными даже в течение 20 тыс. км. Посему специалисты зачастую советуют менять масло каждые 50–60 тыс. км. А иногда и чаще. Полагаем, к ним следует прислушаться.Смена позицийКак известно, АКП имеет несколько режимов работы. В зависимости от марки и модели авто количество режимов может разниться. Однако такие положения рычага выбора диапазона, как P, R, N и D, наличествуют всегда и везде. Рассмотрим каждый из них чуть подробнее. Позиция P – стояночная. Выбирается при остановке на более или менее продолжительный срок. Управление АКП выключено, выходной вал коробки заблокирован, так что движение автомобиля невозможно. Заметим, что включение режима P на ходу может привести к поломке КП! На большинстве автомобилей, оснащенных автоматической трансмиссией, извлечь ключ из замка зажигания можно только при включенной стояночной позиции коробки. Позиции R и N вряд ли нуждаются в подробном комментарии. Заметим, что задний ход включается исключительно при полной остановке авто. В противном случае выход КП из строя практически га-30№23І декабрь 2009 І За рулем – Регион Техника Особенности пилотажаІ АКПSubaru Impreza: тест-марафонПервое и основное правило, единое для всех автомобилей с АКП, гласит: двигатель заводится исключительно в положении P или N. Если по какой-либо причине вам удается запустить мотор в другом режиме коробки, советуем не медля обратиться в сервис. Судите сами, запуск холодного мотора, который неизбежно начнет работать на повышенных оборотах, в режиме R или D обязательно приведет к самопроизвольному движению автомобиля. Теперь представьте, что вы зимой завели машину из дому, чтобы она прогрелась к вашему выходу… Скорее всего, внизу вас будет поджидать неприятный сюрприз. В разное время разные же люди доказывали надобность включения нейтрали во время светофорной остановки. Мол, удерживание автомобиля Плюсы и минусы тормозом, пусть и непродолжительное, однако достаточно частое, уменьшает ресурс трансмиссии. Итак, в заключение нашего ликбеза отметим основСпециалисты на этот счет придерживаются более ные достоинства и недостатки автоматической сложной точки зрения. Да, действительно, жарким трансмиссии. Начнем, пожалуй, с минусов. Их нелетом, при 30оС и больше, дабы не перегревать жид- много. Во-первых, чуть меньший, чем у «механики», кость АКП, лучше не лениться и переводить рычаг в КПД, связанный со сложностью конструкции и налиположение N даже при кратковременных остановках. чием гидротрансформатора. Отсюда чуть больший Однако в абсолютном большинстве случаев это со- расход топлива. Лично мое мнение: абсолютное вершенно излишне, более того – вредно. Ибо лишние большинство водителей даже не задумываются над манипуляции с этой «проблемой». Недостатки АКП с лихвой окупаются Во-вторых, чуть худкоробкой отнюдь не увеличивают шая динамика авто. комфортом, который дарит ее ресурс. Так что С учетом конструкв Средней полосе тивных особенносуправление авто с «автоматом» России при нортей современных мальной темпе«автоматов» это поратуре светофоры и пробки вряд ли способны нане- ложение и вовсе может оказаться спорным. Наконец, сти серьезный вред «автомату». в-третьих, эксплуатационные проблемы, связанные с Общий принцип спортивного и экономичного ре- невозможностью пуска автомобиля никаким иным жимов, полагаем, понятен. В первом случае пере- способом, кроме стартера, а также трудностями букключение на повышенную происходит на макси- сировки. Насколько они значимы, каждый решает мальных оборотах двигателя, во втором – с учетом сам для себя. наиболее экономичного режима. Как показывает практика, все эти недостатки с Иногда возникают вопросы, связанные с функци- лихвой окупаются комфортом, который дарит упей kick-down. На самом деле тут все довольно про- равление автомобилем с АКП. Особенно в условиях сто. Резкое нажатие правой педали в пол приводит сегодняшнего городского движения. Учитывая, что к включению пониженной передачи. Kick-down хо- ресурс «автомата» сегодня иной раз даже превырош при обгонах. Отключается же он элементар- шает ресурс «механики», можно смело сказать – но – достаточно лишь приподнять ногу с газа. Кста- мода на «автоматы» пройдет еще не скоро. По ти, в запасе возможностей АКП есть и, так скажем, крайней мере, в нашей стране точно!.. обратная функция. А именно – «зимняя» программа. Она включается водителем. Суть ее такова: наНикита КОТРОВСКИЙчало движения происходит со второй, а иногда и с третьей передачи, чтобы облегчить троганье на скользкой дороге и не срывать колеса в пробуксовку. Причем далее включается специальный алгоритм переключения передач. Наконец, один из самых частых вопросов связан с буксировкой автомобиля с АКП. В идеале, конечно, ее желательно избегать, пользуясь услугами эвакуатора. Однако если ситуация безвыходная, то специалисты рекомендуют следовать формуле 50х50. Расшифровка проста: буксируем на расстояние 50 км со скорость не более 50 км/ч. Перед началом буксировки советуем долить масло выше верхней отметки. И не забудьте потом привести уровень в норму!Год выпуска Версия В эксплуатации ГЗР Пробег на момент отчета «Редакционный» пробег2008 1.5 с МКП с октября 2009 11 900 км 3750 кмосед, узнав, на чем я в этот раз приехал домой, не удержался: – Так она же без мотора! – Зато едет хорошо! – парировал я. Это как раз про бюджетную Impreza, которая уже несколько месяцев у нас на длинном тесте. Моторчик и вправду скромненький, но, я бы сказал, достаточный. Единственное, что не нравится в дуэте «мотор-коробка», это не очень четкое переключение передач, а с таким мотором переключаться приходится часто – не вывозит машина с низких оборотов, приходится подтыкать третью, а где и вторую. Но это вполне терпимо, есть машины и помедленней. Зато можно усесться за руль удобно, а не в позе зародыша, и потихоньку пилотировать. А едет бюджетная Impreza хорошо благодаря очень правильным настройкам подвески. Машину не трясет ни на люках, ни на трамвайных путях, ей безразличны колеи на асфальте, а на пологих волнах нет раскачки. Такое ощущение, что ты паришь над дорогой, просто отслеживая ее профиль. Мотор легкий и низкий, и потому в поворот машина едет сразу, не пытаясь накрениться. И обратная связь на руле приличная, и привод сцепления информативный, что в пробках сильно помогает. А еще мне нравится, что заправлять ее надо совсем нечасто, расход в городских практически условиях получился всего-то 10 литров на 100 км. Была бы она дешевле, цены бы ей не было. Тогда бы и про ключ с мелкими неудобными кнопками можно было бы не вспоминать, и про отсутствие понижающего ряда в трансмиссии (интересно, на более мощных машинах им часто пользуются?). А если захочется прохватить? А возьмите тогда WRX! Мы вот решили взять и сравнить, в том числе и расходы. И решить, стоит оно того или не стоит.CЛеонид КЛИМАНОВИЧИтогПробег Затраты Стоимость содержания 3750 км 8430 руб. 2,25 руб./км31За рулем – Регион І №23 І декабрь 2009