26
27
28
ТЮНИНГMitsubishi Lancer Evolution IXІ ТестТурбостокЭтот Mitsubishi Lancer Evolution IX подготовлен для любительских кольцевых гонок в классе стандартных автомобилей – Turbo Stock, то есть тех, что годятся не только для гоночного трека, но и для города…Несмотря на тяжелые удары, автоспорт в нашей стране постепенно поднимает голову. Что особенно радует – любительский. Сегодня любой человек может заняться гонками, были бы время, желание и деньги. Хоть кроссом, хоть ралли, хоть кольцом. Это не считая еще полулегальных дрэг-рейсинга и дрифта. Почему? Ответ простой: появилась возможность. Владельцы немногочисленных гоночных трасс, что есть в России, пришли, наконец, к пониманию, что содержать их только для профессиональных чемпионатов слишком накладно, гораздо разумнее открыть доступ любителям. Такая система действует во всем мире. В определенный день любой желающий может приехать на кольцо, заплатить арендную плату (как правило, вполне «подъемную») и перевоплотиться в автогонщика: получить свою дозу адреналина на короткое время и яркие воспоминания на длительное, испытать по полной программе себя и свой автомобиль. Например, в определенные дни открывается для всех же№13лающих «Зеленый Ад», он же – знаменитый Нюрбургринг (Германия, Рейнланд-Пфальц). Платишь 22 евро, тебе поднимают шлагбаум – и ты уже на Северной Петле, один на один с ее поворотами разной степени сложности, до самых головокружительных. Конечно, все становится еще интереснее, когда есть с кем состязаться. Так возникают сообщества автогонщиков-любителей, которые проводят свои чемпионаты. В принципе, все как у про-фессионалов: спортивные автомобили, тренировки и старты в зачет, штрафы и сходы или подиумы и призы – кому как повезет и кто как умеет… Только «гонщики» после уик-энда на трассе возвращаются к своим гражданским профессиям. Это Track Days (трековые дни) или Time Attack (атака на время). Сейчас подобные соревнования проводятся и у нас. Один из чемпионатов проходит на подмосковной кольцевой трассе в Мячково, называетсяMaxPower Cars. Организатор – известный российский автогонщик-кольцевик, мастер спорта Максим Травин. О MaxPower Cars можно узнать больше на одноименном сайте, но лучше приехать в один из «трек-дней» в Мячково, пообщаться с гонщиками, механиками, зрителями, ощутить атмосферу. Приготовьтесь только к тому, что вам захочется присоединиться к этой веселой компании. Как? Разберем на конкретном примере.Все внимание – подвеске Proflex с выносными резервуарами...и регулировками жесткости и отбоя26І июль 2010 І За рулем – Регион Mitsubishi Lancer Evolution IXІ ТестПодвеска усилена, стоит защитаРабочее место пилота спорткараОгнетушитель должен быть в салонеВладелец этого желтого Mitsubishi Lancer Evolution IX отнюдь не новичок в автоспорте. На протяжении многих лет он серьезно тренируется зимой и летом, выступает в различных соревнованиях. Как правило, успешно. И все же это не основное его занятие, он любитель. На каждый день есть другой автомобиль, вовсе не спортивный. А для гонок был приобретен стандартный Mitsubishi Lancer Evolution IX. Владелец Evo начал мечтать о собственной «Эволюции», едва появилась VI серия, за прошедшие годы тестировал в разных режимах, в том числе и в боевых, десятки других спорткаров, изучил их вдоль и поперек и лишь утвердился в выборе. «Лучшего снаряда, причем налюбое время года и для любых покрытий, просто нет» – его слова. «Это ближайшее подобие настоящего спортивного автомобиля, которое можно купить в магазине и ездить по дорогам общего пользования». Однако специальной подготовки здесь не избежать. Ее, а равно и техническое сопровождение на время гонок, владелец машины доверил специалистам технического центра и спортивной команды BTuning, их возглавляет двукратный чемпион России по авторалли, многократный призер кольцевых чемпионатов, мастер спорта Андрей Севастьянов. Рискну сказать, что такое профессиональное сопровождение – наиболее правильный, серьезный и цивилизованный подход к гонкам.