202_p02-05_Toyota_iQ.qxd01.02.201016:56Page 2АВТОToyota iQІ ТестГоре от умаоссийское общество, несмотря на хронически спускаемые сверху лозунги типа «Россия, вперед!», «модернизация», «перезагрузка» и «перестройка», очень консервативное и малоподвижное. С одной стороны, мы достаточно легко воспринимаем всевозможные новейшие технологии, особенно украшенные ярлыком «модно», но с другой – крайне неохотно расстаемся со старыми привычками и стереотипами. Автомобиль назвать явлением новым в нашем обществе никак нельзя, мы в этом смысле все-таки не Иран и даже не Китай, мы к автомобилям привыкли, мы его освоили и накрутили на него свою психологию, которую приходится учитывать при запуске любойРновой модели на российский рынок. Все автомобили делятся у нас по половому и сословному признакам. Вот одна из классических гримас российского общества потребления, описывающая назначение автомобилей малого класса. Маленькая машинка – это либо от бедности, либо для женщин, а солидному мужику ездить в ней западло. На дорогом маленьком автомобиле из мужского населения может ездить либо хипстер, либо редактор глянцевого журнала (скорее всего, гей), либо папенькин сынок, он же мажортусовщик и в свободное время студент МГУ или МГИМО. Судя по ценнику и ассортименту пышных наклеек на кузов, Toyota iQ2№3І февраль 2010 І За рулем – Регион 202_p02-05_Toyota_iQ.qxd01.02.201016:58Page 3Toyota iQToyota iQцена – от 777 777 руб.І Тест1234 1 2 3 4 5 6 5 Интерьер собран из недорогих, но качественных материалов Климат-контроль быстро прогревает небольшой салон Щиток приборов красив, но не очень информативен Угловатые кнопки позаимствованы у старших моделей Управление аудиосистемой мучительно неудобное Вместо бардачка – мягкая папка на клипсах 6Маленький автомобиль за большие деньги – гарантия провала на российском рынке. И тем не менее Toyota решилась продавать у нас микроавтомобиль iQ, а мы попробуем понять, есть ли в этом хоть какой-то смыслметит именно в элитную потребительскую прослойку, но она, во-первых, увы, не так многочисленна, как хотелось бы автопроизводителям, а вовторых, слишком ветрена во вкусах: хипстерам и иже с ними, в общем-то, плевать на размер и марку машины, главное быть оригинальным в своем кругу, так что выбор может пасть как на Toyota iQ, так и на Hummer – не угадаешь. Обыватель же, то есть наш простой среднестатистический автолюбитель, рожденный еще в СССР, на Toyota iQ охотно дивится, ходит кругами, но, узнав цену, отмахивается, как от страшной чумы. 777 777 рубликов! Да за эти деньги! Круглые глаза. Нецензурная брань.Почему так дорого?Автомобиль и впрямь недешев. За ту же сумму можно приобрести мечту многих соотечественников – компактный кроссовер на все случаи жизни. Пусть лишь в базовой комплектации, но все же… А тут что? А тут коробочка. Авоська на колесах. Не верится даже, что в этакой крохе зашито аж девять подушек безопасности, есть климат-контроль, датчики дождя и света, система стабилизации, вполне достойная аудиосистема и прочие атрибуты полноценного городского автомобиля. iQ необычайно широк, что позволяет водителю и пассажиру сидеть на комфортном удалении друг отдруга и не испытывать чувства клаустрофобии. Имеется и пассажирский диван, но сесть за водителем не сможет даже ребенок, а вот за передним пассажиром, если тот согласится немного поджать ноги и подвинуться вперед, вполне поместится взрослый человек средней комплекции, так что машину можно смело считать 3-местной. Багажника нет. Но он появится, если сложить заднее сиденье, и вполне сгодится даже для продуктового тура в гипермаркет. Бардачка нет. Вместо него пристяжная папка на клипсах, где можно хранить инструкцию по эксплуатации. Такое решение позволило максимально высвободить место в правой частисалона и соответственно усадить двух пассажиров тандемом. Запасного колеса тоже нет. Его просто негде хранить, хотя теоретически, если вам приспичит, запаскуЦелевая аудитория Toyota iQ в России исчезающе маламожно возить на сложенной левой части заднего сиденья, куда все равно никто никогда не сядет. А в остальном – машина как машина. Компоновщики сделали все возможное, чтобы изжить в салоне ощущение маленького автомобиля. Дво-3За рулем – Регион І №3 І февраль 2010 202_p02-05_Toyota_iQ.qxd01.02.201016:59Page 4АВТОToyota iQІ Тестим здесь ничуть не более тесно, чем в каком-нибудь кроссовере, места хватает по всем направлениям, найти удобную посадку легко, и лишь некоторым водителям будет недоставатьванное в рулевое колесо. Пользоваться маленьким джойстиком и двумя сервисными клавишами под ним неудобно ни на ходу, ни на стоянке, а алгоритм управления не поддается логическому вычислению – без инстНесмотря на крохотные рукции не разберешься. Обзорность хороша: размеры, iQ – полноценный наружные зеркала крупнее, чем у некотогородской автомобиль рых кроссоверов, а парковаться задним ходом регулировки рулевой колонки по вы- легко и просто даже несмотря на отлету, но это бич многих японских ав- сутствие вспомогательных датчиков, томобилей. поскольку весь автомобиль не выхоЯвный эргономический прокол мы дит за рамки вытянутой руки, а уж нашли лишь один – это управление ау- свои габариты мы чувствуем интуидиосистемой, полностью интегриро- тивно.1 2а его владелец – чувствовать себя каким-то неполноценным, поскольку модель оснащается довольно Не секрет, что Toyota iQ создавался мощными двигателями, а передний с прицелом на европейский рынок, привод способствует лучшей курсоа точнее с прицелом на любимый ев- вой устойчивости. ропейцами Smart – даже название В Россию Toyota iQ поставляется с выбрали похожее, интеллектуаль- наиболее мощным в гамме бензиноное. Японские разработчики учли вым мотором – 98 л.