28
29
30
32
СОБЫТИЕ6 3 -Я М Е ЖДУ Н А Р ОДН АЯ В Ы С ТАВ К А КОММЕ Р Ч Е СКОГО ТРАН СП ОРТА В ГАН Н ОВ Е РЕ IAA -2 010ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕСЗеленогазовое такси… Чтобы заинтересовать делового человека, требуются емкие определения, рисующие широкие перспективы, сулящие рост прибыли и стабильную прибавку оборотов бизнеса. Девизом IAA-2010 выбрали многообещающие “Эффективность, универсальность, устремленность в будущее”. А будущее у нас нынче какое популярно? Естественно, безвредное до стерильности. Так стоит ли удивляться, что пиктограммы с изображением штепселя и украшения из цифр, сообщающих о расходе горючего и содержании СО2 в выхлопе, стали повсеместны? В общем, голубой и зеленый по-прежнему главные цвета в палитре IAA-2010 – точно так же, как на всех выставках легковых автомобилей последних лет. Каждая из компаний-участниц старалась как можно нагляднее показать, что зависеть от колебаний цен на нефть европейским транспортникам осталось не так уж и долго. Буквально на каждом стенде с малотоннажными “коммерсантами” на почетном месте непременно красовался электромобиль. Так, в экспозиции “Форда” над обычными бензиновыми и дизельными “Торнео” и “Рейнджерами” доминировал “Транзит-КоннектЭлектрик”, разработанный в содружестве с компанией AZD для американского рынка. Словно электротоком ударенными выглядели и стенды европейских “Ситроена” и ФИАТа. “Рено” же и вовсе готовится уже в середине будущего года выпустить на дороги Европы полностью электрический “Кангу-Экспресс-Z. E.”, прайс на который во Франции без учета налогов будет начи-Для большинства наших сограждан автомобиль уже превратился из роскоши в средство передвижения. Но есть и особая категория людей, для которых автомобиль – это средство заработка. Или, скорее, орудие производства. Выставка в Ганновере как раз ориентирована на таких – профессионалов, а не любителей. Серьезное мероприятие, которое язык не повернется назвать легкомысленным словечком “мотор-шоу”.наться от €15 000: эти цифры не включают цену аккумуляторной батареи, стоимость которой – €5000 – щедро компенсирует правительство республики. В других же странах Европы, где вопрос о госдотации покупки электромобиля остается открытым, такой фургончик обойдется соответственно в €20 000. Объявив цены, “Рено” уже начала принимать заказы на машины, которые можно зарядить от обычной домашней розетки за 6–8 часов. И если вы полагаете, что поездка на таком авто возможна лишь на28 | w w w.k u p i a u t o .r u Е Л Е Н А АН Д РЕ Е В АФ ОТО “Ф ОЛ ЬКСВ АГЕ Н ”, V DA И АВ ТОРАСОБЫТИЕЭлектрический “ФОРД-ТРАНЗИТ-КОННЕКТ” пока будут продавать только на американском рынке“РЕНО-КАНГУ” на электротяге способен преодолеть без подзарядки 160 км сверхкороткую дистанцию, то вам уже пора начинать пересматривать свои взгляды: в ближайшее время на общественных трассах появятся так называемые устройства быстрой зарядки, подключившись к которым, можно получить дополнительные 50 километров пробега. А за полчаса такая “евророзетка” наполнит батарею фургона на 80% от максимально возможного уровня. Эффект сгорания Устремленность в прекрасное далеко, задекларированная в девизе выставки, захватывает дух. Однако вспышка из будущего все же пока не способна затмить успешное настоящее коммерческих автомобилей, которое не спешит отказываться от того лучшего, что выработало человечество в области внутреннего сгорания. Вот, например, “Мерседес-Бенц”, инженеры которого не покладая рук работают над повышением эффективности своих моторов. Плоды этих трудов, в отличие от пижонских электромобилей, появятся