52
53
54
ГАЕТАГА ЗЕЗТАИСПЫТАТЕЛЬретроУчаствовавшийв пробеге Париж –Руан 1894 года3-сильныйPeugeot. ПьерЖиффар, организатор гонки, сидитрядом с ОгюстомДюро, управлявшим экипажемЭто наш папа!По стендам Женевского автосалона, репортаж с которого опубликован в этомже номере, бегали, высунув языки, 10 тысяч журналистов из 80 стран мира! Мыбыли в их числе. Общее же количество современных «автомобильных писателей»не поддается счету. А начиналось все с одного француза. Его имя – Пьер Жиффартекст: Константин Шляхтинский, фото: из архива автораЭто прозвучит не слишком скромно, но именножурналисты сделали оченьважный вклад в развитие автомобилизма. Газеты первыми рассказали о появлении нового средствапередвижения, первые объявленияо продаже моторных экипажейпомещались в прессе… Наконец,испытания автомобилей в пробегеПариж – Руан в 1894 году и перваяавтомобильная гонка Париж –Бордо – Париж 1895-го были инициированы французской газетойLe Petit Journal, главным редактором которой был Пьер Жиффар.Со временем он стал не толькопопулярным журналистом, нои известным литератором, произведения которого издаются досих пор. Так, недавно у нас вышлаЖурнал «Автомобильный мир», издавав- его «Адская война», написаннаяшийся Жиффаром в 10-х годах ХХ веканакануне Первой мировой...52 За рулем – Регион №05/март-апрель/2012Но давайте по порядку. ПьерЖиффар родился в небольшомгородке Фонтен ле Дюн 1 мая 1853года в семье известного адвоката,который был еще и мэром. Учебумальчик начал в шесть у местногосвященника, затем продолжилв руанском лицее Пьера Корнеля.А завершал образование молодойв баталиях новоиспеченномуофицеру не пришлось – попалв резервную часть. Войну французы проиграли. Жиффар демобилизовался и стал журналистом.Писать он начал в 1873 годув Corsaire, но вскоре перешелв L´Evénement. Затем были LaFrance, Le Gaulois, Le Petit Parisien,ВОЙНУ ФРАНЦУЗЫ ПРОИГРАЛИ.ЖИФФАР ДЕМОБИЛИЗОВАЛСЯИ СТАЛ ЖУРНАЛИСТОМчеловек уже в Париже в лицееКарла Великого. Там Жиффар приобрел демократические убеждения, которые сохранял всю жизнь.Когда началась Франко-прусскаявойна, Пьер записался в армию.Служба началась успешно, 10 декабря 1870 года ему был присвоенчин лейтенанта. Но участвоватьLa Lanterne и, наконец, знаменитаяLe Figaro. Чтобы стать известным журналистом, Жиффарупотребовалось 15 лет. В 1887-мвладелец популярной ежедневнойLe Petit Journal пригласил его надолжность главного редактора.Причина заключалась не тольков его журналистском таланте. 1231 Так одевались водители первых автомобилей во времена Жиффара 2 Номер Le Petit Journal, посвященныйпробегу Париж – Руан 1894 года 3 Победитель велопробега Париж – Бордо – Париж на обложке журналаОн к тому же был и великолепным организатором. А перед нимстояла задача сделать Le PetitJournal самой популярной газетойФранции.В ту пору только появляласьмода на спорт: греблю, гимнастику, теннис, атлетику и «последнийписк» – велосипед. Энергичныйглавный редактор начал с организации различных спортивныхмероприятий, о которых его газета рассказывала своим читателям.Самым масштабным спортивнымсобытием 1891 года стала велогонка Париж – Бордо – Париж,где Жиффар выступал в качествеорганизатора и одного из членовсудейской коллегии. Гонщикампредстояло преодолеть 1200километров, и газета преподносила состязания как «грандиозноеиспытание качества велосипедов и выносливости седоков».Французы тысячами собиралисьпоглазеть на небывалый марафон,а те, кто пропустил это событие,на другой день читали о немв газете Жиффара. Тираж рос какна дрожжах. Гонка стала традиционной и проводилась ежегодно.Активность редактора оценилина самом высоком уровне: в 1892году он стал рыцарем ордена Почетного легиона.Спустя некоторое времяЖиффар обратил свое вниманиена другой механический экипаж –автомобиль. В Париже авто былоне так уж много, зато шума онипроизводили достаточно. Воспринимали новинку как игрушкудля богачей, считали неизбежнымзлом и частенько спорили, будутли «моторы» в моде еще и наследующий год. В 1894-м Le Petitравляемый автомобиль. Средитех, кто прислал свою продукцию,оказались самые первые производители моторных экипажей –граф де Дион и его компаньонЖорж Бутон, Эмиль Левассор,В 1899 ГОДУ ЖИФФАР ПРЕДСКАЗЫВАЛ,ЧТО ВСКОРЕ ЛОШАДЬ БУДЕТЗАМЕНЕНА АВТОМОБИЛЕМJournal объявила испытание нанадежность и выносливость средимоторных экипажей. Идея сновапринадлежала Жиффару. Маршрут пробега был выбран довольноскромный: Париж – Руан. Цельмероприятия – определить самыйнадежный, безопасный и легкоуп-Карикатура на графа де Диона,ставшего врагом ЖиффараАрман Пежо… После предварительного этапа из 69 заявленныхмашин в пробег отправились 25.