с. и вариатором. все недостатки более пожилого кон- Разгон бодрый, но довольно шумкурента (а именно низкие динамиче- ный: двигатель зависает на высоких ские качества и специфическую оборотах и натужно гудит, пока авуправляемость, обусловленную зад- томобиль не наберет нужную сконемоторной компоновкой) и предло- рость. жили более современный, приятный Управляемость, несмотря на коротв управлении и быстрый автомо- кую базу, не вызвала нареканий: авбиль. iQ не будет плестись в транс- томобиль точно выполняет команды портном потоке на вторых ролях, водителя и не требует каких-либо специфических навыков вождения. Сроки проведения этого теста совпа3 ли с сильными московскими снегопадами, когда на дорогах творился кромешный ад и многочисленные аварии случались прямо на глазах. В роли месителя снега Toyota iQ смотрится не очень здорово – много и часто буксует, 4 а небольшой дорожный просвет серьезно ограничивает проходимость, но с точки зрения управляемости и тормозных свойств испытание снегом он прошел блестяще, ни разу не заставив нервничать. Правда, в экстремальные ситуации мы и не попадали. 1 Кресло водителя имеет минимум Плавность хода для автомобиля регулировок малого класса вполне достойная. Ма2 Пассажирский диван вместит шинку потряхивает на крупных неровлишь одного ностях, но в целом подвеска достойно 3 Потолочный фонарик очень тусклый справляется с рельефом дорожного 4 Ручки дверей – с дизайнерской отделкой полотна. Отметим также отсутствиеМаленький – не значит медлительный4№3І февраль 2010 І За рулем – Регион 202_p02-05_Toyota_iQ.qxd01.02.201017:01Page 5Toyota iQскрипов в салоне и вибраций на органах управления, что, безусловно, тоже вносит свою лепту в ощущение качества автомобиля. белен, так что на нем даже можно совершить романтическое путешествие – места для двоих здесь предостаточно. В сущности, если рассматривать Toyota iQ в качестве альтернативы хорошо оснащенным версиям хэтчбеков класса B, то его цена совсем не кажется завышенной. Но всерьез этого делать никто не станет, потому что в представлении большинства наших покупателей iQ не выглядит настоящим автомобилем. И никакие тесты, цифры и убеждения тут не помогут. Он маленький, и все. Он не такой. Он не вписывается в привычную картину бытия, выходит за рамки сложившихся автомобильных ценностей. Кубышка. Недомерок. Карапуз. Каких только слов я не наслушался за неделю в его адрес! Да и на меня часто смотрели как на идиота. Мол, ты что – сдурел? Мог бы Mazda3 взять за эти деньги! Спрашиваю – зачем?! Ведь сопоставимая по ценнику Mazda3 с двигателем 1.6 ничуть не быстрее Toyota iQ, ничуть не лучше оснащена, а места на дороге занимает больше! Зачем мне возить с собой лишний кубометр железа? Нет ответа. Когнитивный диссонанс. Ступор. Андрей ЕЖОВ Фото Леонида КЛИМАНОВИЧА ВерсияФары светят ярко, но слишком быстро покрываются грязью. А омывателя нетПрестиж Система динамической стабилизации управляемости (VSC), 9 подушек безопасности, экстренный усилитель тормозов, электроусилитель рулевого управления, регулируемая по высоте рулевая колонка, наружные зеркала с электроприводом регулировок и обогревом, электропривод стеклоподъемников, центральный замок с ДУ, запуск двигателя кнопкой, подогрев передних сидений, комбинированная обивка сидений (кожа/ткань), климат-контроль, датчик света, датчик дождя, колесные диски из легкого сплава, аудиосистема с CD/MP3-проигрывателем и шестью громкоговорителямиІ ТестНе в цене делоКак вы поняли, Toyota iQ вполне годится на роль полноценного автомобиля. В городской ландшафт он вписывается идеально, но и загородные поездки ему не противопоказаны: он достаточно динамичен и комфорта-Краткие характеристики Toyota iQ Бенз. 1.33, вариатор98 при 6000 123 при 4400 170 11,6Мощность, л.с. при об/мин Макс. крут. момент, Н·м при об/мин Максимальная скорость, км/ч Разгон 0–100 км/ч, с Расход топлива, л на 100 км город / шоссе / смешанный цикл Длина / ширина / высота, мм Колесная база / дор. просвет, мм Снаряженная / полная масса, кг Объем багажника, л6,3 / 4,4 / 5,1 2985 / 1680 / 1500 2000 / 135 1005 / 1270 32–238КомплектацияЦена, руб.777 777В 4-местной конфигурации iQ практически лишен багажникаЕсли в машине двое, места для покупок вполне достаточно+Высокая маневренность, богатая комплектация–Высокая цена, отсутствие запасного колеса5За рулем – Регион І №3 І февраль 2010