С заботой об экологии!Российский производитель троллейбусов — компания «Тролза» выпустила на рынок экологически чистый автобус, сулящий выгодные перспективы на рынке городского пассажирского транспорта. Изучить особенности необычного гибрида получившего название «ЭКОбус» нашим корреспондентам помогли представители завода-изготовителя.Как известно, движение транспорта в городском цикле сопровождается частыми разгонами и торможениями. Такой переменный характер нагрузок не позволяет классическому ДВС, установленному на подавляющем большинстве транспортных средств работать в оптимальном режиме. При разгоне возникает не только повышенный износ двигателя, но и резкое увеличение расхода топлива и уровня вредных выбросов в атмосферу. Электрический двигатель трамваев и троллейбусов в этих условиях куда эффективнее. Но полностью заменить автобусы троллейбусами, а тем более трамваями просто невозможно. Во-первых, многие города просто не имеют дорогостоящей инфраструктуры электротранспорта, включая контактную сеть, тяговые подстанции, диспетчерские пункты и др. Да и в городах, где движение электротранспорта хорошо развито ширина некоторых улиц не всегда позволяет смонтировать линии. Сегодня решение проблемы экологической чистоты общественного транспорта упростилось с выходом на рынок экономичных преобразовательно-силовых устройств и эффективных накопителей энергии. Первыми в России объединить полезные качества автобуса и троллейбуса, воплотив на практике современные достижения технической науки, смогли конструкторы компании «Тролза». За основу «ЭКОбуса» была взята применяемая в развитых странах схема последовательного гибрида, которая не требует применения специальных узлов трансмиссии и позволяет силовому агрегату работать по характеристике минимальных удельных расходов топлива. Но если у большинства западных гибридов генератор вращается двигателем внутреннего сгорания, то для «Тролзы» было выбрано достаточно редкое в современном автомобилестроении решение — использование газотурбинной силовой установки, потребляющей компримированный природный газ (метан) – самое дешевое и экологически чистое топливо. «ЭкоБус» разработан на базе серийно выпускаемой модели низкопольного троллейбуса Тролза-5265 «Мегаполис». Сходство проявляется не только во внешнем виде, но и в унификации узлов и агрегатов. С троллейбусом «ЭКОбус» роднит современный асинхронный тяговый электродвигатель, расположенный под полом в заднем свесе. Система управления тягой в виде выпрямительноинверторной установки на базе IGBTтранзисторов обеспечивает плавность хода и высокие показатели экономичности. Классический вариант применен и в конструкции пневмосистемы — используется винтовой компрессор с электроприводом. Благодаря такому техническому решению снимается большинство вопросов по техобслуживанию и ремонту. Учитывая, что основные элементы гибридной установки включая микротурбогенератор и накопители энергии не требуют обслуживания в течение всего срока службы, а это не менее 60 тысяч часов, скорее всего, новое транспортное средство в плане эксплуатации окажется ближе к троллейбусным паркам.Тролза 5250 ЭКОбус, г.Краснодар, МУП "КТТУ", троллейбусное депо №1 гия воздушных подшипников. Регламентом предусмотрена лишь периодическая замена свечи зажигания (раз в год) и газовой форсунки (каждые три года). От обычных троллейбусов и автобусов тронного управления в пользу периодического отключения силового агрегата и приоритетного использования режима рекуперативного торможения, что особенно эффективно в городских условиях (при простое на остановках и в заторах). Заводчане уверены, что новая машина сможет решить многие проблемы транспортного комплекса крупных городов. И самое главное, что «ЭКОбус» уже не опытный образец, а серийно выпускаемый автобус, имеющий сертификат «Одобрение типа транспортного средства». 4 таких машины уже поставлены в г.Краснодар. Еще один «ЭКОбус» в ближайшее время отправится на опытную эксплуатацию в г.Москва. Представители предприятия не исключают возможность скорого появления ЭКОбусов на улицах Саратова и Казани.Мировой опытАналоги российского «ЭкоБуса» с газотурбинной силовой установкой уже несколько лет успешно эксплуатируются в Америке, Великобритании, Новой Зеландии и других странах мира. В качестве примера можно отметить новозеландскую компанию DesignLine International Holdings, которая еще в 1998 г. представила дизель-электрические гибриды, а с началом нынешнего столетия перешла на использование в автобусах микротурбин Capstone. Сегодня автобусы DesignLine EcoSaver поставляются в США, Великобританию и Японию, а на родине компании несколько таких моделей около трех лет эксплуатируются на городских маршрутах при 14-часовом графике работы.Салон «ЭКОбуса» просторный и современный Кстати, в качестве накопителей энергии вместо батарей, давно применяемых на гибридных автомобилях, конструкторы применили суперконденсаторы, способные очень быстро накапливать и отдавать более высокую энергию, чем традиционные аккумуляторы. Высокий ресурс турбины Capstone обусловлен полным отсутствием эксплуатационных жидкостей: в конструкции ротора применена так называемая техноловнешне «ЭКОбус» отличает только резервуар, расположенный на крыше. Помимо вращения генератора энергия продуктов сгорания используется в системе отопления салона (применен отдельный жидкостный контур с теплоутилизатором). В стандартном режиме работы расход метана не превышает 50 куб. м на 100 км пробега в городском цикле. И это не предел: для сокращения потребления топлива возможно изменение алгоритма элек-Технические характеристики Тролза-5250 (данные производителя) Колесная формула Тип кузова Ресурс автобуса, лет Высота пола над уровнем дороги, мм Высота подножки, мм Ширина Высота Масса автобуса в снаряженном состоянии, кг Максимальная техническая масса, кг Пассажировместимость (в т. ч. мест для сид.), чел. Уровень шума, дБ Запас хода на одной заправке, км Габаритные размеры, мм Длинна 4x2 вагонной компоновки, несущий 12 360 345 11 680 2 520 3 370 11 080 17 620 98 (21) не более 82 450Фотографии: Н.Александровна правах рекламыОт обычных троллейбусов и автобусов внешне «ЭКОбус» отличает только резервуар, расположенный на крыше.31За рулем – Регион І №13 І июль 2010