24
25
26
27
28
29
АВТОРЫНОКИ Т О Г И I П ОЛ УГОД ИЯСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НЕ ДОКАЗАНАГОРЯЧАЯ ДЕСЯТКА РОССИЙСКОГО РЫНКА ЗА I ПОЛУГОДИЕ 2010 ГОДА1 “Форд-Фокус”(2)30 0882(1)“Рено-Логан”29 6263 “Дэу-Нексия”(3)18 5804 “Шевроле-Лачетти” 14 552(4)5 “Дэу-Матиз”(6)13 736Помните автомобильный рынок России 4–5-летней давности, когда каждый квартал продажи росли на 20–30%, иностранные компании одна за другой открывали у нас свои заводы, а за машинами в салонах выстраивались многомесячные очереди? Казалось, еще немного – и мы заткнем за пояс крупнейшие автодержавы Европы… Не успели.Однако начало нынешнего года позволило вспомнить уже порядком подзабытые ощущения, когда лучи света – один за одним, – пробив тьму кризиса, показались нам из светлого будущего. И все же не станем превозносить успехи первого полугодия: отечественному рынку еще только предстоит доказать свою нынешнюю состоятельность. Объективно все выглядит достаточно благополучно. По сравнению с первым полугодием прошлого года продажи легковых автомобилей выросли на 1,9%. Немного. Но, как по прошествии времени признают сами дилеры, начало 2009-го было очень успешным – с известной поправкой на весьма грустную на тот момент экономическую ситуацию. Серьезные скидки, распродажи многих моделей, желание потребителей хоть как-то спасти дешевеющие рублевые сбережения обеспечили относительно неплохие продажи. Сегодня акции по дисконту – большая редкость. Однако, несмотря на это, многие модели стали дефицитными. Так, ожидание “Лачетти” может растянуться на три месяца, “Астры” – на четыре; а тем, кто намерен приобрести “Логан” или “классику” АвтоВАЗа, и вовсе придется терпеть более полугода. Но причина очередей – не только и не столько в ажиотажном спросе. Большинство продавцов банально ошиблись с прогнозами, ожидая, что в 2010-м в России разойдется не более 1,3 млн. машин – в то время как сегодня уже можно говорить о 1,6–1,7 млн. Тем не6 “Киа-Рио”(7)12 9457 “Киа-Сид”(11)10 5018 “Шевроле-Авео”(14)99819 “Киа-Спортидж”(9)994010 “Хёндай-Гетц”(16)9313В скобках – место по итогам I квартала 2010 г.24 | w w w.z r .r u ОЛ Е СЬ К АЛ АЙД АКРУПНЕЙШИЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРОДАВЦЫ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ в I полугодии 2010 года *АВТОРЫНОКПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ЕВРОПЕ В I ПОЛУГОДИИ 2010 ГОДА *1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20.