12
13
14
15
16
ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ АИСПЫТАТЕЛЬзнакомствоБамперы, дверные ручки и корпуса наружных зеркал заднего вида, окрашенные в цвет кузова, – привилегия самой дорогой версии «Люкс»Lada GrantaСкоро в продаже«Люкс»Противотуманные фары в официальной спецификации отсутствуют даже в версии «Люкс». Быть может, покупателям предложат их в виде опции?Тонкая настройкаОтгрузка товарных образцов Lada Granta начнется лишь в конце года, но нам уже сейчас удалось проехать на предсерийном экземпляре и выявить особенности поведения главной новинки российского автопроматекст: Виктор Фомин, фото: Константин ЯкубовХромированная накладка на передке призвана подчеркнуть солидный имидж комплектаций «Норма» и «Люкс». «Стандарт» довольствуется пластикоммае этого года (см. ГЗР, №9) мы уже поведали нашему читателю множество подробностей о Lada Granta: зачем проектировали этот автомобиль, какие устаревшие модели он заменит в линейке АвтоВАЗа, как создавалась машина. А, главное, мы постарались передать ощущение перемен, посетившее нас три месяца назад в Тольятти – тогда публике показали новую модель, выставленную в дизайн-центре автозавода. Впервые за много лет представленный нам продукт произвел крайне благоприятное впечатление. Стало ясно, что вазовцы при участии Renault сделали качественный автомобиль «за12За рулем – Регион №17/сентябрь/2011Всвои деньги». Остался, пожалуй, самый интересный и наиболее важный этап – узнать, как ведет себя Granta на дороге. Конечно же, приятно быть журналистом, которому менеджеры АвтоВАЗа доверили первый тест своей, без преувеличения, премьеры десятилетия! По такому случаю руководство вновь командировало меня в Тольятти – здешний полигон как нельзя лучше подходит для проверки российского народного авто. Подъездные пути сюда – как и везде в России: выбоины, потрескавшийся асфальт, поперечные вздутия от времени – в общем,Комплектации и ценыLada Granta Lada Granta «Стандарт»  цена: 229 000 руб. Lada Granta «Норма» цена: 256 000 руб. Фронтальная подушка безопасности для водителя, складываемое заднее сиденье Дополнительно: регулируемая по высоте рулевая колонка, электроусилитель рулевого управления, электропривод передних стеклоподъемников, воздушный фильтр салона, центральный замок, бортовой компьютер, охранная сигнализация, окрашенные в цвет кузова бамперы, фирменные колпаки колес, электропривод замка крышки багажника, улучшенная отделка салона Дополнительно: ABS, усилитель экстренного торможения, фронтальная подушка безопасности для переднего пассажира, преднатяжители ремней безопасности, кондиционер, подогрев передних сидений, наружные зеркала заднего вида с электроприводом регулировок и обогревом, центральный замок с ДУ, подголовники на заднем сиденье, дополнительные уплотнители порогов, футляр для очков, электропривод стеклоподъемников задних дверей, атермальные стекла, потолочные поручни, раздельное заднее сиденье, колесные диски из легкого сплава, элементы наружного декора, аудиосистемаВ ОЖИДАНИИ ЧУДАLada Granta «Люкс» – скоро в продаже В версии «Стандарт» нет центрального замка. В «Норме» он есть, но дверь придется открывать ключом. Владелец «Люкс» получит ключ с ДУПрепятствующие чрезмерному нагреву салона на солнце атермальные стекла будут доступны только владельцам Granta в комплектации «Люкс»Lada Granta – плод глубокой модернизации Lada Kalina. Последняя при этом с рынка не уходит (естественно, кроме версии с кузовом седан), и ее тоже, в свою очередь, ждет модернизация.