О ЛЕ СЬ К АЛ АЙД ААД АП ТИВ Н Ы Й К РУИЗ-К ОН ТРОЛ ЬКАК ЭТО РАБОТАЕТИнженер Ральф Титор не любил своего адвоката. Этот болтун и пройдоха крайне дергано и неаккуратно водил автомобиль, что сильно раздражало слепого изобретателя. И после очередной шишки, заработанной Титором во время поездки с адвокатом, инженер решил – надо заставить автомобиль ездить плавно, вне зависимости от темперамента водителя или рельефа местности. Так появился круиз-контроль.РадиолокаторНапомним, главная его функция заключается в том, чтобы автоматически поддерживать заданную скорость автомобиля, освободив водителя от утомительной работы с педалями газа и тормоза. Круиз-контроль Ральфа Титора проделывал это, считывая количество оборотов карданного вала и с помощью соленоида дозируя подачу топлива в камеры сгорания таким образом, чтобы вал вращался с постоянной скоростью. Впервые систему установили на “Крайслер-Империал” в 1958 году. Современные конструкции круиз-контроля также отталкиваются от числа оборотов, скорости вращения колес или показаний спидометра. Однако регулируется положение дросселя в них с помощью сервомотора либо пневмопривода. Впрочем, сегодня, в условиях загруженных магистралей, куда актуальнее адаптивный круиз-контроль ACC (его еще называют активным или динамическим). Он позволяет водителю забыть о педалях даже в плотном потоке, поддерживая определенное расстояние до впереди идущего транспорта, при необходимости сбавляя или наращивая ход, а также сигнализируя водителю об опасном сокращении дистанции. Конструкция адаптивного круиз-контроля не отличается сложностью: это один или несколько высокочастотныхЗАБЫТЬ О ПЕДАЛЯХрадаров (изредка – лазерных дальномеров), 3D-видеокамера, коммуникативный и вычислительный блоки. Радиолокаторы (обычно они устанавливаются за решеткой радиатора или в бамперах) и камера (на лобовом стекле) фиксируют положение и скорость соседнего транспорта, передают эту информацию в борткомпьютер, а тот уже решает – поддать газку, притормозить или предупредить водителя об опасности. Кроме того, некоторые ACC, например, “Вольво-Сити сейфти” (которая сегодня положена базовой версии XC60), сами останавливают автомобиль, если водитель не реагирует на их сигналы. Конструкторы “Мерседес-Бенца” пошли еще дальше. “Водитель не должен напрягаться даже в пробках” – таков девиз последней версии адаптивного круиз-контроля с системой “Траффик джэм ассист”. Помимо соблюдения дистанции, торможения и трогания в плотном потоке, она также берет на себя контроль заРекомендуемая Состояние системы скоростьавтомобилями с соседних полос. Если кто-то из них вдруг начнет смещаться в вашу сторону, ACC либо притормозит, пропуская настырного, либо самостоятельно подрулит машину таким образом, чтобы уйти от “контакта”. Разработчики системы особо подчеркивают, что она достаточно интеллектуальна для того, чтобы работать и на дорожных серпантинах. Печалят лишь два момента. Первый – “Траффик джэм ассист” работает только до 40 км/ч, после превышения которых плавно передает управление человеку. И второй – в ней не предусмотрены датчики бодрствования водителя. А ведь при такой заботливой системе неровен час – можно и задремать.МЫ РЕШИЛИ:Недалек тот день, когда большая часть новинок автопрома будет оснащаться ACC. Но в настоящее время за это удовольствие придется доплатить в среднем $2–3 тысячи. Да, если вы наматываете по несколько сотен километров ежедневно, умная электроника сильно облегчит вашу жизнь – по оценкам профессиональных водителей, она позволяет преодолеть без устали на 25–30% большее расстояние. Но в городской толчее проку от нее немного: даже “Траффик джэм ассист” будет бессилен перед хаосом и непредсказуемостью движения в российских пробках. www.zr.ruГДЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯСегодня адаптивный круиз-контроль можно заказать почти во всех моделях “Ауди”, БМВ, “Вольво”, “Лексуса”, “Мерседес-Бенца” и “Ягуара”. Есть он и в модификациях “Рейндж-Ровера”, “Инфинити-EX”, “Инфинити-FX”, “Инфинити-G”, “Фольксвагена-Пассат-СС”, “Фольксвагена-Фаэтон”, “Форда-Мондео” и “Хонды-Аккорд”. Правда, получить АСС отдельно можно только на “Пассате-СС” – за 46 599 рублей. Во всех остальных случаях он входит в пакеты допоборудования.Текущая дистанция| 47