на русских дорогах более чем оперативно. В ноябре к дилерам поступят обновленные “Вито” и “Виано”: с моделями прежних поколений они разнятся не только и не столько дизайном, сколько моторами с улучшенными характеристиками. Новые, заметно более мощные 4-цилин-Новые экономичные двигатели и технология “Блю-Эффишнс” призваны снизить эксплуатационные расходы владельца “МЕРСЕДЕС-БЕНЦ-ВИТО” дровые дизели рабочим объемом 2,15 л с изменяемой геометрией турбины в сочетании с новыми коробками передач готовы сократить расходы владельца на топливо и вредные выбросы в атмосферу в среднем на 15%. Модификация 110CDI (95 л. с.) положена только “Вито”, а 113CDI (136 л. с.) и 116CDI (163 л. с.) устанавливаются на обе модели. Помимо эффективности большое внимание “трехлучевые” уделяют универсальности своих автомобилей. Скажем, “Виано” – единственный вэн, который можно купить одновременно в трех разных по длине вариантах, от компактного до сверхдлинного. Кроме того, в немецкой семейке значится еще и кемпер с открывающейся спереди подъемнойПодъем с переворотом?По подсчетам Германской ассоциации автомобильной промышленности (VDA), основного организатора IAA, в этом году сподобилось выставиться 1748 участников из 43 стран мира – на 12% больше, чем в 2006-м. И пусть такой итог уступает результатам IAA-2008, подъем автопрома уже не за горами: как подчеркнул президент VDA Маттиас Виссман, в этот раз в 13 павильонах Дойче мессе на более чем 235 000 м2 были представлены 272 мировые премьеры, а инноваций – даже больше, чем во времена экономического взлета. Более половины экспонентов IAA-2010, или 55%, – поставщики комплектующих. Вторая по численности группа – 204 предприятия, выпускающие прицепы и кузова. Затем идут 146 транспортных фирм, 60 участников, представлявших автобусы, 46 – грузовики и 34 – легкие коммерческие автомобили.w w w.k u p i a u t o .r u| 29 СОБЫТИЕ6 3 -Я М Е ЖДУ Н А Р ОДН АЯ В Ы С ТАВ К А КОММЕ Р Ч Е СКОГО ТРАН СП ОРТА В ГАН Н ОВ Е РЕ IAA -2 010Пикап “АМАРОК-СИНГЛ-КЭБ” с укороченной кабиной выигрывает 65 см в длине грузовой платформы у 4-дверной машины оснащении, причем главную партию играл “Амарок” – который, к слову, в качестве прототипа впервые засветился здесь же двумя годами ранее – на IAA-2008. Фирмы, специализирующиеся на изготовлении всеразличного навесного оборудования, попытались представить пикап в самом разном амплуа. Вот компактный и маневренный самосвал, совершенно незаменимый в бизнесе ландшафтного дизайнера или, скажем, в работе прораба. Другой “Амарок”, снабженный ковшом спереди, щеткой сзади и украшенный надписью Winterdienst – “Зимняя служба”, состоит на вооружении коммунальных войск и готов, как солдат стройбата, навести идеальную чистоту на засыпанной снегом узкой улице. А вот и более простой, но в то же время изящный пример: автопоезд, состоящий из вполне стандартного пикапа в исполнении “Дабл-кэб” и кемпера, служит практическим пособием для автошколы – с помощью этого тандема автолюбители отрабатывают навыки езды с прицепом. По словам представителя руководства коммерческого подразделения “Фольксвагена” Вольфганга Шрайбера, большинство показанных на IAA-2010 новинок выйдут на европейский рынок в начале 2011 года, а чуть позже появятся и в остальных странах. Как заверил глава россий-“ФОЛЬКСВАГЕН-КЭДДИ” последнего поколения получил шесть новых двигателей TDI и TSI. 102-сильный “Кэдди” с технологией “БЛЮМОУШН” потребляет всего 4,9 л дизельного топлива на 100 км и способен проехать более 1100 км на одном баке крышей: при всем своем внутреннем просторе такой “Виано” без труда въедет в стандартный