50
51
52
53
54
ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ АКОНСУЛЬТАНТвторичный рынокНародная избранниПервое поколение Octavia делит платформу с Volkswagen Golf IV, и технически обе машины практически идентичны. Но чешский автомобиль изначально дешевле и доступнее в содержании. Получается, что в отличие от Golf он по-настоящему любим в народетекст: Сергей Федоров На модификациях с атмосферными двигателями комплекта сцепления хватает на 200 тыс. км пробега, а у аккуратных водителей и больше. Замена комплекта из корзины выжимного подшипника и ведомого диска стоит примерно 12 000 руб. На турбоверсиях этот механизм выдерживает около 130 тыс. км, а замена его обойдется в полтора раза дороже Срок службы рулевого управления и его деталей напрямую зависит от манеры езды и преодолеваемого дорожного рельефа. В нормальных условиях эксплуатации рейка держится до 150 тыс. км, наконечники же рулевых тяг запросто выдерживают 100 тыс. км. А стоят всего по 780 руб. за штукуна правах рекламыКонструкция передней подвески Octavia, распространенная для машин этого класса, – стойки МакФерсон. Надо отметить, что большинство ее элементов крепки и долговечны. Например, шаровые опоры (около 2000 руб. за к-т) выхаживают 100 тыс. км. Да еще и меняются отдельно от рычаговУ всех моторов механизм ГРМ с ременным приводом. Зубчатый ремень обновляется заодно с роликами (3500–7250 руб. в зависимости от двигателя). Каждая вторая замена – вместе с помпой. Турбомотор любит свободное дыхание и нуждается в регулярной замене воздушного фильтра цаа появление Skoda Octavia россияне отреагировали быстро и адекватно. Автомобиль у нас, что называется, пошел. Огромного ажиотажа хоть и не наблюдалось, но продажи были очень активны. И данному феномену есть простое объяснение – чехи предлагали немецкое качество и надежность (в сущности, Octavia − это тот же Golf) за приемлемую цену. Машина существовала в двух кузовных версиях: 5-дверный хэтчбек и универсал. А главным потребительским достоинством ее можно назвать весьма просторный багажник, номинальный объем которого составляет внушительные 528 л. Причем хэтчбек внешне выглядит как седан, что также особо ценится нашими соотечественниками.НАвтомобиль выпускался с 1996 по 2010 год. Причем с 2004-го под именем Octavia Tour − параллельно уже со вторым поколением. А осенью 2007 года организовано производство в Калуге, где была налажена крупноузловая сборка модели. Кроме хэтчбеков, здесь собирали и универсал Combi, и даже заряженную модификацию RS со 180-сильным турбомотором. А ровно год назад выпуск Skoda Octavia Tour был свернут. На нашем вторичном рынке превалируют дилерские версии модели первого поколения и Skoda Octavia Tour. Примерно десятая часть приходится на экземпляры, привезенные из Европы. Причем среди подержанных попадаютсяОТ МАЛОГО К БОЛЬШОМУЗадняя подвеска на переднеприводных версиях хлопот не доставляет. Амортизаторы (по 1500–1800 руб. за штуку) служили до 100 тыс. км. Однако после 1999 года, когда автомобили для российского рынка стали оснащаться «пакетом для плохих дорог», ресурс этих деталей увеличился практически в полтора разаКузовные панели Octavia надежно защищены двухсторонним гальваническим покрытием. Поэтому даже сколы краски на ее теле не цветут. Однако на задней двери видавших виды универсалов лакокрасочное покрытие со временем протирается пластиковой накладкой над номерным знакомна правах рекламы ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ АКОНСУЛЬТАНТвторичный рынок«Пустых» Octavia на рынке мало. Первые владельцы обычно дозаказывали разные опции. Поэтому без «джентльменского» набора, включающего электропривод стекол и