(1) (3) (4) (2) (5) (7) (6) (8) (9) (10) (15) (11) (14) (12) (17) (16) (18) (13) (19) (–)“КИА” “РЕНО” “ФОРД” “ХЁНДАЙ” “ШЕВРОЛЕ” “ДЭУ” “ТОЙОТА” “НИССАН” “ФОЛЬКСВАГЕН” “ШКОДА” “МИЦУБИСИ” “ОПЕЛЬ” “СУЗУКИ” “ПЕЖО” “ХОНДА” БМВ “АУДИ” “МАЗДА” “МЕРСЕДЕС-БЕНЦ” ЗАЗ45 729 40 168 38 014 37 368 36 360 32 316 30 895 26 943 23 627 20 865 14 904 13 214 12 193 11 382 9986 9718 9470 9073 7897 7203+50,4 +10,5 -19,1 +3,1 -24,8 +16,9 -18,3 -31,2 +2,7 +7,8 -23,0 -38,3 +41,5 -27,7 -32,7 +24,1 +27,9 -56,5 +9,0 –1 (1) ГЕРМАНИЯ1 468 791 -28,72 (4) ФРАНЦИЯ1 212 436 +5,43 (2) ИТАЛИЯ1 163 602 +2,94 (3) ВЕЛИКОБРИТАНИЯ1 108 662 +19,95 (5) РОССИЯ**736 083 +1,96 (6) ИСПАНИЯ604 161 +39,57 (7) БЕЛЬГИЯ320 503 +17,28 (8) НИДЕРЛАНДЫ270 503 +22,39 (10) АВСТРИЯ169 675 +2,221. “Ситроен” – 5733; 22. ТагАЗ – 4966; 23. “Сан-Йонг” – 4939; 24. “Чери” – 4526; 25. “Субару” – 4237; 26. “Лексус” – 4210; 27. “Вольво” – 4145; 28. “Ленд-Ровер” – 3946; 29. ФИАТ – 2945; 30. “Лифан” – 2261; 31. “Инфинити” – 1831; 32. “Вортекс” – 1580; 33. “Волга” – 1322; 34. “Грейт-Уолл” – 1141; 35. “Джили” – 1115; 36. “Порше” – 636; 37. СЕАТ – 495; 38. “Хаммер” – 463; 39. “Кадиллак” – 455; 40. “Мини” – 425; 41. “Ягуар” – 390; 42. “Джип” – 202; 43. СААБ – 178; 44. “Додж” – 121; 45. “Крайслер” – 107; 46. “Бентли” – 80; 47. BYD – 77; 48. “Альфа-Ромео” – 37; 49. “Мазерати” – 24; 50. “Роллс-Ройс” – 22; 51. “Астон-Мартин” – 19; 52. “Феррари” – 19; 53. “Ламборгини” – 7.* Объем продаж и динамика роста по сравнению с тем же периодом 2009 года. В скобках – место по итогам I квартала 2010 года.10 (9) ПОЛЬША158 258 -6,3В скобках – место по итогам 2009 года. * Продажи и динамика роста по сравнению с тем же периодом прошлого года по данным АСЕА. ** По собственным данным “Купи авто”.МАЛЫЙ ВПЕРЕДсправляется с возложенной на Малый класс быстрее осталь- него ответственностью, приных оправился от потерь 2009 бавляя в продажах от месяца к года и бодро пошел вверх, месяцу по 20–30%. заняв в I полугодии почти чет% % верть рынка. Основная заслуга МАЛЫЙ КЛАСС * шт. в этом, разумеется, принадле- 1. “Рено-Логан” 29 626 +15,8 24,0 13 736 +6,3 11,1 жит “Логану”, который приба- 2. “Дэу-Матиз” 12 945 +466,0 10,5 вил в продажах почти 16%. Но 3. “Киа-Рио” 9981 +12,5 8,1 нельзя не отметить и успехи 4. “Шевроле-Авео” 5. “Хёндай-Гетц” 9313 -15,4 7,6 дебютантов: так, появившийся 6. “ЗАЗ-Шанс” 7203 – 5,8 у нас год назад новый “Рио” 7. “Рено-Сандеро” 6128 – 5,0 вошел в тройку лидеров, а еще 8. “Шкода-Фабия” 5215 -19,3 4,3 один делегат от “Автофрамо- 9. “Сузуки-SX4” 3724 +33,6 3,0 2608 -30,4 2,1 са”, “Сандеро”, продажи кото- 10. “Хёндай-Акцент” 2199 +42,5 1,8 рого начались лишь в марте, 11. “Киа-Пиканто” 2018 -32,3 1,6 уже взобрался на седьмую 12. “ФИАТ-Албея” 13. “Хёндай-i20” 1732 – 1,4 строчку. Некогда популярный 14. “Опель-Корса” 1524 -53,3 1,2 “Ланос” практически ушел в 15. “Форд-Фьюжн” 1301 -67,5 1,0 небытие, но его наследник – * Объем, динамика продаж по сравнению украинский “Шанс” – неплохо с I полугодием 2009 года и доля рынка.