66
67
68
69
70
ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ ААВТОЛЮБИТЕЛЬретроВсегда доступенБлистательная марка Chevrolet отмечает 100-летний юбилей. Многие автомобильные бренды США, возникшие одновременно с ней или даже чуть позже, давно прекратили существование. А Chevrolet не просто выжила, но и укрепила свои позиции, став всемирной!текст: Василий Петров, Илья Межибовский, фото: Chevrolet 1911 г. Первенец марки – Chevrolet Series C Classic Six – получился не по-американски изысканным и внешне откровенно смахивал на дорогие европейские модели фирм Metallurgique и Austro-DaimlerЛуи-Жозеф Шевроле (1878–1941) родился в Швейцарии, эмигрировал в Америку, где прославился как гонщик заводской команды Buick. Неоднократно выигрывал Кубок Вандербильта – один из самых престижных призов США. В компании Chevrolet работал недолго, вернувшись обратно в автоспорт. Кризис 1929 года обанкротил его фирму по постройке гоночных машин, и Шевроле возвратился на завод Chevrolet, но уже в качестве обычного механика66 За рулем – Регион №21/ноябрь/20111914 г. Модель с индексом 490, обозначавшим ее стоимость в долларах, открыла эпоху конкуренции Chevrolet и Ford – этот процесс с переменным успехом продолжается и по сегодняшний деньноября 1911 года родилась одна из самых известных автомобильных марок, логотип которой в виде галстука-бабочки узнаваем во всем мире, – Chevrolet. Название компании являлось фамилией ее основателя – автогонщика Луи Шевроле. Но не только Шевроле стоял у истоков компании имени себя. Она бы и вовсе не появилась на свет, если бы не Уильям Крапо Дюрант – автомобильный магнат, биржевой игрок, оптимист и авантюрист, который будто сошел со страниц романов Драйзера и Фитцджеральда про жестокий капиталистический мир чистогана. «Местный Наполеон» – так называли Дюранта в мичиганском3городке Флинт. Человек, который по воспоминаниям одного из современников «носил на стальной руке мягкую перчатку». В 1908 году Дюрант основал корпорацию General Motors, которая объединила дюжину автомобильных фирм, таких как Buick, Oldsmobile, Cadillac, Oakland, Elmore и других, и еще десяток производителей запчастей и аксессуаров, но спустя три года корпорация стала нести убытки, и группа акционеров отстранила Дюранта от руководства. Лишившись даже права голоса в совете директоров General Motors, Дюрант покинул им жеДЕНЬ ПЕРЕЕЗДА 1918 г. Появившийся в 1918 году Chevrolet с двигателем V8 стоил, как два с половиной экземпляра самой дешевой модели, – 1385 долларов. Автомобили с таким числом цилиндров в те годы производили немногие фирмы1926 г. От 510 до 765 долларов колебалась цена на модели Chevrolet в 1926 году. Цветной рекламный постер из журнала Country Life называл автомобили этой марки солидными, надежными и легкими в управленииУильям Крапо Дюрант (1861–1947) родился в Бостоне, с ранних лет пошел работать – сначала на лесопилку, а затем продавал сигары. В 1886 году основал фирму по производству повозок Flint Road Cart Company, которая быстро стала лидером в этой области. С 1904го был сначала управляющим, а потом и совладельцем компании Buick. В 1908 году основал General Motors, после окончательного ухода из которой учредил Durant Motors – эта корпорация обанкротилась в 1936-м№21/ноябрь/2011 За рулем – Регион67 ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ ААВТОЛЮБИТЕЛЬретро1928 г. Цифра 500 000 относится не ко всем автомобилям Chevrolet, изготовленным за 17 лет (с 1911 года), а только к тем, которые были собраны на заводе в городке Джейнсвилл штата Висконсин1927 г. «Прекрасный внешний вид в сочетании с хорошей экономичностью». В 1927 году за 395 долларов продавали шасси, а за 755 – фургон грузоподъемностью в одну тонну 1935 г. Реклама Chevrolet Master Six De Luxe Sport Sedan 1935 года делает упор уже не на низкую цену, а на высочайшее качество1936 г. Так Suburban выглядел в 1935 году – впервые американские семьи получили большой и вместительный автомобиль, популярность которого оказалась настолько высокой, что модель с таким именем выпускается и сегодня 1942 г. Последний «мирный» модельный год Chevrolet – в 1942-м предлагались и консервативного вида седан Fleetline Sportmaster, и более обтекаемый с ниспадающей назад крышей Fleetline Aerosedan1944 г. В годы войны Chevrolet работал исключительно на оборонку, выпуская грузовики с колесной формулой 4х2, 4х4 и 6х6, которые поставлялись в армии всех стран антигитлеровской