гараж или на крытую парковку. Заманить без кренделей Первое, что бросается в глаза по прибытии на “Ганновер Хауптбанхоф” – главный железнодорожный вокзал, – обращенные на все четыре стороны света эмблемы “Фольксвагена”, укрепленные на телебашне. “Народная марка” – крупнейший работодатель в этом городе автомобильной индустрии: здесь уже более полувека собирают коммерческие “Фольксвагены”. На “домашней” ганноверской выставке коммерческое подразделение VW выступило с весьма представительной экспозицией, включавшей сразу пять мировых новинок: очередное поколение “Кэдди”, пикап “Амарок” с одинарной кабиной, эксклюзивный по набору опций “Мультиван-Эдишн-25”, созданный к четвертьвековому юбилею модели, а также две версии “Транспортера”: повышенной экономичности “БлюМоушн” и повышенной проходимости “Роктон” – последняя создана для перевозки людей и грузов в условиях отсутствия идеальных дорог. Если эмблему VW видно едва ли не из любой точки Ганновера, то в 12-м павильоне Дойче мессе “Фольксваген” манил к себе дивным ароматом наисвежайших соленых крендельков-брецелей, выпекавшихся непосредственно на стенде. Но главное блюдо – это все же не кренделя, а экспонаты, и далеко не все они уместились в павильоне: часть из них плавно перетекла на открытую площадку. Там можно было во всех деталях рассмотреть коммерческие модели в специальномЛучший в мире – “Aмарок”На “Вечере прессы” в Дойче мессе лучшим представителям отряда коммерческих – грузовику, автобусу и фургону – в четвертый раз с 2004 года вручали престижные международные награды. В 2010-м впервые в истории IAA к участию в конкурсе допустили пикапы. Авторитетное европейское жюри, объединившее журналистов из 24 стран, выехало с этой целью на трассы Ирландии. Номинантов испытывали, как гласит немецкая поговорка, “сердцем и почками”, и в итоге почетный титул “Пикап года” достался дебютанту “Амароку”. Впрочем, ирландские покатушки не стали для чемпиона ни первым испытаниПредседатель жюри Питер ем на прочность, ни особо Виман (слева) и представитель сложным – ведь “Амарок” руководства “Фольксвагена” уже подтвердил свою надежВольфганг Шрайбер.н ность и выносливость в тяжелейшем р ралли-рейде “Дакар”, где ему довелось взобраться в горы на высоту до 4500 м и преодолеть бездорожье пустынь в условиях 50-градусной жары.30 | w w w.k u p i a u t o .r u СОБЫТИЕ6 3 -Я М Е ЖДУ Н А Р ОДН АЯ В Ы С ТАВ К А КОММЕ Р Ч Е СКОГО ТРАН СП ОРТА В ГАН Н ОВ Е РЕ IAA -2 010ского подразделения фирмы Михаил Семенихин, все пять упомянутых моделей с начала 2011-го можно заказывать и у наших дилеров, причем поставки пойдут уже во втором квартале. С этого же времени в России можно будет приобрести “Амарок” с бензиновым мотором, а к концу года и с АКП. Дорогие мои старики... И все же не стоит думать, что выставка коммерческого транспорта – мероприятие сугубо деловое, подчиненное исключительно снижению издержек и росту доходов. Даже вполне обычные посетители, далекие от мира коммерческого транспорта, но готовые заплатить €16 за входной билет, могли здесь найти свой интерес. Ну разве не любопытно хотя бы одним глазком увидеть машины будущего? Ещекак любопытно! Тем более что все познается в сравнении; а здесь, в экспоцентре, с наглядной визуализацией прогресса проблем никаких. Ибо среди всего буйства новейших технологий тихим, но очаровательным оазисом расположился 23-й павильон, в котором можно было увидеть то, что уже не встретишь на дорогах. Воистину: исторические автобусы, раритетные грузовики и фургоны-олдтаймеры – настоящее украшение автосалона. Частичку истории, кстати, можно было забрать