Но вернемся к желтому Evo. Изменений не слишком много. Внешне это практически стандартная «девятка»: обращают на себя внимание разве что карбоновые накладки, идущие с нижней стороны порогов и несколько наклеек. Технически – немного модифицированная. Впрочем, большего для класса Turbo Stock (если переводить «в лоб» – турбостандарт) в MaxPower Cars не требуется. Любопытно, что и соперники гоняются в основном на Lancer Evolution разных поколений – не случайно, конечно. Вторая по численности группа – на Subaru Impreza WRX. Все модификации Evo безоговорочно соответствуют техническому регламенту группы и рекомендациям организатора чемпионата. В разделе «Подго-товка автомобиля» приведен ответ на вопрос, чему стоит уделить основное внимание. «Естественно, тому, что подвергается наибольшим нагрузкам». Первой в списке идет тормозная система. Великолепные по гражданским меркам тормоза Evo уступили место спортивным, выдерживающим многократные торможения без потери эффективности. В комплекте вентилируемые перфорированные диски Brembo Performance и колодки Ferodo Racing DS 3000 на передней оси и DS 2500 на задней. Магистрали усилены армированными шлангами Goodridge. Вместо обычной тормозной жидкости, которая может кипеть от перегрева, в систему залита спортивная Motul RBF 600 с температурой кипения 312°С.на правах рекламы27За рулем – Регион І №13 І июль 2010 ТЮНИНГMitsubishi Lancer Evolution IXІ ТестПроставки под гоночные колеса«Прямоток» на компонентах BlitzПодвеска. Именно она предоставляет наибольшие возможности для эффективной настройки автомобиля и победы в классе. Вместо стандартных амортизаторов инженеры B-Tuning оснастили Evo спортивными, марки Proflex, с регулировками сжатия и отбоя и выносными резервуарами, исключающими вскипание рабочейКолеса. Организаторы разрешают использовать только шины, сертифицированные для дорог общего пользования и того размера, что предписан заводом-изготовителем. У желтого Evo два комплекта летней обувки, один из них – на штатных дисках Enkei, для дорожных поездок; другой – на 17-дюймовых СМК, изготовленных по заказуВесь тюнинг точно соответствует регламенту класса в любительском чемпионате по кольцевым гонкамжидкости. А пружин четыре комплекта, изготовленных на заказ, с «шагом» в 10 кг для точной настройки жесткости подвески. Автомобиль эксплуатируется с этими же амортизаторами зимой, при большем клиренсе и на больших колесах. Жесткость придают и полиуретановые сайлент-блоки, заменившие стандартные «резинки». для гонок. Диски ставятся на ступицы с проставками, увеличивающими колею, поэтому у автомобиля удлиненные шпильки под крепления колеса. Шины Yokohama Advan A048 размерностью 235/45 R17. По регламенту износ покрышек должен быть не более 50%, так что менять их приходится часто. А стоят они очень прилично. Для зим-них тренировок и стартов существует комплект других колес – узких, с большими боевыми шипами. Согласно регламенту серьезные технические вмешательства в двигатель в этом классе недопустимы. То есть не позволено все то, чем так увлекаются тюнеры: нельзя ставить большие турбины, нестандартные валы, топливные форсунки увеличенной производительности, менять ЭБУ. Так что двигатель у «нашего» автомобиля почти стандартный, в нем лишь перепрограммирована управляющая электроника. Но не стоит забывать, что это Evo. Максимальная мощность 2-литрового мотора – 290 л.с., по словам владельца. Пик давления приходится на уровень 1,4 бара. В системе смазки используется Motul 300V Competition 15W50. Механики постоянно следят за его уровнем, чтобы не допустить «отлива» и масляного голодания на виражах. Двигатель установлен на жестких опорах во избежание сильных колеба-ний. Выпускная система – так называемая прямоточная, или открытая, собранная на компонентах Blitz. В ближайшее время двигатель собираются перенастраивать. Как говорит инженер команды, будет примерно 370 сил. Интерьер отличается многоточечными ремнями безопасности Schroth Racing, гоночным водительским сиденьем Sparco Circuit Pro. «Ковш» установлен на штатные салазки, с адаптерами регулировки высоты, наклона спинки и продольного перемещения, так что при необходимости за руль может сесть и другой водитель. За стандартным пассажирским креслом размещен большой порошковый огнетушитель. В принципе, регламент соревнований позволяет установить каркас безопасности, но владелец автомобиля этого не делает. Все же каркас – это некий рубикон, после которого начнутся другие, более серьезные изменения. А так – в любой момент и быстро можно вернуть стандартную конфигурацию. Впрочем, не факт, что автомобиль останется таким надолго, ведь до лидерства в классе еще чуть ли не две секунды, а в автоспорте это существенная величина. Это и стало причиной решения о дополнительных настройках мотора. Есть с чем еще поработать даже в рамках регламента. И кроме Turbo Stock в MaxPower Cars есть другие классы, например Unlimited, в котором участвуют настоящие тюнинговые монстры. А помимо этого чемпионата существуют другие – если не у нас в стране, то за рубежом. Так что возможности огромные. Только прогрессируй. Илья ПИМЕНОВ Фото автора28№13І июль 2010 І За рулем – Регион