+15,8%w w w.z r .r u| 25 АВТОРЫНОК“ГОЛЬФ”-КЛАСС шт.1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. “Форд-Фокус” 30 088 “Дэу-Нексия” 18 580 “Шевроле-Лачетти” 14 552 “Киа-Сид” 10 501 “Опель-Астра” 8979 “Шкода-Октавия” 8339 “Шевроле-Круз” 8053 “Пежо-308” 6318 “Хёндай-Элантра” 5635 “Тойота-Королла” 5529 “Мицубиси-Лансер Х” 4943 “Шкода-Октавия-Тур” 4610 “Киа-Церато” 4430 “Фольксваген-Джетта” 3903 “Мазда-3” 3887% %И Т О Г И I П ОЛ УГОД ИЯ+2,8 +26,2 -19,4 +17,4 -25,0 +63,4 – -2,2 +58,7 -33,4 -54,7 -32,6 +223,4 -8,1 -65,017,6 10,9 8,5 6,2 5,3 4,9 4,7 3,7 3,3 3,2 2,9 2,7 2,6 2,3 2,3В “ГОЛЬФ”-КЛАССЕ ВСЕ СПОКОЙНО+2,8%В самом популярном классе питерский “Форд” по-прежнему вне конкуренции. Прежде всего потому, что серьезносдала свои позиция “Лачетти” – дилеры “Шевроле” вовсю торгуют куда более современным “Крузом”. Азаслуженная “Нексия”, даже несмотря на солиднейшую прибавку, все же до народного любимца дотянуться не сувокруг новых и, вследствие этого, почти двукратное превосходство в продажах над любым из остальных конкурентов. Однако в целом средний класс наконец-то повел себя так, как ему и предписано в кризисные времена: продажи упали сильнее, чем других легковушек, а доля снизилась с 6,9% до 5,4%. И лишь премиум-бренды в среднем классе чувствуют себя превосходно: С-класс, БМВ 3-й серии и “Пассат-СС” по сравнению с прошлым годом прибавили в 1,5– 2 раза. Нельзя не отметить также возращение к жизни “Волги-Сибер”, для которой программа утилизации ста-мела – ведь на нее, помимо всего прочего, госпрограмма утилизации не распространяется. Благодаря агрессивной ценовой политике отличных результатов добились корейские фирмы – продажи “Сида”, “Церато”, “Элантры” выросли от 17% до 200%. Японские же компании, напротив, похоже, махнули на этот класс рукой. Их “гольф”-модели уже много месяцев опускаются в сводной таблице продаж все ниже, постепенно уступая место своим китайским одноклассникам из “Лифана” и “Чери”. рых автомобилей воистину стала “живой водой”.СРЕДНИЙ КЛАСС шт.1. “Форд-Мондео” 2. “ФольксвагенПассат” 3. “Мазда-6” 4. “Хонда-Аккорд” 5. БМВ 3-й серии 6. “Ауди-А4/ А4-Оллроуд” 7. “Тойота-Авенсис” 8. “Волга-Сибер” 9. “Мерседес-Бенц-С” 10. “ФольксвагенПассат-СС” 11. “СубаруЛегаси/Аутбек” 12. “Шевроле-Эпика” 13. “Ситроен-С5” 14. “Опель-Инсигния” 15. “Киа-Маджентис” 4328 3618%%+4,6%+4,6 16,6 -46,5 13,93111 -36,2 11,9 1793 -52,4 6,9 1694 +53,7 6,5 1634 +19,3 1489 -55,1 1322 +0,5 1188 +105,2 833 +62,4 767 +14,1 766 -61,1 737 -35,1 585 +115,1 522 +33,5 6,3 5,7 5,1 4,6 3,2 2,9 2,9 2,8 2,2 2,0СЛЕДУЯ ПРАВИЛАМ КРИЗИСАВсе три лидера среднего класса – “Мондео”, “Пассат” и “Мазда-6” – либо толькотолько прошли смену поколений, либо готовятся в ближайшее время это сделать. А отсюда и скидки на старые модели, здоровый ажиотаж Бизнес-сегмент, как и премиум, в нашей стране в любые времена чувствует себя замечательно: свои 4% рынка он удерживает уже больше года. Правда, лидер “Кэмри” немного сдал по сравнению с прошлым периодом, да и серебряный призер “Теана” в преддверии начала продаж специальной русской, полноприводной версии седана едва не провалила I полугодие. Однако серьезно прибавила немецкая “большая тройка” во главе с “Мерседес-Бенцем”: Е-класс за год взлетел с восьмого на третье место в общем зачете.