Первым через 6 часов 48 минутфинишировал паровой экипажде Диона, за ним пришли бензи-новые Peugeot и Panhard-Levassor,которые и были объявлены победителями, поскольку большеотвечали статуту испытаний.Это был успех! Le Petit Journalснова шла нарасхват. А в головеЖиффара уже вызревал новый,еще более грандиозный замысел:автомарафон в 1200 километровпо уже обкатанному велосипедистами маршруту Париж – Бордо – Париж. Проработкой изданиезанималось целый год. Главныйвопрос был таким: «А доедут ли?»Наконец летом 1895 года сенсациясостоялась. Дистанция в 1200 километров оказалась автомобилюБратья Мишлен были среди тех, с кем Пьер Жиффаррассорился из-за делакапитана Дрейфуса ГАЕТАГА ЗЕЗТАИСПЫТАТЕЛЬретропо плечу. После этого обществостало относиться к нему не какк забаве богатых бездельников,а как к полезной, хотя и невероятно дорогой, вещи. Автомобильнаятема с легкой руки Пьера Жиффара прочно прописалась на страницах газет и журналов. Очередьбыла за специальным изданием.Им стала газета Le Vélo, кудав 1896 году перешел работатьЖиффар. Его главной симпатиейпо-прежнему оставались велосипед и автомобиль. Здесь весьмакстати оказались приятельскиеотношения с производителямитехники. Издание было обеспечено рекламой и информационными поводами, поскольку гонкина автомобилях становилисьрегулярными. В 1899-м Жиффар выпустил брошюру «Конецлошади», где продвигал почтифантастическую мысль о том, чтовскоре лошадь будет заменена велосипедом, а затеми автомобилем.Все шло хорошо до техпор, пока журна-робности, а страна делилась на двалист не рассорился с приятеляминепримиримых лагеря – «дрейавтомобилистами. Как известно,разбить мужскую компанию могут фуссаров» и «антидрейфуссаров».Граф де Дион, Адольф Клеман,три вещи: деньги, женщины и поЭдуард Мишлен присоединилисьлитика. Камнем преткновенияк обвинителям Дрейфуса.стали именно политическиеЖиффар встал на стороразногласия. На протяжениину демократов во главеряда лет вся Франция с зас Эмилем Золя, считавшихмиранием сердца следила закапитана невиновным.«делом Дрейфуса». КапитанРазногласия были нафранцузской армиистолько острыми, чтоАльфред Дрейжурналист отказалсяфус был обвиненставить рекламув шпионажеполитических пров пользу Германии.тивников в своеСостоялся суд,издание. В ответ деДрейфуса призналиРеклама журДион создал новыйвиновным,нала де Дионажурнал – L´Auto-Velo,публичноL’Auto-Veloа заодно и новую велоразжалогонку – Тур де Франс.вали, приВ 1900 году Жиффар попыталсяговорив к каторжным работам.начать карьеру профессиональноОднако вскоре выяснилось, чтого политика, но неудачно. Тогдамногие материалы делаон вернулся в Le Figaro. Читателябыли сфабрикованы,вновь покоряли его материалыразразился скандал.с Парижской выставки и полиГазеты смаковали подтические репортажи.Паровой экипаж графаЖюля-Альбера де Диона и егокомпаньона Жоржа Бутона,победитель гонки Париж –Руан 1894 года, организованной Пьером ЖиффаромВ том же году он был удостоен офицерского креста орденаПочетного легиона. С началомрусско-японской войны Жиффаротправился на поле брани, откудапосылал в редакцию великолепные репортажи. Именно от негов 1905 году французская публикаузнала, что в России появилсяпарламент – Дума. Все это времяавтомобиль продолжал оставатьсяувлечением Жиффара, он взялся завыпуск нового издания – Le MondeAutomobile. За короткое времяжурнал стал одним из самых авторитетных в своей области…Пьер Жиффар ушел из жизни21 января 1922 года, войдя в историю как основатель жанра политического репортажа, спортивнойжурналистики, а его литературныепроизведения до сих пор стоятна полках книжных магазинов.Его по праву можно называть отцом специализированной автомобильной журналистики.Финиш гонкиПариж – Бордо –Париж 1895 годав Булонском лесу,зрители приветствуют спортсменов54 За рулем – Регион №05/март-апрель/2012