зеркал, кондиционер или климат-контроль, машина встречается редко Салон дорестайлинговой версии отличается большим козырьком, в половину передней панелиГотовимся к зимеСовременный автомобиль практически не нуждается в какой бы то ни было подготовке (жидкости и масла – всесезонные) к летнему или зимнему периодам, кроме соответствующей сезону резины и жидкости в бачке омывателя. Однако в морозы аккумуляторная батарея испытывает большие нагрузки. От ее работоспособности зависит уверенный запуск двигателя и надежность работы всех бортовых систем. Чтобы батарея не подвела в самый не подходящий момент, прежде всего позаботьтесь о чистоте аккумулятора для предотвращения паразитных токов, ускоряющих ее разряд. Налет с клемм и полюсных выводов удаляется теплой водой, а окисная пленка – мелкозернистой шкуркой. При установке АКБ на место не поленитесь обработать клеммы и выводы специальной смазкой.Затем проверьте состояние аккумулятора. Необслуживаемые имеют «глазок» на крышке – индикатор плотности и уровня электролита. Зеленый цвет сигнализирует о том, что батарея заряжена. Темный индикатор говорит о разряде батареи, побелевший означает, что уровень электролита ниже нормы. Для необслуживаемой АКБ это конец. Выход один – замена. Обслуживаемую можно реанимировать. В этом случае доливают дистиллат и ставят аккумулятор на зарядку. Однако для более точного представления о здоровье АКБ лучше заехать на сервис, располагающий необходимой аппаратурой.и полноприводные варианты, а изредка и версии с индексом RS. Порадует второго владельца и комплектация подержанной Octavia, несмотря на ее изначально скромное оснащение. Так, например, стандартная версия LX на дорестайлинговых машинах насчитывала лишь гидроусилитель руля, регулируемую по высоте и вылету рулевую колонку и аудиоподготовку. Зато вариант GLX дополнительно подразумевал водительскую подушку безопасности, электропривод передних стекол и зеркал с обогревом, противотуманные фары и тонированные стекла. Исполнение SLX добавляло к предыдущему ABS, пассажирскую подушку безопасности, климат-контроль и литые диски колес. После рестайлинга 2000 года уровни комплектацийстали обозначаться соответственно Classic, Ambiente и Elegance. Существовала также люксовая версия Skoda Octavia в версии Laurin&Klement, которая включала в себя кожаный салон с вставками под дерево, ксеноновые фары, люк с электроприводом. Под капотом подержанной Skoda Octavia «жили» только 4-цилиндровые моторы. Бензиновые были представлены силовыми агрегатами объемом 1,4 л (60 и 75 л.с.), 1,6 л (75, 100 и 102 л.с.), 1,8 л (125 и 150 л.с. – с турбонаддувом) и 2 л (115 л.с.). Были и 1,9-литровые дизельные: атмосферный мощностью 68 л.с. и с турбонаддувом отдачей 90, 100 и 110 л.с. Стандарт1.4i 1.6iДВИГАТЕЛЬная трансмиссия для всех двигателей – 5-ступенчатая механическая коробка и предлагаемый на заказ для моторов 1,6 (102 л.с.) и 2 л 4-диапазонный «автомат». Skoda Octavia Tour шла с двигателями 1,4 л (75 л.с.), 1,6 л (102 л.с.), 1,8 л (150 л.с.) и 1,9-литровым турбодизелем (90, 100 и 110 л.с.). Первое время ставились и механическая и автоматическая коробки передач, а с 2009 года – только МКП. Все агрегаты были немецкого производства. Самыми востребованными считаются 1,6-литровые «четверки». Далеко не последним в рейтинге популярности идет 1,8-литровый тур1.8 Т 1.9 TDIТехнические данныеSkoda Octavia Тип кузова Длина/ширина/высота, мм Колесная база, мм Объем багажника, л Объем топливного бака, л Снаряженная/полная масса, кг Тип двигателя Расположение двигателя Рабочий объем, см3 Макс. мощность, л.