СТАБИЛЬНЫЙ БИЗНЕСБИЗНЕС-КЛАСС1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15.шт. % %“Тойота-Кэмри” 8052 “Ниссан-Теана” 2957 “Мерседес-Бенц-Е” 2128 “Ауди-А6/Оллроуд” 1416 БМВ 5-й серии 1347 “Вольво-S80/V70/ 1110 XC70” “Шкода-Суперб” 745 “Мицубиси-Галант” 581 БМВ-GT 352 “Ягуар-XF” 282 “Лексус-GS” 236 “Хёндай-Грандер” 208 “Киа-Опирус” 155 “Инфинити-М” 57 “Мерседес-Бенц-CLS” 49-15,8 40,8 -10,1 15,0 +178,2 10,8 +25,1 7,2 +9,0 6,8 +3,0 +15,5 +101,7 – -22,7 -14,8 -30,2 +138,5 -79,6 -9,3 5,6 3,8 2,9 1,9 1,4 1,2 1,1 0,8 0,3 0,3-15,8%26 | w w w.z r .r u ОЛ Е СЬ К АЛ АЙД А менее в середине года продавцы не могут серьезно пересмотреть квоты поставок – производство-то в одно мгновение не увеличишь. Отсюда и очереди. Но спрос на автомобили, безусловно, вырос. Следует ли благодарить за это государс-АВТОРЫНОКцу года лидер в стане маленьких “паркетников” наверняка поменяется. Кто им станет? Может, неуклонно набирающий обороты калужский “Тигуан”? Или давно ожидаемый “Мицубиси-ASX”, чьи продажи начнутся со дня на день?ЗА МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМДоля компактных кроссоверов в России стабильна – это традиционные 10–11%. Однако внутри класса кипит нешуточная борьба. Смена поколений и подорожание “Кашкая” вывели в лидеры“Спортидж”. “Туссан”, резво начавший год, к лету заметно сник – очевидно, в ожидании преемника. Впрочем, и “Киа” вскоре должен уступить свое место новому поколению. А потому, учитывая относительно небольшие отрывы, к кон-ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ МОДЕЛИ1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. “ВАЗ-Приора” ВАЗ-2105/2107 “ВАЗ-Самара” “ВАЗ-Калина” “ВАЗ-Нива” “Шевроле-Нива” “УАЗ-Патриот” “УАЗ-Хантер” УАЗ-3151/53-59 ВАЗ-2110 “Иж-2104” “ГАЗ-Волга”шт.%%59 960 51 367 49 049 40 176 19 945 16 650 3924 3784 935 280 23 11+22,2 +40,2 +3,9 +25,0 +75,1 +40,7 +34,2 +17,7 – -91,9 -99,3 -99,624,4 20,9 19,9 16,3 8,1 6,8 1,6 1,5 0,4 0,1 >0,1 >0,1КОМПАКТНЫЕ КРОССОВЕРЫ1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. “Киа-Спортидж” “Ниссан-Кашкай” “Хёндай-Туссан” “ФольксвагенТигуан” “Ниссан-Икс-Трейл” “Тойота-RAV4” “Хонда-CR-V” “Хёндай-iх35” “Субару-Форестер” “Ленд-РоверФрилендер” БМВ-Х3 “Шкода-Йети” “Чери-Тигго” “Рено-Колеос” “Мерседес-БенцGLK”шт.%%9940 +110,3 17,6 7109 -21,0 12,6 6036 -19,9 10,7 5892 +96,3 10,4 5721 -13,1 10,1 5510 +10,8 9,7 3105 -41,3 5,5 1802 – 3,2 1682 -23,2 3,0 1515 -21,3 2,7+110,3%твенную программу утилизации? Вопрос не так прост, как кажется. С одной стороны, экономия в 50 000 рублей (а в отдельных регионах России и вовсе до сотни тысяч) – действительно, неплохой аргумент поспешать с обновкой железного коня. Так, на начало июля было выдано 214 тысяч сертификатов, по которым