26
27
28
29
АВТОРЫНОКИ Т О Г И I КВАРТА ЛАТаких бурных перемен на отечественном рынке, что называется, старожилы не упомнят. В течение всего трех месяцев недавние лидеры вдруг оказались среди главных неудачников. И всего три фирмы из ведущей двадцатки сохранили свои позиции неизменными. Что это, особенности “мертвого сезона” или закономерность?ЦЕНЫ – НАШ РУЛЕВОЙсовсем немного (от 1 до 8 процентов) уступает предыдущему, четвертому, как обычно, рекордному. Так произошло и в 2008-м. И это тоже понятно. Во-первых, практически все дилеры широко практикуют скидки на машины предыдущего года выпуска. К тому же в последние год-два проявился еще один фактор – щедрые вознаграждения, которые выплачивают различные компании своим сотрудникам по итогам только что закончившегося года, тем самым поощряя их к дорогостоящим покупкам. А тут еще и падение доллара подоспело, и рост цен на жилье, и слухи о возможном кризисе… Поэтому очередному зимнему рекорду удивляться не стоит. Причем при почти полумиллионе проданных машин иностранных марок в целом рынок новых легковых автомобилей составил 610 455 автомобилей. Это третье место в Европе после Германии и Великобритании. Доля же отечественных моделей (считая нашу до мозга костей “Шеви-Ниву”, которую почему-то зачастую включают в число “иномарок”) снизилась до рекордных со знаком минус 28,1%. Напомним, по итогам прошлого года эти цифры выглядели куда оптимистичнее – 33,4%. И все же не это главное. Самое интересное, что именно в I квартале 2008-го очень четко наметилась совершенно новая и весьма важная для нас с вами, покупателей, тенденция. На отечественном автомобильном рынке решающую роль в популярности той или иной модели начинает играть выгодная цена. Обратите внимание, что именно в марте, когда отчетливо проявились неутешитель-радиционно считается, что первые месяцы года – не показатель. Ведь за сонным январем, когда большинство тех, у кого есть средства на покупку машины, думают об отдыхе и праздниках, следуют февраль и март  – время не спеша присмотреться и выбрать будущую покупку к летнему сезону. Однако вопреки теории у нас пять лет подряд I кварталТные итоги их продаж, “Тойота” и “Фольксваген” объявили о снижении цен. Да, конечно, “в связи с началом производства в России”. Но ведь сборка “Кэмри” под Питером, “Джетты” и “Пассата” в Калуге началась в декабре! Почему бы тогда же и не обнародовать было новые прайс-листы? Да потому, что о них зимой и речи еще наверняка не шло. Скажем, “Шкода” тоже предприняла подобный ход, но произошло это раньше, в феврале, и по сути, цены на калужские “Октавии” снизились весьма виртуально. Ясно, что именно провалы продаж заставили “Тойоту”, по несколько раз в год на волне популярности переписывавшую прайс-листы в сторону повышения, впервые за последние годы кардинально изменить политику. Любопытно, что первым, еще три года назад, начал26 | w w w.k u p i av t o.r uitogi08_a.indd 2615.11.11 13:49 А ЛЕКС АНДР МЕЛЬНИК ГОРЯЧАЯ ДЕСЯТКА РУССКОГО РЫНКААВТОРЫНОКМалый класс* 