с. при об/мин Макс. крутящий момент, Нм при об/мин Привод Коробка передач Передняя подвеска Задняя подвеска Тормоза спереди Тормоза сзади Максимальная скорость, км/ч Разгон 0–100 км/ч, с Расход топлива, л/100 км, город/шоссе/смешанный циклхэтчбек (универсал) 4511/1731/1429 (1448) 2512 528/1328 (548/1512) 55 1175/1750 1205/1790 1250/1845 бензиновый, R4 бенз., c турбонаддувом, R4 спереди, поперечно 1390 1595 2231 75 при 5000 102 при 5600 150 при 5700 126 при 3300 5-ст. мех. 210 при 1750 передний/полный 5-ст. мех./4-ст. автомат. 5-ст. мех. пружинная, стойки МакФерсон пружинная, полузависимая балка дисковые вентилируемые барабанные дисковые 190/187 210 11,8/14,1 8,4 9,7/5,5/8 (11,4/6,3/8,5) 10,7/6,2/8,3 148 при 38001270/1855 турбодизель, R4 1896 90 при 4000 210 при 1900 6-ст. мех.171 15,3 9/5,4/7,6барабанные 182 13,2 6,6/4,2/5,552 За рулем – Регион №21/ноябрь/2011 МодификацииКроме хэтчбека, у нас довольно широко распространен и универсал Octavia Combi, на долю которого приходится примерно 20% от общего числа предлагаемых к продаже машин. Причем Combi гораздо чаще, нежели седан, встречается с полноприводной трансмиссией. А вот заряженная Octavia RS – редкий гость на отечественном рынке. Этот практичный автомобиль выпускается как хэтчбек и универсал. Под капотом у него форсированный 1,8-литровый турбомотор (180 л.с.), который сочетается лишь с 5-ступенчатой механической коробкой передач. Skoda Octavia CombiSkoda Octavia RSSkoda Octavia (1996-2000 г.в.) Дорестайлинговая версия автомобиля отличалась более брутальной решеткой радиатора, «туманной» передней оптикой и иными бамперамибомотор. Первый прост по конструкции и зарекомендовал себя как долговечный и надежный. Мелкие проблемки случаются в основном из-за низкого качества отечественного топлива и антигололедных реагентов, проникающих в электрические разъемы, колодки и блоки, что приводит к сбоям в работе. Так, например, от грязи и солей искажается сигнал лямбда-зонда. Со временем и он выходит из строя (замена – 4500 руб.). Не выдерживает атак летящей с колес и дороги «нечисти» датчик температуры охлаждающей жидкости (1990 руб.). А «бодяжный» бензин рано или поздно загубит и датчик расхода воздуха (4250 руб.). Все эти проблемы, причем в большей степени, характерны и для 1,8-литрового мотора. Если не придерживаться регламента замены воздушного фильтра, придется раньше времени обновлять расходомер воздуха, который для этого двигателя стоит около 8000 руб. А езда с неисправными свечами вскоре может привести не только к их обновлению, но и к замене катушек зажигания (1500 руб.). Правда, основной проблемы, которой страдали моторы1.8Т на Passat, у двигателей Skoda Octavia нет. Турбокомпрессор (17 000−30 000 руб.) живет гораздо дольше благодаря более удачному расположению трубопровода, подающего масло к подшипникам турбины. И еще: не забывайте о своевременной замене ремня ГРМ через 120 тыс. км. Причем это актуально для всех моторов… Механическая коробка передач зачастую переживает двигатель, ресурс которого может превышать 300 тыс. км. В нее залито масло на весь срок службы, но к 150 тыс. км все же не мешает его обновить. Со временем потребуется разве что регулировка тяг или тросиков (с турбомоторами), когда почувствуете, что передачи включаются с усилием. Сцепление на 1,6-литровой версии выдерживает 200 тыс. км, а на машинах с мотором 1.8Т – в полтора раза меньше. 4-ступенчатый «автомат» также долговечен при своевременной, раз в 60 тыс. км, замене масла. Полноприводная трансмиссия с электронно-управляемой муфтой Haldex, перераспределяющей крутящий момент на задние колеса при пробуксовке передних, оченьТРАНСМИССИЯ№21/ноябрь/2011 За рулем – Регион53 ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ АКОНСУЛЬТАНТвторичный рынок121. 