приобрели уже 150 тысяч автомобилей, что, заметим, составляет почти 20% рынка. С помощью утилизации планируется стимулировать спрос и во втором полугодии – согласно прогнозам Минпромторга, в ближайшие месяцы по сертификатам будет реализовано еще около 100 тысяч автомобилей. Но, если откровенно, благодаря этой программе свои объемы смогли нарастить в основном отечественные марки – 75% проданных по утилизационной схеме машин приходится на продукцию АвтоВАЗа. Волжане вообще впервые за два года смогли увеличить свои продажи, причем на весьма ощутимые 23% по сравнению с прошлым сезоном. Оперативно отреагировал на государственную инициативу и ГАЗ, который на время действия программы и исключительно ради нее возродил снятого было с производства “Сибера”. Из иностранных же1335 +31,5 2,4 1334 – 2,4 1284 +197,2 2,3 1063 -43,6 1,9 1040 +47,1 1,9СРЕДНИЕ И БОЛЬШИЕ шт. КРОССОВЕРЫ1. “МицубисиАутлендер-XL” 2. “Ауди-Q5” 3. “Лексус-RX” 4. “Хёндай-Санта-Фе” 5. “Шевроле-Каптива” 6. “Хонда-Пилот” 7. “Вольво-ХС90” 8. БМВ-Х5 9. БМВ-Х6 10. “Ауди-Q7” 11. “Ниссан-Мурано” 12. “Инфинити-FX” 13. “Мазда-CX-7” 14. “Вольво-ХС60” 15. “Пежо-4007” 2698 1956 1772 1730 1583 1480 1387 1354 1211 1152 1114 1090 1007 876%%5142 +12,5 18,6 +14,7 +74,6 -47,7 -34,5 +66,3 -3,7 +18,9 +23,5 +11,9 +62,3 -7,6 -61,0 +188,5 -21,3 9,7 7,1 6,4 6,2 5,7 5,3 5,0 4,9 4,4 4,1 4,0 3,9 3,6 3,2+12,5%СМЕНА ПРЕТЕНДЕНТАКто бы мог подумать, что дорогой Q5 за год станет главным соперником относительно доступного “Аутлендера-XL” в борьбе за лидерство среди средних и больших кроссовемарок, пожалуй, только “Рено” смогла вкусить плоды утилизации. Оба хита – “Логан” и “Сандеро” – как нельзя лучше вписались в формат программы, что позволило французам стать вторыми в списке крупнейших зарубежных продавцов новых автомобилейров? Ингольштадтский “паркетник” в течение всего года демонстрировал исключительно положительную динамику продаж, и – нате вам! – второе место. Очень неплохо прибавил “Пилот” американского проРоссии. В абсолютном зачете “Логан”, правда, уступил лидерство, не дотянув до Олимпа с отрывом всего в 400 машин. Так или иначе, но “Рено” попрежнему на коне. “Фокус” вернул себе первое место в “личном первенстве”, но дополнительные 3%исхождения. И, напротив, недавний предводитель класса, “Санта-Фе”, с треском вылетел из тройки призеров. Очевидно, при прежней цене корейский кроссовер уже не в состоянии удерживаться в числе лидеров. по сравнению с прошлым годом нельзя назвать солидным приростом. “Форд” хоть и умудрился сохранить место в тройке лидеров, однако в целом продажи марки не впечатляют. Что и не удивительно: у “Голубого овала” сейчас идет процесс обновления w w w.z r .r u| 27 АВТОРЫНОКНет, не готовы покамест наши соотечественники оценить всю прелесть практичных вэнов. И чем дальше, тем меньше покупателей находят себе “вагончики”: с прошлого лета доля продаж таких машин сократилась на 1,3%. Особенно ярко эта ситуация проявилась с “фордовскими” минивэнами, которые сегодня продаются лишь по несколько десятков в месяц. Похоже, чтобы заставить русских покупать вэны, надо либо снабжать их яркой внешностью, либо завлекать ценами подемократичнее. О чем говорят неплохие продажи “Матрикса”, “Кросс-Истара” и стильного “С3-Пикассо”.