О ЛЕ СЬ К А ЛА Й ДАК ОРОБ К А П Е РЕ Д АЧ С Д В ОЙН Ы М СЦЕ П Л Е Н ИЕ МКАК ЭТО РАБОТАЕТБУДУЩЕЕ – СЕГОДНЯПлавная езда на автомобиле с механической коробкой требует опыта, доведенной до автоматизма согласованной работы двумя педалями и рычагом переключения передач. Впрочем, трансмиссии с двойным сцеплением могут переключаться даже быстрее. Однако не требуют от водителя никакой работы с педалью сцепления. Потому как в принципе ее лишены. Коробка с двойным сцеплением DCT (Double Clutch Transmission) более известна по имени самого распространенного варианта DSG (Direct Shift Gearbox) и не имеет ничего общего с обычными “автоматами” или вариаторами. Здесь нет ни гидротрансформатора, ни планетарных редукторов, ни шкивов с металлическими ремнями. По сути DCT – это параллельный путь эволюции трансмиссии, в котором удалось соединить сильные стороны разных коробок передач. И весь фокус в наличии двух сцеплений. Зачем их два? Так и первичных валов КП, на которые крутящий момент передается от двигателя, здесь тоже два: один проходит внутри другого, полого. На первом находятся шестерни нечетных передач, на втором – четных. Когда автомобиль трогается с первой передачи, вторая5 4 3 2 1 6 7Экономичнее “механики”, быстрее “автомата” – с такими замечательными данными коробка передач с двумя сцеплениями уже в ближайшие годы наверняка существенно потеснит все остальные типы автомобильных трансмиссий.13ОТ СОЗДАТЕЛЯ АВИАБОМБ...12 4 11 10 9 81. Внешний первичный вал. 2. Выключенное сцепление. 3. Включенное сцепление. 4. Выход на дифференциал. 5. Задняя передача. 6. VI передача. 7. V передача. 8. I передача. 9. III передача. 10. IV передача. 11. II передача. 12. Дифференциал. 13. Внутренний первичный вал. “ступень” также цепляется за шестеренки вала, ведущего к дифференциалу, и лишь ждет момента, когда водитель решит переключиться на передачу повыше. И после легкого движения рычагом КП мгновенно следует автоматическое размыкание сцепления первого вала и синхронное замыкание второго. Без разрыва крутящего момента, без малейших рывков и дерганий! Пока работает вторая передача, шестеренки первого вала заблаговременно перемещаются в третью позицию и так далее. При замедлении хода процесс идет в обратном порядке. По ощущениям это напоминает езду с вариатором – линейный разгон без провалов в динамике, работа двигателя на оптимальных оборотах и, как следствие, снижение на 5–10% по сравнению даже с МКП расхода топлива. Предпочитаете активный стиль вождения? DSG и здесь вас порадует, ведь онаФранцузский инженер Адольф Кегресс прославился изобретением резиново-металлических гусениц для автомобиля, а также разработкой самонаводящихся авиабомб. Куда меньше известно, что и коробка передач с двойным сцеплением – тоже его рук дело. В 1939 году Кегресс создал первый действующий образец такой КП, который должен был появиться на “Ситроене-7CV”, но этим планам помешала Вторая мировая. О “двух сцеплениях” вновь вспомнили только в 80-е годы – конструкторы гоночных “Ауди” и “Порше”. А в XXI веке и разработчики массовых машин. Первым серийным авто с DSG стал в 2003-м “Фольксваген-Гольф-R32”.ГДЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯМарка/ Произво- Модель название КП дитель КП“Ауди”/ “S-троник” “БоргУорнер” А3, А4, А5, Q5, TT, R8 C30, S40, S60, V50 GT-R все модели “Ибица” “С-Кроссер” 4007 “Поло”, “Гольф”, “Джетта”, “Сирокко”, “Пассат”, “Туран” “Куга”, “Мондео”, “Си-Макс”, “Эс-Макс”, “Гэлакси” “Йети”, “Октавия”, “Суперб”“Вольво”/ “Пауэр-Шифт” “Гетраг” “Ниссан”/ DSG “Порше”/ PDK СЕАТ/ DSG “Ситроен”/ DCS “Гетраг” ZF “БоргУорнер” “Гетраг”переключает ступени всего за 0,008 мс! А если надоест ворочать рычагом, можно передвинуть его в положение “D” и наслаждаться вождением в полностью автоматическом режиме. Теперь переключаться за вас будет компьютерный блок управления, который в зависимости от вашего желания подбирает нужный алгоритм. Вот только стоит подобная универсальность недешево. Коробки с двойным сцеплением на 50–70 тысяч дороже МКП. Мало того, и обслуживание DSG влетит в копеечку. Допустим, замена масла каждые 60 тыс. км вас не разорит – все удовольствие обойдется в 5–7 тысяч рублей. Зато в случае поломки замене обычно подлежит вся коробка целиком.“Пежо”/ “Гетраг” DCS “Фольксва“Боргген”/ Уорнер” DSG “Форд”/ “Пауэр-Шифт” “Гетраг” “Шкода”/ DSG “БоргУорнер”МЫ РЕШИЛИ:КП с двойным сцеплением сочетает плюсы “автомата” и “механики”. Минус у нее один-единственный: как и многие высокотехнологичные разработки, DCT достаточно сложна, а порой и капризна. Вот почему стоимость обслуживания таких коробок выше, чем у “механики”, а надежность пока, наоборот, ниже. www.zr.ru| 57