БезопасностьИменно эта небольшая иллюстрация, как ни странно, наиболее точно объясняет смысл всей истории создания модели Granta. Ведь она предназначена в первую очередь для замены 40-летней вазовской классики, не укладывающейся уже ни в какие нормы по пассивной безопасности. Потенциал же силовой структуры кузовов Kalina и соответственно Granta довольно высок. Правда, конкретные результаты виртуальных и реальных краш-тестов завод разглашать не спешит.Защитные дверные молдинги есть только у версии «Люкс», но в отличие от бамперов, дверных ручек и зеркал они не окрашены в цвет кузоваLada Granta229 000 руб.печальная, знакомая каждому соотечественнику картина. Итак, в основе проекта Granta лежит капитально модернизированная «Калина». Достоинства и недостатки «донора» мы знаем. В плюсах – относительно современные силовые агрегаты, прочно сваренный и неплохо собранный кузов. Минусы также очевидны – дизайн из прошлого века, интерьер, сделанный явно безо всякой любви к покупателю, неказистые на вид и ощупь отделочные материалы. А главное – «Калину» жестко потряхивает на неровностях, она грешит избыточной поворачиваемостью, с которой приходится бороться с помощью «длинного», малоинформативного и очень легкого руля. В Granta сажусь с волнением: могут ли наши нынешние конструкторы сделать хорошую машину? Интерьер собран весьма неплохо, хотя весь пластик, естественно, жесткий. Нет очевидных эргономических косяков, прису-«Стандарт»Как мы ее рисовалищих Renault Logan. Почему я о нем вспомнил?.. Конечно! Круглые дефлекторы вентиляции взяты от французской машины. Кроме того, это ближайший зарубежный аналог и прямой конкурент. Аккуратный трехспицевый руль удобно ложится в руки. Но почему у коробки такой тугой механизм переключения передач? Да и с избирательностью не все хорошо. Неужто опять по части инженерии нововведения оказались декларированными? Уфф, слава богу! С первых же метров стало ясно, что над шасси потрудились основательно. Рулевой механизм создает приятную тяжесть: с удовольствием начинаю выписывать виражи, постепенно прибавляя скорость и чувствуя, как Granta с легким сопротивлением следует моим указаниям. Правда, по-прежнему нескольно не хватает обратной связи с дорожным полотном, но уже№17/сентябрь/2011 За рулем – РегионВ рубрике «На подходе» наш художник несколько раз прикидывал, как будет выглядеть новая вазовская модель. Согласитесь, что мы попали «в яблочко»: «живая» машина отличается от наших фантазий лишь в мелочах! То же самое можно сказать и об интерьере – разве что дефлекторы вентиляции в центре приборной панели конструкторы тоже решили взять от Renault Logan.ОТЛЕГЛОЭскиз ГЗР, №15, 2010Эскиз ГЗР, №9, 201113 ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ АИСПЫТАТЕЛЬзнакомствоКто на новенького?ZAZ Chance • от 255 000 руб.По уровню оснащения и ценам украинский Chance – один из ближайших конкурентов Granta. Его конструкция морально устарела, однако покупателей привлекает неприхотливость и надежность данной модели. С октября россиянам предложат версию с «автоматом» и двигателем от Chevrolet Aveo по цене от 349 000 руб.Управление приборами наружного освещения выполнено на европейский манерRenault Logan • от 329 900 руб.Идеологический ориентир для разработчиков Lada Granta. Отличается хорошей управляемостью, очень просторным для своего класса салоном и сравнительно большим разнообразием комплектаций. При всех своих достоинствах уже порядком «намозолил» глаза и теперь не так уж и дешев. Granta имеет все шансы потеснить «француза» при условии сохранения заявленных цен.ЛюксВ базовой версии все стеклоподъемники с «весельным» приводом. В «Норме» – электропривод стекол спереди. В «Люксе» моторизированы все дверные стеклаКондиционер доступен только в версии «Люкс». Блок управления микроклиматом един для всех версий, но в «Люксе» рукоятка температуры проградуированаLifan Breez • от 299 000 руб.