И Т О Г И I П ОЛ УГОД ИЯКОМУ НУЖНА ПРАКТИЧНОСТЬ?МИНИ-, КОМПАКТИ МИКРОВЭНЫ шт.1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. “Хёндай-Матрикс” 2250 “Опель-Зафира” 1435 “Ниссан-Ноут” 1395 “Фольксваген1250 Гольф-Плюс” “Ситроен-С3897 Пикассо” “Тойота-Версо” 890 “Фольксваген-Туран” 433 “Мерседес-Бенц-В” 399 “Киа-Каренс” 343 “Чери-Кросс-Истар” 295 “Ситроен-С4-Пикассо/ 273 Гранд-Пикассо” “Форд-Си-Макс” 228 “Форд-Эс-Макс” 209 “Мерседес-Бенц173 Виано” “Мицубиси-Грандис” 165% %+26,3 18,6 -13,5 11,9 -66,9 11,5 -17,8 10,3 – +73,5 -11,3 +30,0 +8,2 +239,1 -16,3 -80,2 -73,1 – – 7,4 7,4 3,6 3,3 2,8 2,4 2,3 1,9 1,7 1,4 1,4+26,3%НАРОДНАЯ ЛЮБОВЬПлюс два процента за год – и вот уже на долю вседорожников приходится 8,6% авторынка России. Позади остались и средний класс, и большие кроссоверы: в нашей стране джипы, судя по темпам строительства дорог, будут становиться все популярнее. В лидерах вседорожной братии уже привычно шествуют “ГрандВитара” и “Ленд-Круизер”. Неожиданностью можно назвать разве что третье место таганрогского “Тагера”. Но неприхотливая, проверенная конструкция и приемлемая цена – залог успеха любого джипа. Впрочем, для России последний пункт, похоже, не слишком принципиален: вседорожники “Лексус”, “Мереседес-Бенц” и “Рейндж-Ровер” весьма стабильны в объемах продаж.+81,3%УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВСЕДОРОЖНИКИ шт. %1. “Сузуки-Гранд7421 Витара” 2. “Тойота-Ленд4407 Круизер-Прадо” 3. “ТагАЗ-Тагер” 3584 4. “Тойота-Ленд3543 Круизер-200” 5. “Сан-Йонг-Кайрон” 3429 6. “Фольксваген-Туарег” 2773 7. “Киа-Соренто” 2351 8. “Мицубиси1306 Паджеро-Спорт” 9. “Мицубиси-Паджеро” 1016 10. “Лексус-LX” 940 11. “Ленд-РоверДискавери” 917 12. “Мерседес-Бенц-М” 900 13. “Сан-Йонг-Рекстон” 846 14. “Мерседес-Бенц-GL” 829 15. “Лексус-GX” 787%+73,5 17,8 +74,5 10,6 +424,0 -28,3 +49,3 -19,9 – +9,3 -23,3 -7,9 -37,0 -6,3 +50,0 +49,1 – 8,6 8,5 8,2 6,6 5,6 3,1 2,4 2,3 2,2 2,2 2,1 2,0 1,9ПОД КАБЛУКОМ“Меньше пикапов – больше “каблучков”!” – под таким девизом развивался рынок грузопассажирских моделей все нынешнее полугодие. Почти не изменившись в процентном выражении с прошлого года, структурно он заметно преобразился. Пикапы L200, “Актион-Спорт” и особенно “Рейнджер” скинули немало позиций, в то время как на вершине прочно обосновалась пара французских “Партнеров” – старый и новый. В десятке также оба грузопассажирских “Берлинго”, а компанию им составляет “КэддиКомби”. Видимо, приобретение скорее имиджевых, нежели практичных