16
17
200_p16-17_Bosh&Photoconcurs.qxd19.01.201020:30Page 16АВТОИнтервьюІЗащитная реакцияСегодня и завтра умных систем безопасности Boschовременный автомобиль уже невозможно представить без систем безопасности, скрывающихся за аббревиатурами ABS, ESP. Эти технологии были созданы и запущены в серийное производство компанией Bosch. О последних наработках в этой сфере, перспективах повсеместного внедрения активных систем безопасности в России нам рассказали Вальтер Шёпф, заместитель генерального директора ООО «Роберт Бош» и Сандра Пасторе, директор по маркетинговым коммуникациям Robert Bosch GmbH.С– На ваш взгляд, что препятствует развитию активных систем безопасности на российском рынке? Вальтер Шёпф: Прежде всего надо понимать, что российские автопроизводители работают в нижней ценовой категории, которая крайне чувствительна к себестоимости продукта. Поэтому в базовой комплектации может не оказаться даже фронтальных аэрбэгов, не говоря уж об активных средствах безопасности. Хотя, на мой взгляд, такие машины в первую очередь должны оснащаться ABS, чтобы отвести их от последней черты… В любом случае решающее слово за покупателем. Чтобы понимать, насколько важна безопасность автомобилей для россиян, мы провели специальное исследование, охватившее все федеральные округа РФ. Согласно данным опроса, 92% российских водителей в той или иной ситуации применяли экстренное торможение. Для сравнения, в Европе данный показатель составил 70%. Выяснилось также, что безопасность транспортного средства является критерием номер один при покупке автомобиля, здесь приоритеты россиян и европейцев совпали. Что касается познаний ваших граждан в области средств защиты, то они неплохо осведомлены о пассивных системах безопасности. Об активных средствах безопасности знают меньше. 51% опрошенных самостоятельно упомянул ABS, 15% – ESP. На прямой же вопрос: «Вы слышали когда-нибудь об ABS?» положительно ответили 94% респондентов. Но из них только 43% сумели правильно назвать все ее функции. Каждый четвертый опрошенный неправильно описал преимущества ABS или вообще ничего не знал о сути ее работы. В Бразилии доля тех, кто вкурсе, – 61%, а в Китае – 88%. Из этого следует, что российских водителей необходимо дополнительно информировать о пользе активных средств безопасности. Любопытно, что основным источником информации при покупке нового автомобиля для россиян является Интернет (42%), а также друзья, родственники (36%). В Европе картина совершенно другая! Там 62% покупателей черпают информацию от автопроизводителей и дилеров, 24% из журналов и только 19% из Интернета. Поэтому мы открыли российский сайт, посвященный активным средствам безопасности Bosch. Решили уделить больше внимания работе с дилерами – все-таки это «последняя инстанция» перед покупкой автомобиля. Продавцы-консультанты могут правильно сориентировать человека, не слишком сведущего в технических нюансах, в том числе касающихся средств безопасности. – Каковы перспективы введения в России обязательного применения активных систем безопасности? Вальтер Шёпф: На сегодняшний день нам неизвестно о готовящихся изменениях в российском законодательстве, которые сделали бы обязательным оснащение машин активными средствами безопасности. Но мы уверены, что в этом направлении надо энергично работать. И со своей стороны предпринимаем немало усилий по популяризации современных систем, общаемся с автопроизводителями, дилерами, политиками. В Европеблагодаря обязательству, взятому автопроизводителями, все машины оснащаются ABS в базовой комплектации. Согласно законам, ESP станет обязательным в США с сентября 2011 года, в Австралии – с ноября 2013-го и в Европе – с января 2014-го. – Получит ли разработанная компанией Bosch система ESP дальнейшее развитие и если да, как она будет выглядеть в недалеком будущем? Сандра Пасторе: С точки зрения функционала, из системы ESP, призванной предотвратить занос, уже выжато все возможное. Новейшие версии – это работа над удешевлением, уменьшением веса и габаритов. В этом году Bosch запустит в серийное производство ABS и ESP девятого поколения. Системы будут на 30% меньше и легче своих предшественниц и станут самыми компактными и легкими на рынке. Новая ABS весит всего 1,1 кг, а ESP – 1,6 кг. Так вот, ESP в нынешнем виде отслеживает текущее состояние автомобиля, но не знает о происходящем вокруг него – она «слепая». Следующий шаг – дать ей глаза, которыми станут датчики, контролирующие