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. “Рено-Логан” “Хёндай-Акцент” “Форд-Фьюжн” “Дэу-Матиз” “Шевроле-Ланос” “Хёндай-Гетц” “Шевроле-Авео” “Опель-Корса” “ФИАТ-Албея” “Пежо-206” “Сузуки-SX4” “Форд-Фиеста” “Шевроле-Спарк” “Шкода-Фабия” “Рено-Символ” шт. % %1. “Шевроле-Лачетти” (8) 19 950 2. “Форд-Фокус” (1)  3. “Рено-Логан” (2) 4. “Хёндай-Акцент” (4) Единственное исключение18 51618 07816 5515. “Мицубиси-Лансер” (20) 13 708 6. “Форд-Фьюжн” (6) 7. “Дэу-Нексия” (5) 8. “Дэу-Матиз” (7) Доля машин малого класса растет на глазах – в I квартале она увеличилась на целый процент, достигнув 29,1%. Среди лидеров же изменений немного, но весьма любопытные. “Ланос”, прочно удерживавший в 2007-м второе место, откатился напятое с удивительным, почти нулевым приростом по сравнению с тем же периодом прошлого года. И дело не в срыве поставок, а в том, что украинский “Шевроле”, в отличие от всех своих братьев по марке, перестал интересовать покупателей в России. Неудивительно – за последний год машина подорожала на 20 тысяч, приблизившись к своему гораздо более современному и комфортабельному старшему брату. “Клиенты выбирают “Лачетти”, – констатируют дилеры. Заслуживает упоминания и вялый старт новой “Фабии”. Причина все та же: достаточно сравнить18 078 16 551 12 784 11 826 11 608 9757 8191 7029 3559 3326 2990 2715 1794 1783 1765 +44,6 +90,5 +17,5 +72,3 +0,1 +233,0 +136,7 +197,5 +17,2 +249,0 +795,2 +16,6 +122,3 +44,4 +30,1 14,1 13,0 10,0 9,3 9,1 7,6 6,4 5,5 2,8 2,6 2,3 2,1 1,4 1,4 1,3* Продажи, динамика, доля рынкатемпы продаж “Шкоды” с ее конкурентом от “Опеля” и станет ясно, что чехам необходимо подкорректировать цены.12 784“Фокус” теряет, “Лачетти” находит“Гольф”-класс шт. % %12 11511 8269. “Шевроле-Ланос” (3) 11 608 10. “Тойота-Королла” (9) 10 121В скобках – место по итогам 2007 г.“игру на понижение” цен “Форд”, с запуском производства во Всеволожске обновленного “Фокуса” сделавший своим клиентам беспрецедентно выгодное предложение. Но, увы, с тех пор регулярно повышавший цены. В результате из безоговорочного лидера за три месяца опустился на третье место со смехотворными цифрами прироста – 5 процентов по сравнению с тем же периодом 2007-го при общем росте рынка в 57%. Каждый раз, когда дилеры “Форда” переписывали ценники, “Фокус” становился чуть менее выгодным. И в конце концов утомленные длиннющими очередями покупатели отправились к заклятым конкурентам1. “Шевроле-Лачетти” 19 950 +148,0 2. “Форд-Фокус” 18 516 –5,1 3. “МицубисиЛансер” 13 708 – 4. “Дэу-Нексия” 12 115 +19,1 5. “Тойота-Королла” 10 121 +21,6 6. “Мазда-3” 9763 +60,7 7. “Опель-Астра” 9097 +121,2 8. “Киа-Спектра” 8706 +57,5 9. “Ниссан-Алмера” 7847 +46,8 10. “Хонда-Сивик” 7414 +438,8 11. “Ниссан-Тиида” 5459 – 12. “Киа-Сид” 4920 – 13. “Шкода-Октавия-Тур” 4788 +61,3 14. “Тойота-Аурис” 4770 +134,5 15. “Хёндай-Элантра” 3390 +167,1 12,4 11,6 8,6 7,6 6,3 6,1 5,7 5,4 4,9 4,6 3,4 3,1 3,0 2,9 2,1Опустившись на второе место среди лидеров “гольф”-класса, “Форд” потерял целых 4,5 процента своей доли рынка. В то же время впервые поднявшийся так высоко “Шевроле” прибавил практически столько же – 5,1%. А ведь в 