16-клапанник 1.4 MPI появился в гамме с 2000 года и устанавливался в основном на бюджетные версии – модификации с таким двигателем в свое время активно приобретали корпоративные клиенты 2. По размеру багажника (528 л), объем которого при сложенных задних сиденьях возрастает до внушительных 1328 л, хэтчбек – безоговорочный лидер среди моделей гольф-классанадежна. Она с успехом применялась еще пару десятилетий назад на моделях концерна VAG c поперечно расположенным двигателем. Чтобы муфта вместе с машиной «дожила до глубокой старости», необходимо менять в ней масло заодно с фильтром каждые 30 тыс. км пробега. Поскольку Skoda Octavia базируется на агрегатах Golf IV, то и конструкция подвесок у машин аналогична: спереди − стойки МакФерсон, а сзади − Н-образная скручивающаяся балка. Ходовая часть довольно крепкая. К тому же российские версии Octavia с 1999 года оснащались усиленной подвеской с увеличенным до 170 мм клиренсом, а также защитой картера. Как обычно, первыми через 30−50 тыс. км сдаются втулки стабилизаторов (по 150 руб.). Стойки (по 950 руб. за штуку) выдерживают минимум в два раза больше. Примерно столько же живут опоры амортизаторных стоек (от 700 руб.) и передние ступичные подшипники (по 35 000 руб.). Шаровые опоры существуют отдельно от рычагов и стоят всего 990 руб. Да и выхаживают они далеко за 100 тыс. км. А ресурс амортизаторов (от 5800 руб. за передние и 3900 за задние) увеличился до 150 тыс. км. Полузависимая подвеска на переднеприводных машинах обычно никаких хлопот не доставляет. А модификации Skoda Octavia с полноприводной трансмиссией предполагали независимую заднюю подвеску. Она требует к себе гораздо большего внимания. Через 60−90 тыс. км пробега придется обновлять втулки четырех поперечных и пары продольных рычагов. В рулевом управлении к 150 тыс. км может застучать рулевая рейка. Правда, ее замена отнюдь не доро54 За рулем – Регион №21/ноябрь/2011ХОДОВАЯ ЧАСТЬ И КУЗОВгая – всего 13 000−18 000 руб. Рулевые наконечники (780 руб.) ходят до 100 тыс. км. В тормозной системе корродируют уплотнительные кольца тормозных магистралей. Целесообразно их менять принудительно при обновлении тормозной жидкости. Зато остальные детали долговечны: колодок обычно хватает на 20−40 тыс. км, диски (4200 руб.) живут до 100 тыс. км. А задние барабанные механизмы на 1,6-литровых модификациях могут продержаться далеко за 100 тыс. км. Кузов Skoda Octavia защищен от коррозии надежно, если не брать в расчет экземпляры, восстановленные после небрежного гаражного ремонта. Правда, задняя дверь универсалов может зацвести ржавчиной в месте ее соединения с накладкой. Еще от дорожной химии страдают оси поводков дворников и замки дверей. Зимой нередко выходят из строя электрические стеклоподъемники из-за примерзания уплотнителей к стеклу.Примерная стоимость Skoda Octavia на вторичном рынке по состоянию на октябрь 2011 года600 000 (руб.) 500 000 400 000 300 000 200 000минимальнаямаксимальная ценагод выпуска 199719992001200320052007Итог– Подержанная Octavia – выбор прагматика. А это значит, что с надежностью у нее все в порядке, в содержании она не обременительна, и у нее практически нет слабых мест. Пусть даже дизайн устаревший. А приобрести «почти Гольф» по привлекательной цене – Octavia дешевле «немца» одного года выпуска и с аналогичным мотором примерно на 25% – и вовсе заманчиво. К тому же если это будет изначально технически исправная машина с 1,6-литровым двигателем и МКП. Сергей Федоров, редактор2 1 0 3 4 5общая оценкаНеплохая управляемость, огромный багажник, высокая надежность и ремонтопригодность, умеренная цена Довольно тесный салон в задней его части, неброская внешность