пикапов наши сограждане решилиГРУЗОПАССАЖИРСКИЕ шт.1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. “Пежо-Партнер-Типи” 1104 “Пежо-Партнер” 831 “Мицубиси-L200” 826 “Сан-Йонг-Актион604 Спорт” “Ситроен-Берлинго” 520 “Фольксваген422 Кэдди-Комби” “Ситроен-Берлинго- 407 Фест” “Фольксваген342 Каравелла-Т5” “Фольксваген330 Мультиван-Т5” “Мазда-ВТ-50” 310 “ФИАТ-Добло287 Панорама” “Ниссан-NP300” 269 “Форд-Рейнджер” 262 “Ниссан-Навара” 257 “Форд-Транзит194 Коннект”%%+81,3 15,2 +13,5 11,4 +5,8 11,4 +0,8 -23,3 -18,7 +43,8 -36,5 -42,4 +19,2 -51,7 -52,9 -79,5 -53,7 -67,5 8,3 7,1 5,7 5,5 4,7 4,5 4,2 3,9 3,6 3,5 3,4 2,6+73,5%отложить до лучших времен, предпочитая быть под “каблуком”.28 | w w w.z r .r u ОЛ Е СЬ К АЛ АЙД А ряда ключевых моделей – “Фокуса”, “Мондео”, линейки минивэнов. И когда новые поколения этих машин встанут в строй, продажи “Форда”, безусловно, пойдут вверх. Схожие проблемы переходного периода и у “Хёндай”, которая по итогам полугодия опустилась на 4-е место. Кроме того, после прекращения сотрудничества с ТагАЗом СТРУКТУРА РЫНКА НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ МАРОК В I ПОЛУГОДИИ 2010 ГОДА шт. %“Гольф”-класс Мини и супермини Компактные кроссоверы Универсальные и профессиональные вседорожники Средние и большие кроссоверы Средний класс Бизнес-класс Мини-, компакти микровэны Грузопассажирские модели Люкс-класс Купе и кабриолеты 171 389 123 310 56 564 41 740 27 701 26 254 19 736 12 109 7254 2033 1889 35,1 25,1 11,5 8,5 5,6 5,4 4,0 2,5 1,5 0,4 0,4АВТОРЫНОКпочил в бозе некогда популярный “Акцент”. Однако, думается, к началу будущего года, когда корейцы запустят производство на своем собственном заводе под Питером, дела компании постепенно выправятся. Запуск в Калуге производства потенциально хитовых “Поло-Седана” и нового “Пассата” должен помочь закрепиться в десятке лидеров и “Фольксвагену”. А вот японцы – “Тойота” и “Ниссан”, похоже, прогадали, сделав ставку на выпуск у нас моделей исключительно среднего ценового диапазона. Тревоги, связанные с введением единого таможенного пространства России, Белоруссии и Казахстана и возможной отменой пошлин на ввозимые от соседей автомобили, остались позади. Пошлины не отменили, дешевые подержанные белорусские машины на российский рынок так и не попали, а посему продавцы бюджетных моделей продолжают стричь купоны. Тем более что малый класс завоеванных в кризис позиций сдавать покане собирается. Так, “Киа” не ПРОИЗВОДСТВО ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ без помощи маленького “Рио” В РОССИИ, ТЫС. ШТ. * за год увеличила продажи в I кв. 2008 331 полтора раза, благодаря чему корейцы смогли выбиться в II кв. 2008 (+18,7%) 393 крупнейшие продавцы иностранной техники в России. Сек- III кв. 2008 (+2,5%) 403 рет рывка вверх до банального (-15,7%) 341 прост – богатый и постоянно IV кв. 2008 обновляемый ассортимент, 