2007-м (что в I квартале, что за 12 ме-сяцев) “Фокусов” продавали почти в 2,5 раза больше, чем “Лачетти”. Продолжает свое восхождение “Астра”, стремительно набирает ход “Сивик” – судя по всему, эти машины в ближайшие три месяца имеют шанс обойти еще недавно ходившую в главных соперниках “Фокуса” “Короллу”. Причем причина отставания “Тойоты” вовсе не в разделении моделей – даже вместе с хэтчбеком “Аурис” общий рост по сравнению с тем же периодом 2007 года составил всего 44%, для новой модели это почти провал.Вымирающее племя?Удивительно, но факт: столь любимые в России большие и солидные бизнес-седаны, похоже, становятся реликтовым классом. Взгляните на аховую динамику “пятерки” БМВ, “мерседесовского” Е-класса, “Лексуса-GS”, “Ауди”. Барский комфорт, превосходное оснащение, мощные моторы и даже полный привод не могут спасти “Инфинити-М” и “Хонду-Ледженд”. Вечная отличница “Кэмри” так забуксовала, что “Тойоте” пришлось срочно снижать цены. Результа-Бизнес-класс 1. “Тойота-Кэмри” 2. “Ниссан-Теана” 3. “ВольвоS80/V70/ХС70” 4. “Ауди-А6/Оллроуд” 5. “Мицубиси-Галант” 6. БМВ 5-й серии 7. “Мерседес-Бенц-Е” 8. “Лексус-GS” 9. “Шкода-Суперб” 10. “Хёндай-Грандер” 11. “Крайслер-300С” 12. “Ягуар-XF” 13. “Хонда-Ледженд” 14. “Инфинити-М” 15. “Киа-Опирус” шт. % %4095 +0,3 36,9 1520 +31,5 13,7 1231 +152,8 11,1 1094 +9,9 9,9 645 +34,7 5,8 613 -23,6 5,5 531 +2,7 4,8 355 -9,4 3,2 183 +21,2 1,6 147 +56,4 1,3 137 +37,0 1,2 113 – 1,0 104 -12,6 0,9 101 -57,7 0,9 84 +33,3 0,7ты “Вольво” на этом фоне кажутся превосходными. Но дело в данном случае в системеподсчета – год назад универсалы V70/XC70 относились к среднему классу, а нынешние модели построены на шасси бизнес-седана S80. Отсюда и парадные проценты. Из новичков прекрасно стартовал “Ягуар”. По цене XF выгоднее престижных немецких машин, а потому вскоре сможет с ними поспорить и в популярности.w w w.k u p i av t o.r u| 27itogi08_a.indd 2715.11.11 13:50 АВТОРЫНОК“Голубого овала” – дилерам “Дженерал Моторс”. “Шевроле”, впервые возглавившая не только список самых успешных иностранных марок в России, но и десятку наипопулярнейших моделей, а также “Опель” с рекордными 150-ю процентами годового прироста – среди главных именинников I квартала. Именно благодаря адекватным ценам и все новым программам скидок и выгодных кредитов. Ведь на них американцы собаку съели – на крупнейшем в мире заокеанском автомобильном рынке они давно практикуют самые низкие цены и наиболее выгодные условия займов. Отметим, к слову, уже прорвавшись на первое место, в апреле “Шевроле” объявила еще одно заманчивое предложение – бесплатный полис КАСКО. У продемонстрировавших двукратный рост “Хёндай” и “Ниссана” в смысле выгодных цен все было в порядке и раньше, но корейскую фирму постоянно лихорадили поставки автомобилей и машинокомплектов из Кореи. Единствен-И Т О Г И I КВАРТА ЛАПолный привод – это надолгоПродажи, число моделей, доля рынка и конкуренция среди вседорожников растут столь неуклонно, что мы впервые вынуждены были разделить эту обширную группу на компактные джипы и все остальные. Сре-ди