с собой: их миниатюрные моделикопии не только экспонировались в разделе “Автомания”, но и стали лотами знаменитого “блошиного рынка” после закрытия выставки. Однако и сами компании с гордостью демонстрировали вехи собственной биографии. Особенно отличился “Фолькс-Новый “ФИАТ-ДОБЛО-КАРГО” победил в номинации “Фургон года” ваген”, который на своем основном стенде представил ретроспективу, посвященную 25-летию полного привода “Фир-моцион”, а в проходах между павильонами расставил целый выводок забавных “Булли” – так издревле в народе называют “Транспортеры”. Острый приступ непреходящего восхищения вызывали огромные грузовые мастодонты с фантастичными граффити на кузовах и кабинах – американские траки, обосновавшиеся в павильоне № 60. Сейчас эти машины на дороги Европы не пускают – для этой чести они не вышли ни весом, ни нормами выбросов в атмосферу. И все же как хороши, как автомобильны по своей сути эти покорители пространства! Только вот, увы, как раз над ними время оказалось властно... Ищите да обрящете Спрос на коммерческие автомобили растет во всем мире. Одна только Германия рассчитывает в ближайшее время увеличить экспорт грузовиков на 40%. Но, возможно, еще больше, чем в надежных, эффективных и приспособленных для нужд конкретного бизнеса современных машинах, экономика нуждается в смелых идеях, нетривиальных решениях и нестандартных подходах. И с этой точки зрения весьма показателен вот какой факт: на семинары, которые устраивали компанииучастники для школьников и студентов, записалось 2,5 тысячи молодых людей, уверенных, что настал самый подходящий момент для того, чтобы связать свое будущее с автомобильной индустрией. Выступая на открытии выставки, федеральный министр труда и социальных отношений Урсула фон дер Ляйн говорила о добрых знаках, которыми отмечено очередное ганноверское мотор-шоу: “Эта выставка стала фестивалем инноваций. Она показала потенциал индустрии коммерческого транспорта, и то, что промышленность даже в трудные времена не отказалась от исследований и разработок, позволяет надеяться, что, базируясь на автопроме, мы выйдем из кризиса более сильными, чем были до него”. Ее бы слова – да богу в уши. А если серьезно, то, несмотря на кризис, работать над созданием новой техники никто не прекращал. И потому появление новых, все более совершенных машин, равно как и эксперименты с альтернативными источниками энергии, свидетельствуют о том, что поиск идет беспрестанно. А кто ищет – тот всегда найдет.Тонкая красная линияГермания – страна ярмарок, а Ганновер – центр ее выставочной жизни. Вторая мировая нанесла сокрушительный удар по городу: 88 бомбардировок практически стерли с лица земли столицу Нижней Саксонии – после войны в центре сохранилось лишь 36 зданий, включая фахверковый дом с фасадом в стиле ренессанс, построенный в 1566 году. Граждане города обвели все уцелевшие постройки четко прочерченной по тротуарам ярко-алой линией. Маршрут длиной чуть более 4 км охватывает Старую и Новую ратуши, здание оперного театра, великолепный замок Ляйнешлос. Тех, кто решит последовать за путеводной нитью, ждет полное интересных открытий знакомство с великолепной архитектурой XVI–XIX веков и современной жизнью Ганновера. История знаменитой Дойче мессе, самой известной и одной из самых крупных в мире промышленных ярмарок, началась еще в 1947 году, когда британские оккупационные власти предложили продемонстрировать всему свету достижения в деле возрождения экономики Германии. Сегодня промышленники и предприниматели уверены, что “кого нет в Ганновере, того нет в мире”.32 | w w w.k u p i a u t o .r u