Китайский Breez старается привлечь покупателей солидным дизайном и сравнительно богатым оснащением – в топовой версии есть даже кожаный салон! Однако продажи буксуют из-за сомнительных потребительских качеств (вроде плохой управляемости) и пока что очень слабого имиджа марки. Еще один существенный недостаток: машина очень быстро теряет в стоимости.не в той степени, как это было у донора. Кроме того, машина стала ощутимо меньше крениться и значительно точнее придерживаться заданной траектории. А какая стабильность на дуге! Склонности к заносу, которая была свойственна «Калине», как не бывало! Неужели это сделали российские инженеры? Или Granta, так же как и «восьмерка», ездила на переделку в Штутгарт – к специалистам Porsche? Что, нет? Просто чудеса! В общем, в очередном повороте я уже понимаю, что Logan по сравнению с новинкой из Тольятти – не недосягаемый ориентир, а всего лишь равный соперник. Вазовцы говорят, что все решения, реализованные в Granta, простые и давно известные. Однако работы осложняло то, что приходилось идти по «бюджетному» пути: руководство завода не выделило денег на разработку оригинальной платформы, пришлось улучшать «калиновскую». Например, любой автомобилист знает, что чем больше кастер, то есть угол наклона оси поворота колеса, тем охотнее оно во время движения стремится вернуться в исходное положение.ПО ПУТИ ЭКОНОМИИDaewoo Nexia • от 242 000 руб.Старушка Nexia, представляющая собой 1001-ю «модернизацию» еще более древнего Opel Kadett, по-прежнему в строю. Единственный ее козырь – низкую цену – все более активно оспаривают молодые соперники, в том числе и Lada Granta. К неприятным особенностям Nexia относятся тесный салон, огрехи в эргономике, вялая динамика и невнятная управляемость.Казалось бы, в чем проблема? Но при увеличении кастера шины начинали цеплять арки. Выйти из положения помогла верхняя опора со смещенным назад креплением стойки фирмы «Анвис Рус» (не обошлось все-таки без немецкой помощи). Увеличили диаметр переднего стабилизатора (как мы помним, его задача – повышать угловую жесткость подвески, что опять же нужно в поворотах). На всякий случай изменили и его конфигурацию: у «Калины» он огибал выпускной тракт, а на Granta проходит непосредственно под трубой. Еще одно долгожданное изменение: наконец-то водитель будет меньше крутить руль. Теперь на модификациях с усилителем ставят «короткие» рейки – от упора до упора всего 3,1 оборота! Правда, на самом бюджетном варианте все же оставили прежниеПодогрев передних сидений – еще одна преференция комплектации «Люкс». А вот подстаканники есть везде14 За рулем – Регион №17/сентябрь/2011ся Granta В перспективе появит c АКП фирмы Jatcoчетыре «круга». Интересно, что пока инженеры не окончательно определились с усилителями – исследуют особенности корейского узла от Mando. С ним спорит отечественная «Автоэлектроника». Впрочем, оба механизма выгодно смотрятся на фоне усилителя «Калины»: и электромоторы мощнее, и прошивка куда как прогрессивнее! Порадовала подвеска. Наконецто российская машина разучилась доносить до сидящих в салоне каждый камушек, каждый сучок, попавший под колеса. Успешно справляется новинка и с препятствиями покрупнее: водитель чувствует только толчки (пусть и довольно ощутимые), но от жестких ударов не осталось и следа! Но такой комфорт просто так не получить. Чего стоила эпопея с подбором характеристик рези- Навигационная система ГЛОНАСС вытеснила с дисплея указатели уровня топлива и температуры – для них предусмотрены отдельные шкалыПо сравнению с Lada Kalina управляемость автомобиля зам етно улучшиласьСтандарт Технические данныеLada Granta Тип кузова Длина/ширина/высота, мм Колесная база, мм Объем багажника, л Объем топливного бака, л Снаряженная масса/ полная масса, кг Тип двигателя Расположение двигателя Рабочий объем, см3 Макс. мощность, л.