первых, как ожидалось, безоговорочное лидерство захватил “Кашкай”, намного опередивший RAV4. А позициям “Тойоты”, всего за три месяца растерявшей почти пятую часть своей доли на рынке, серьезно угрожают сразу трое преследователей, причем претензии “Икс-Трейла” выглядят наиболее обоснованными. Ведь именно у “Ниссана” самое выгодное сочетание цены, внедорожных способностей, приличных дорожных повадок и функциональности. Любопытным выглядит взлет “Фрилендера” – отнюдь не дешевая машина оказалась настолько хороша, что по продажампрактически догнала гораздо более доступный “Спортидж”.КОМПАКТНЫЕ Вседорожники 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. “Ниссан-Кашкай” “Тойота-RAV4” “Ниссан-Икс-Трейл” “Сузуки-Гранд-Витара” “Хонда-CR-V” “Хёндай-Туссан” “Хёндай-СантаФе-Классик” 8. “Чери-Тигго” 9. “Субару-Форестер” 10. “Киа-Спортидж” 11. “Ленд-РоверФрилендер” 12. “Мицубиси-Аутлендер” 13. БМВ-Х3 14. “Сузуки-Джимни” 15. “Джип-Либерти” шт. % %7721 – 17,5 5473 +8,2 12,4 5449 +96,7 12,3 5203 +62,3 11,8 4401 +418,4 10,0 3572 +2,7 8,1 2940 – 6,7 1960 +40,4 4,4 1926 +60,4 4,3 1614 +59,5 3,7 1561 +1115 654 -10,2 623 +44,9 473 +137,7 213 – 3,5 1,5 1,4 1,1 0,5ное же слабое место японцев – прорехи в модельном ряду: то не было современной машины “гольф”-класса, теперь вот прекращен выпуск модели среднего. Подобные же трудности у “Рено”, находящейся среди лидеров единственно благодаря “Логану”. Остальные модели практически не продаются – с такими-то ценами! Но мелкийКРУПНЕЙШИЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРОДАВЦЫ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ В I КВАРТАЛЕ 2008 ГОДА*1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. (3) (4) (1) (5) (2) (7) (8) (6) “Шевроле” “Хёндай” “Форд” “Ниссан” “Тойота” “Рено” “Дэу” “Мицубиси” “Киа” 46 609 41 925 39 969 37 253 35 627 23 971 23 941 23 479 21 296 21 101 17 094 15 445 9890 8999 8210 7962 5361 5097 4612 4296 +76,0 +102,5 +5,1 +102,0 +21,7 +35,5 +40,6 +150,3 +44,4 +52,4 +82,3 +241,4 +75,8 +69,7 +49,4 +101,4 -19,5 +33,4 +162,9 +65,6Перспективы ниже среднегоЕсли бизнес-класс вымирает, то средний держится из последних сил. Взгляните на динамику 15-ти самых популярных моделей – даже новые “Мондео” и “Мазда-6” не сумели существенно оживить статистику. Чувствительно отступил “Пассат”, еще недавно радовавший бодрым ростом. Но, по правде говоря, обеспечивали его во многом продажи не частным лицам, а учреждениям и организациям. В целом же классические среднеразмерные седаны, хэтчбеки и универсалы становятся все менее выгодным приобретением – покупатели в последние месяцы предпочитают им либо “паркетники”, либо компактвэны, либо постоянно растущие в размерах машины “гольф”-класса.