123 (-63,9%) щедрая пятилетняя гарантия I кв. 2009 плюс аппетитные цены. Вот II кв. 2009 164 (+33,3%) только надолго ли они? Уже сегодня корейцы, перетянув III кв. 2009 136 (-17,1%) на себя изрядную долю рынка, 174 (+27,9%) начали осторожную эскала- IV кв. 2009 цию цен, ставя тем самым под 156 (-10,3%) сомнение возможность свое- I кв. 2010 го длительного пребывания в 332 (+112,8%) топе при подведении годовых II кв. 2010 итогов. 0 100 200 300 400 Зато нет никаких сомнений Спрос на автомобили, существенно увеличившийся во II квартале, в неизменной популярности дал возможность заметно нарастить объемы производства. машин премиальных брендов – В целом рост в I полугодии 2010 года по сравнению с тем же периодом “Ауди”, “Мерседес-Бенца”, БМВ, 2009-го составил около 70%. “Лексуса”. Почти все они, за Даже несмотря на эффект программы утилизации, рост объемов исключением “Инфинити” и производства зарубежных брендов несколько выше роста производства отечественных марок. “Ягуара”, оказались в хорошем плюсе по сравнению с про* Производство и динамика по сравнению с предыдущим кварталом. шлым годом, продемонстрироПо данным PricewaterhouseCoopers вав рост продаж на 30–50%. Состоятельные россияне кризиса наконец-то снизили процент- тва передвижения. В целом же не заметили? А вот и нет – по ные ставки, что для многих за период с нынешнего февсловам дилеров, с наступлени- предпринимателей оказалось раля кредитов выдано больем финансовых холодов доро- весьма на руку – теперь гораз- ше, чем за весь 2009 год, а по гие автомобили стали более до выгоднее взять автокредит программе льготного автокреактивно приобретать в кре- под 11–12% годовых, нежели дитования было приобретено дит. У почитателей премиум- изымать деньги из своего биз- 76 тысяч машин. Да, нельзя не признать: пробрендов расчет прост: банки неса на покупку нового средсграммы утилизации и льготСТРУКТУРА РЫНКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ного кредитования обеспечиВ РОССИИ В I ПОЛУГОДИИ 2010 ГОДА* ли неплохой уровень продаж. Отечественные модели Иностранные отечественного Однако, как показывает опыт 240 (+20%) 250 (+32%) производства тех стран, где подобные эксперименты уже завершились, эффект от них непродолжителен. Чтобы рынок рос, искусственных мер недостаточно. Так что, пожалуй, еще слишком рано говорить об однозначном восстановлении российского авторынка. И все же как минимум один существенный повод для оптимизма у нас появился: рост производства во II квартале составил впечатляющие 113 процентов. Причем, что важно, современных машин иностранных марок в России собирают все больше по сравнению Импорт новых Импорт подержанных По данным PricewaterhouseCoopers 267 (-23%) 6 (-25%) с отечественными. А от этого все мы только выигрываем. * Продажи в тыс. шт. и динамика по сравнению с тем же периодом 2009 года. w w w.z r .r u| 29