коалиции 1953 г. Chevrolet Corvette – первый американский спорткар, который своим появлением открыл новый класс автомобилей. Начиная с 1953 года Corvette пережил несколько поколений, нынешнее – уже шестое1955 г. В середине 50-х Bel Air получил новую платформу с пониженной рамой, что позволило создать низкий и широкий кузов с панорамными стеклами, не имеющий ничего общего с прежними моделями Chevrolet68 За рулем – Регион №21/ноябрь/2011основанную корпорацию, но только для того, чтобы вернуться туда спустя недолгий промежуток времени. Начало возвращения было впечатляющим – он основал сразу несколько автомобильных фирм: Mason Motor Car Company и Little Motor Car Company. А 3 ноября 1911 года появилась Chevrolet Motor Car Company. В 1913-м Дюрант собрал в единый концерн все три разрозненные фирмы, и теперь доходы стали расти с невероятной быстротой – это позволило ему начать скупку акций GM. Фантастически авантюрным трюком стало объявление о том, что Дюрант меняет пять акций сверхприбыльного Chevrolet на одну акцию General Motors, чьи держатели уже устали ждать дивидендов. 16 сентября 1915 года Уильям Крапо Дюрант объявился на совещании акционеров GM. «Джентльмены, – он говорил тихо, – теперь эту компанию возглавляю я!» В тот день многимменеджерам GM пришлось расстаться с насиженными местами… Некоторые хотели уйти сами, например, Уолтер Перси Крайслер, но Дюрант, высоко ценивший его, предложил полумиллионный годовой оклад, если он согласится остаться еще на три года. Сам Дюрант к 1916-му преобразовал акционерную верхушку GM в орган верховной власти корпорации, а себя назначил его президентом. С возвращением Дюранта в семействе GM появились новые прибавления. В первую очередь, разумеется, Chevrolet – компания вошла в состав корпорации в 1918 году. Помимо поставщиков комплектующих, приобретается также Guardian Frigerator Company – производитель холодильного оборудования! «Не вижу никаких особых различий между автомобилем и холодильником, – заявил Дюрант членам совета директоров GM, – и то, и другое – всего лишь ящик с мотором». 1957 г. С 1950 по 1952 год имя Bel Air использовалось для обозначения хардтопов модели Styleline Deluxe, а с 1953-го стало названием самостоятельной модели – самой дорогой и хорошо укомплектованнойВ 1958 году появляется комплектация Bel Air Impala, которая с 1959-го стала отдельной моделью Impala – на ступеньку выше Bel Air. До 1965 года это был самый дорогой легковой ChevroletНо, как и всем людям, Дюранту было свойственно ошибаться. Так, он считал, что послевоенный покупательский бум будет длиться вечно, поэтому и приобретал еще мелкие фирмы, расходуя на это огромные деньги. Через пару лет GM была продана в счет погашения долгов. 30 ноября 1920 года Дюрант уже навсегда покинул GM, сделав это без лишней суеты и шума – закрыл свой несессер, надел шляпу и с улыбкой на лице сказал: «Сегодня день переезда». Эмблема в виде галстука-бабочки впервые появилась в 1914 году на четырехцилиндровой модели Series H – ее Дюрант считал главным конкурентом Ford T. По легенде, Дюрант впервые увидел этот рисунок на обоях в парижской гостинице, впечатлился его простотой и гениальностью настолько, что даже вырезал кусок себе на память. Но основным конкурентом Ford T стала серия 490, запущенная в производство в 1915 году, – в ее индексе была зашифрована стоимость в 490 долларов,1959 г. El Camino – ют, представленный к началу 60-х. Ютом называют пикап в стиле Coupé utility – легковой автомобиль с открытой грузовной платформой 1962 г. Компактная модель Nova производилась с 1962 по 1979 год. На протяжении своего выпуска она неоднократно модернизировалась, несколько раз менялся кузов, но все выпущенные серии объединяла технологическая преемственностьчто было на 5 долларов меньше, чем цена Ford. Затем с тем же самым Ford T конкурировали уже другие модели Chevrolet. И все же настоящим подарком для GM стало прекращение выпуска «фордика» в 1927 году и последующий спад производства, вызванный постановкой на конвейер Ford A. Продажи Chevrolet в это время взлетели в разы. Но в 1928 году конкуренция обострилась еще сильнее – на американском рынке появился третий игрок в лице новообразованной марки Plymouth, принадлежащей Chrysler Corporation. В 1924-м бывший менеджер GM Уолтер Перси Крайслер основал свою собственную автомобильную компанию, а потом и целую корпорацию. Теперь Plymouth, Ford и Chevrolet стали именоваться «низкоценовой тройкой». Уже в 1929-м шестицилиндровая модель Chevrolet резко подешевела и рекламировалась как «шесть по цене четырех». В 1930 году Chevrolet продал семимилли-19111914 1930БОЛЬШЕ И ЛУЧШЕНА $5 МЕНЬШЕ19802003 2010За 100 лет эмблема фирмы существенно изменилась лишь раз 1965 г. В середине 60-х предлагалась люксовая комплектация Impala Caprice – четырехдверный хардтоп, нацеленный против Ford Galaxie1966 г. Camaro появился как ответ на Ford Mustang. Название стало сленговой интерпретацией слова camarade – друг или товарищ. Менеджеры шутили, что камаро – это маленькое злое животное, которое питается мустангами 1971 г. Модель Monte Carlo появилась в 1970-м и производилась до 2007 года – за это время сменилось шесть поколений. Сначала купе было заднеприводным с двигателем V8, но с 1995-го обрело платформу Lumina с мотором V6 и передним ведущим мостом№21/ноябрь/2011 За рулем – Регион 691963 г. Sting Ray – «электрический скат». Над созданием модели трудились Уильям Митчелл и Ларри Шинода, работавший до этого над Ford Mustang Boss – конкурентом Camaro и Corvette ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ ААВТОЛЮБИТЕЛЬ ИСПЫТАТЕЛЬретро покаталисьонную машину. Тогда же в рекламе марки появился слоган «Великая ценность». В передней подвеске машин Chevrolet вместо рессор и балки появилась независимая подвеска – через каких-то пару лет это станет стандартом для всех американских машин, и только упрямый Генри Форд будет цепляться за свою поперечную рессору. Главный конкурент Chevrolet в 30-е годы решил сыграть на другом – появился не очень дорогой Ford V8 мощностью 87 л.с., но модель создавалась в спешке и не была лишена врожденных дефектов. «Шестерка» от Chevrolet, наоборот, отличалась простотой и надежностью – чугунный блок и ничего лишнего. Chevrolet вышел победителем – доверия фордовскому V8 у покупателей было мало. Годовой тираж моделей превышал полмиллиона машин – без Chevrolet не было бы GM, так как в силу огромного тиража это подразделение вытягивало остальные отделения концерна. Наконец, в послекризисные годы появился восьмиместный Suburban – новый класс универсальных легковых автомобилей. Модель с таким именем выпускается с 1935 года по сегодняшний день, побив все рекорды долгожительства. В 1941-м Chevrolet выпустил рекордное число легковых и грузовых автомобилей – 1,6 млн. С началом войны производство моделей для гражданского населения прекратили. Мощности были брошены на военные нужны – гильзы для снарядов, зенитные орудия, авиадвигатели и, конечно же, автомобили. Грузовики Chevrolet воевали на всех фронтах, включая Советский Союз, куда они поставлялись по ленд-лизу. В первые послевоенные годы с конвейера сходили модели 1942 года, но уже в 1950-м отделение представило новинку – модель Bel Air с кузовом хардтоп. Одновременно появилась и автоматическая КП – двухступенчатая Powerglide. В 1953 году был выпущен Chevrolet Corvette – первый в Америке серийный спортивный автомобиль. 1958-й ознаменовался рождением модели Impala, соединившей в себе размеры роскошного Cadillac с доступной ценой Chevrolet. На следующий год появился первый пикап El Camino. Тогда же, в 50-х, доля корпорации GM на рынке впервые и единожды за свою историю превысила 50% – вряд ли бы такое достижение оказалось возможно без отделения Chevrolet.1982 г. Chevrolet Cavalier – представитель среднего класса, выпускавшийся с 1982 до 2005 года и ставший одним из наиболее популярных автомобилей в США в течение всего производства модели 1983 г. был отмечен началом выпуска лидера полноприводных авто – модели Chevrolet Blazer S-10, сочетавшей в себе качества внедорожника и городского автомобиля1995 г. Полноразмерный внедорожник Tahoe вырос из четырехдверного Blazer, появившегося в 1994-м, и получил свое новое имя спустя год 2002 г. Компактный внедорожник Chevrolet Niva – плод СП GMАвтоВАЗ. Модель стала началом экспансии GM на российский рынокВсемирное будущееСвое столетие Chevrolet встречает вовсе не как американская марка, а с грузом ответственности и почестями огромного всемирного бренда. Модели с так знакомой землянам эмблемой разрабатывают и продают на всех континентах. Свежайшая новинка  – пикап Colorado, спроектированный в Бразилии и поставленный на конвейер в Таиланде. Наконец, экология. Следующие 100 лет под этим брендом мы увидим множество электромобилей – от уже выпускающегося Volt до серийной версии экспериментального «яичка» EN-V.