(10) “Опель” 10. (9) 11. (11) “Мазда” 12. (12) “Хонда” 13. (15) “Сузуки” 14. (16) “Шкода” 15. (14) “Фольксваген” 16. (17) “Пежо” 17. (13) “Чери” 18. (22) ФИАТ 19. (25) “Ленд-Ровер” 20. (20) “Субару” Средний класс шт. % %1. “Тойота-Авенсис” 5193 +35,4 2. “Мазда-6” 4388 +44,8 3. “Хонда-Аккорд” 2817 +57,6 4. “Хёндай-Соната” 2804 +68,8 5. “Форд-Мондео” 2224 +15,3 6. “Фольксваген-Пассат” 2115 -6,5 7. “Опель-Вектра” 1575 +47,5 8. “Мерседес-Бенц-С” 1042 +276,2 9. “Субару-Легаси/Аутбек” 996 +50,2 10. “Ауди-А4” 848 +1,2 11. БМВ 3-й серии 712 -30,2 12. “Пежо-407” 564 +16,8 13. “Шевроле-Эпика” 560 +29,6 14. “Вольво-S60” 546 -41,8 15. “Лексус-IS” 486 +1,0 17,9 15,1 9,7 9,6 7,7 7,3 5,4 3,6 3,4 2,9 2,5 2,0 1,9 1,9 1,721. “Вольво” – 4238; 22. БМВ – 4009; 23. “Ауди” – 3880; 24. “Мерседес-Бенц” – 3513; 25. “Ссан-Ён” – 3051; 26. “Лексус” – 2705; 27. “Грейт-Уолл” – 2607; 28. “Ситроен” – 1866; 29. “Инфинити” – 1102; 30. “Додж” – 938; 31. “Джили” – 928; 32. BYD – 920; 33. FAW – 856; 34. “Джип” – 795; 35. “Саманд” – 681; 36. “Цзянлин/Лендвинд” – 624; 37. “Лифан” – 506; 38. “Чжунсин”/ZX – 434; 39. “Крайслер” – 406; 40. “Порше” – 389; 41. “Бриллианс/Дзинбей” – 352; 42. СЕАТ – 343; 43. “Кадиллак” – 308; 44. “Ягуар” – 285; 45. СААБ – 249; 46. “Хафей” – 216; 47. “Мини” – 202; 48. “Хаммер” – 191; 49. “Чанфэн”/ “Янцзы” – 81; 50. “Альфа-Ромео” – 74; 51. “Шуан Хуань” – 27.*Продажи и динамика роста по сравнению с первым кварталом 2007 года. В скобках – место по итогам 2007 г.28 | w w w.k u p i av t o.r uitogi08_a.indd 2815.11.11 13:50 А ЛЕКС АНДР МЕЛЬНИКАВТОРЫНОК“Мазды” и “Турана” свидетельствуют: в первую очередь покупателей интересует выгодная цена. Еще примеры: совсем скисли подорожавший после рестайлинга “Си-Макс” и его старший брат “Эс-Макс”, цены которого повышали дважды.“Ленд-Круизер” отступаетПродажи большинства моделей средних и больших вседорожников растут опережающими по сравнению с рынком в целом темпами. Однако оба “Ленд-Круизера”, чье лидерство еще несколько месяцев назад казалось незыблемым, постепенно теряют популярность. Зато здорово прибавил “Туарег”, обошедший ХС90 и RX. Впрочем, рано или поздно более доступные вездеходы, такие как “Кайрон”, “Каптива” и СХ-7, должны выйти вперед. Есть, впрочем, один нюанс: очередь на существенно подорожавший 200-й растянулась тем не менее на год. А потому в ближайшие месяцы “Тойота”, возможно, возьмет реванш.Средние и большие вседорожники шт. % %если приглядеться1. “Тойота-Ленд-Круизер Прадо” 2888 +13,2 2. “Фольксваген-Туарег” 2428 +200,9 3. “Ссан-Ён-Кайрон” 2351 +169,3 4. “Мазда-СХ-7” 1878 – 5. “Шевроле-Каптива” 1606 +227,1 6. “Тойота-Ленд Круизер-200” 1599 – 7. “Киа-Соренто” 1554 +48,1 8. “Ниссан-Пасфайндер” 1455 +67,2 9. “Вольво-ХС90” 1410 +62,8 10. “Мицубиси-Паджеро” 1353 +60,9 11. “Ленд-Ровер-Дискавери” 1325 +88,5 12. “Лексус-RX” 1169 -12,6 13. “Грейт-Уолл-Ховер” 1124 +163,8 14. “Грейт-Уолл-SUV-G5” 1092 +247,8 15. “Хёндай-Санта-Фе” 1054 +126,2 8,0 6,8 6,5 5,2 4,5 4,4 4,3 4,0 3,9 3,8 3,7 3,3 3,1 3,0 2,9На первый взгляд, число поклонников таких машин неуклонно растет – за первые три месяца года на процент. Однако благодарить за прирост следует лишь дилеров “Джи-Эм”. Ведь даже продажи бессменного лидера “Ноута” отстают от среднего темпа рынка. Остальные модели расходятся считанными сотнями. И дело не в том, насколько функциональны или не престижны однообъемники. Отменные продажи “Реццо” – машины далеко не первой молодости – и жалкие