внешнюю обстановку. Превентивная система аварийного торможения (PEBS – Predictive Emergency Braking System) – пример того, как такие датчики могут быть связаны с активной системой безопасности ESP в целях предотвращения или уменьшения последствий одного типичного ДТП. PEBS использует сигналы радарного датчика, чтобы оценить ситуацию перед авто-16№1–2І январь–февраль 2010 І За рулем – Регион 200_p16-17_Bosh&Photoconcurs.qxd19.01.201014:16Page 17І Интервьюмобилем. Если он слишком быстро приближается к впереди идущей машине, система подает водителю звуковой сигнал, и ESP предупреждает коротким тормозным импульсом. Если реакции не последовало, ESP автоматически снижает скорость наполовину. Наконец, в том случае, когда авария уже неизбежна, инициируется максимальное замедление, чтобы облегчить тяжесть столкновения. С этого года превентивная система аварийного торможения Bosch выводится в серийное производство. По нашим оценкам, оснащение автомобиля PEBS позволит избежать трех из четырех аварий такого рода, а если столкновение все-таки произойдет, на 75% уменьшит силу удара. Пример с PEBS объясняет, почему наша компания ратует за повсеместное внедрение ESP, которой в России сейчас оснащено только 17% новых автомобилей. ESP – та техническая основа, на которой базируется большинство перспективных систем безопасности. Если нет ESP, нельзя будет подняться на новую ступень. – Современная техника, в принципе, позволяет брать на себя управление автомобилем. Может быть, пора подумать о том, чтобы водителя понемногу выключать из процесса? Сандра Пасторе: Здесь надо учитывать несколько моментов. Первый – юридический. Венская конвенция о дорожном движении 1968 года прямо говорит, что «водитель должен контролировать свое транспортное средство таким образом, чтобы быть всегда в состоянии должным образом им управлять». Если система распознала знак ограничения скорости и проинформировала водителя о необходимости сбросить газ – с Венской конвенцией никаких проблем не возникает. Технически сейчас вполне возможно усовершенствовать систему так, чтобы она самостоятельно регулировала скорость – но это значило бы войти в противоречие с конвенцией. Другой аспект проблемы связан с понятием ответственности. В любом случае водитель должен отвечать за все, что происходит с его автомобилем. При установке же систем безопасности, частично берущих на себя управление машиной, шофер после аварии может развести руками: «Оно само не туда поехало»… И будем смотреть на вещи трезво – как бы далеко ни ушла вперед техника, человек пока еще остается самым чувствительным и интеллектуальным сенсором. Другое дело, что с развитием систем безопасности должны вноситься коррективы в программы подготовки водителей. До появления ABS и ESP учили прерывистому торможению и уходу от заноса активным рулением, сейчас требуются совсем иные навыки. В общем, перекладывать на «искусственный разум» ответственность за вождение нецелесообразно. Те новаторские системы, которые сейчас внедряются Bosch или разрабатываются в исследовательских центрах нашей компании, направлены на то, чтобы по возможности исключить человеческие ошибки, а если ошибка была допущена – помочь вовремя ее исправить. Беседу вел Леонид КЛИМАНОВИЧКонкурсІДорогие читатели! Каждый из вас может принять участие в этом фотоконкурсе. Автомобиль на наших улицах, мы в автомобиле – тысячи сюжетов способны заставить нас по-иному взглянуть на обычный, загруженный проблемами день. Вполне типичные ситуации и совершенно фантастические, смешные и трогательные, экстремальные и поучительные… Не пропускайте этих мгновений! А мы ждем ваших фотографий. Лучшие из присланных работ мы публикуем на страницах газеты. Представляем очередную тройку победителей. Призы от компанииФотоконкурс «Автожизнь»2-е место Николай ЛЕБЕДЕВ, г. ИжевскMYSTERY ELECTRONICSждут в редакции.1-е место Максим СИДЕЛЬНИКОВ 1-е место – навигационное устройство c функцией мультимедийного плеера MNS-380MP3-е место Вадим БЫКОВ3-е место – комплект Bluetooth с FM-трансмиттером и MP3-плеером MFM-74BCU2-е место – CD/MP3-ресивер MCD-664MPU: съемнаяоткидная передняя панель, УКВ/FM/AM, MP3, мини-USB и AUX-вход на передней панелиЧтобы стать участником конкурса, вам надо прислать фотографию размером не менее 1500 пикселов (по меньшей стороне) на e-mail [email protected] с пометкой «Автожизнь». Удачи и до встречи на наших страницах!17За рулем – Регион І №1–2 І январь–февраль 2010