с. при об/мин Макс. крутящий момент, Нм при об/мин Привод Коробка передач Передняя подвеска Задняя подвеска Тормоза спереди Тормоза сзади Максимальная скорость, км/ч Разгон 0–100 км/ч, с Расход топлива, л/100 км, город/шоссе/смешанный цикл «Стандарт» «Норма» седан 4260/1700/1500 2476 480 50 1080/1555 бензиновый атмосферный спереди поперечно 1596 90 при 5100 140 при 3800 передний 5-ступенчатая механическая независимая, пружинная, типа МакФерсон полузависимая, пружинная дисковые, вентилируемые барабанные 167 11,8 9,5/5,7/7,2 «Люкс»247024761040/15151100/157581 при 5200 120 при 250098 при 5600 145 при 4000165 12,5 9,3/6,1/7,3169 12,0 8,7/5,8/7,3на правах рекламы ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ АИСПЫТАТЕЛЬзнакомствоУ версии «Стандарт» дверные панели не имеют обивки, а на месте громкоговорителей – заглушки. Заднее сиденье складывается, но спинка здесь цельная – варианта «3 человека + длинномер» здесь не получитсяОбладатели версии «Люкс» получают раздельное заднее сиденье с тремя утапливаемыми подголовниками, дверные панели с тканевой обивкой и окрашенными ручками, а также аудиосистемуСтоль любимые горожанами датчики парковки входят в дополнительное оборудование Просторный 480-литровый багажник можно дополнительно увеличить, сложив заднее сиденье – цельное в версии «Стандарт» Раздельное заднее сиденье получит только версия «Люкс». Электропривод замка крышки багажника есть уже в «Норме»нометаллических шарниров! На Granta они будут оригинальные – в рычагах подвески и кронштейнах растяжек. Инженеры пришли к выводу, что использовавшиеся на прежних «Ладах» сайлентблоки недостаточно жесткие: угол гистерезисного невозврата у них вдвое больше, чем у большинства современных иномарок (3 градуса вместо 1,5), – вот, оказывается, в чем крылись недостатки курсовой устойчивости! В Granta угол невозврата уменьшен до 2,2 градуса, и, по словам разработчиков, это не предел. Новые сайлент-блоки получила и задняя подвеска, равно как и амортизаторы с лучшими, чем у «Калины», характеристиками. А вот пружины из экономических соображений пришлось оставить прежними. Впрочем, разработ16За рулем – Регион №17/сентябрь/2011чики уверяют, что имеющихся изменений более чем достаточно, чтобы почувствовать разницу в управляемости. Подчеркну, что я ездил на предсерийном автомобиле, но уже сейчас понятно, что Granta заслуживает того, чтобы считаться новой моделью, а не просто модернизированной «Калиной». Новинка олицетворяет собой существенный шаг вперед. А с учетом того, что стоить она будет дешевле своего прародителя (хотя в очередной раз мой прогноз сбылся – озвученная базовая цена, как я и предполагал, выросла с  220 000 руб. до 229 000), можно быть уверенным, что звание бестселлера ей обеспеченено. Во всяком случае в нашей стране...  Итог– Granta современна, насколько вообще может быть современным автомобиль, построенный на «калиновской» платформе и с ее же силовой структурой кузова. Уверен, что дело не столько в вазовских инженерах, дизайнерах и технологах – и при создании «Калины», и при проектировании «десятого» семейства они предлагали отличные идеи, – сколько в нынешнем топменеджменте. Именно руководство решает, «кроить» или нет на материалах и современных технологиях. Хорошо, что впервые за минувшие лет 20–25 «верхушка» АвтоВАЗа выбрала путь «разумного качества». Виктор Фомин, главный редакторНА 9000 ДОРОЖЕ2 1 03 1 5 02 4 5 0 1235управляемостьдинамикакомфортЕще не эталон, но по сравнению с «Калиной» – настоящий прорыв!Бюджетному автомобилю – бюджетная динамика. Тут, увы, без сюрпризовПлавность хода заметно улучшилась, что особенно оценят жители глубинки