результаты столь талантливыхМини-, компакти микровэны 1. “Ниссан-Ноут” 5219 +51,6 26,4 2. “Шевроле-Реццо” 2451 +203,7 12,4 3. “Опель-Мерива” 2429 +270,3 12,3 4. “Опель-Зафира” 2303 +95,5 11,7 5. “Форд-Си-Макс” 1593 +25,3 8,1 6. “Фольксваген Гольф-Плюс” 843 +164,3 4,3 7. “Форд-Эс-Макс” 821 -35,4 4,2 8. “Хёндай-Матрикс” 543 -26,9 2,7 9. “Рено-Сценик” 485 +41,4 2,5 10. “Шкода-Румстер” 388 +243,4 2,0 11. “Мазда-5” 351 +72,9 1,8 12. “Мерседес-Бенц-В” 286 +123,4 1,4 13. “Тойота-Королла-Версо” 261 +7,8 1,3 14. “Фольксваген-Туран” 244 +32,6 1,2 15. “Мицубиси-Грандис” 216 -6,1 1,1шт. % %бисер французов немцам наверняка показался бы небом в алмазах. Впервые за последние годы вся “Большая немецкая тройка” в полном составе выбыла из двадцатки лучших автомобильного рынка России. Вряд ли разговоры об особом имидже и исключительном престиже, которые должны оцениваться очень большими деньгами, могут оправдать подобные итоги. Дело не в том, что БМВ, “Ауди” и “Мерседес-Бенцы” дороги. Обратите внимание: самый продаваемый из БМВ – вседорожник Х5, который не назовешь дешевым при всем желании. В этом, кстати, еще одна любопытная черточка итогов I квартала. Стремительно теряют популярность модели бизнес-класса. Вместо них состоятельные люди предпочитают вседорожники: по цене такие машины ненамного дороже, а по возможностям на дорогах России серьезно превосходят бизнес-седаны. Вот и получается, что цены джипов более адекватны. В целом же большинство немецких машин так называемых престижных ма-В начале апреля руководство “Фольксвагена”, включая весь совет директоров, побывало в Калуге. Немецкая делегация в количестве 30 человек протестировала “Фольксвагены”, “Шкоды”, СЕАТы НА РУССКИХ ДОРОГАХ и встретилась с губернатором Калужской области А. Артамоновым рок неоправданно дороги. А потому рано или поздно цены на них придется снижать. Как это уже пришлось сделать “Фольксвагену”, самой популярной моделью которого в России стал опять же недоступный большинству покупателей “Туарег”. Абсурд, но цены именно этой модели “народного автомобиля” оказались наиболее адекватными во всей линейке фирмы. В результате если в Европе“Гольф” многие годы остается среди лидеров продаж, то у нас даже с действующей вот уже второй год постоянной 8-процентной скидкой считается машиной дорогой, престижной и, ясное дело, редкой. Дивиденды от такой ситуации получают в первую очередь конкуренты “Фольксвагена”. Характерная деталь: сменившая продававшийся у нас отнюдь не бодро “Пежо307” новая модель с самого старта получила гораздо более оптимальные цены и приемлемые комплектации. Французы услышали первый звонок на большую перемену в структуре авторынка нашей страны. И правильно на него отреагировали. Интересно, кто будет следующим? Ведь никуда они не денутся, будут цены снижать. Потому как во втором квартале наверняка продажи иностранных машин вновь превысят рекордный уровень, впервые в истории преодолев полумиллионный рубеж. А к концу года Россия должна догнать Германию и перегнать Британию.w w w.k u p i av t o.r u| 29itogi08_a.indd 2915.11.11 13:51