38
39
40
41
ПРЯМОЙ КОНТАКТ“ХАЙМА-3”от 400 000 руб.“ХАТРЕШКА” УДИВЛЯЕТКитайская новинка очень усердно подражает японской “матрешке” предыдущего поколения. А что у нее под симпатичной шкуркой? Не поверите – тоже “Мазда”! Правда, чуть более выдержанная – хорошо известная у нас 323. Но гораздо больше удивляет то, что машина отнюдь не создает впечатление “ящика с болтами”. Не дождавшись официальных тестов, мы решились приоткрыть эту шкатулку.Постучалось дверью Звук закрывающейся двери удивил меня пресильно: я никак не ожидал столь благородного хлопка от китайской машины. Вот если бы “Хайма” издала какой-нибудь звонкий “клац” или, скажем, пронзительный “блямс”, а то и вовсе душераздирающий “хрясь”, – это бы я еще понял. Но аккуратный приглушенный “хлоп”... Когда китайцы успели выучить новое слово? Я пребываю в некоторой растерянности, а серебристая “Хайма” по моему велению продолжает повторять свои интеллигентные прихлопы дверями. Неужели это руки черкесских рабочих, прикручивающих замки и петли, сотворили чудо с китайским полуфабрикатом? Или же культура сборки деталей по ту сторону стены достигла таких высот? Конвейер находится от меня в шаговой доступности, и я самолично могу проверить свои предположения. На этой кухне – автозаводе “Дервейс” в городе Черкесске – производственный цикл достаточно серьезный, отверточной сборкой его никак не назовешь. Прибывшие из Китая детали кузова сваривают и красят, а после к ним присовокупляют начинку. Зависший на конвейерной ленте незнакомый и пока еще голый кузов таинственной “Хаймы” вызывает неподдельный интерес. Количество точек сварки в нем в два раза больше, чем в среднестатистическом “китайце”, да и окраска происходит по весьма специфической технологии: после химической антикоррозийной обработки на еще влажный грунт наносится краска, и весь этот сэндвич разом запекается. Технологи клянутся, что глянцевая корочка не только нарядна, но и прочна – ее должно хватить по меньшей мере лет на шесть. С любопытством продолжаю наблюдать за рождением “Хаймы”. Вот она приросла двигателем с коробкой передач, следом свое место занимает задняя подвеска… Я не верю своим глазам: это же многорычажка – по китайским меркам, непозволительная по цене и сложности исполнения роскошь! К тому же, как мне сообщили, ее характеристики доводили до ума инженеры-кудесники из именитой английской фирмы “Лотос”. И мне уже не терпится за руль. Угадай мелодию Мягкий, вкрадчивый шелест двигателя на малых оборотах, знакомый по “Мазде”, зацепил меня не меньше, чем хлопок двери, – хотя бы уже потому, что он здорово отли-38 | w w w . k u p i a u t o . r u К ИРИЛ Л САВЧ Е Н КОФ ОТО АВ ТОРАПРЯМОЙ КОНТАКТВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ кнопки не на виду. Логично, ведь к ним обращаются нечасто чается от тех неприятных и совершенно не мелодичных песен, которые выдают моторы китайских автомобилей. Для России 1,8-литровый 122-сильный двигатель, что живет под капотом “Хаймы”, лишили десятка “лошадей”, принеся их в жертву нормам Евро-4. Но все же это мотор с истинно японскими корнями, полученный абсолютно официальным путем, а не при помощи промышленного пиратства. И ладно скроенный седан, и не менее привлекательный хэтчбек до сих пор выпускались только в Китае на предприятии, которое концерн FAW создал в кооперации с “Маздой”. Собственно, из первых букв марки и географии завода, расположенного в провинции Хайнань, выросло и само название машины – “Хайма”. Да, от “Мазды” “китаянка” унаследовала далеко не все. Например, грубоватые резиновые уплотнения дверных проемов – явно не из японской культуры. Но в целом машина смотрится неплохо – это не красотка, но вполне симпатичная особа. Действительно, имитация довольно точная: пропорции, может, и выдают заслуженную 323-ю, но в деталях “Хайма” выглядит вполне “трешечно”. В общем, и за внешность, к которой вроде как приложились художники ателье “Италдизайн”, и за качество исполнения кузова машине краснеть не придется. А как сильно разнятся интерьеры двух восточных барышень? Ведь до сих пор, на-Блок управления стеклоподъемниками РАСПОЛОЖЕН УДОБНО – в передней части подлокотникаЯщичек действительно ПЕРЧАТОЧНЫЙ: ничего крупного здесь не поместитсяРЫЧАГ МКП прекрасно ложится в руку, да и смотрится он неплохо БОКОВАЯ ПОДДЕРЖКА кресел не свойственна китайским машинам. Да и регулировок водительского не пожалелиЩЕДРОСТЬ ГОРОДА БЕРЕТ“Хайма-3” существует в двух ипостасях – седан и хэтчбек – и комплектуется как 5-ступенчатой МКП, так и вариатором. Базовый седан за 400 000 рублей располагает ABS, парой подушек безопасности, аудиосистемой, кондиционером, электроприводом обогреваемых зеркал, стеклоподъемниками по кругу и иммобилайзером. Максимально укомплектованная машина с вариатором оценивается в 560 000 руб., но и комплектация будет заметно богаче: кожаный салон, климат-контроль, люк с электроприводом, CD-чейнджер на 6 дисков, мультифункциональный руль и задний парктроник. Промежуточные комплектации пока в стадии утверждения, но уже известно, что вскоре автомобиль можно будет приобрести и с 1,6-литровым двигателем.www.kupiauto.ru| 39 ПРЯМОЙ КОНТАКТ“ХАЙМА-3” сколько мне известно, не было случая, чтобы копия близко подобралась к оригиналу... С чувством меры Салон приятно радует отсутствием общего для большинства чайнакаров набора штампов и цитат. Безусловно, это далеко не “Мазда”, хотя приборный щиток с тремя колодцами в хромированных окантовках явно создан с оглядкой на “трешку”. Но в интерьере вы не найдете ни намека на дешевый китайский выпендреж, от которого глаза сперва разбегаются, а после дружно лезут на лоб. Взвешенность и чувство меры – вот главная отличительная особенность интерьера “Хаймы”. Само собой, речь не идет о каких-либо дизайнерских изысках, дорогих материалах или же просто интересных находках. Просто и довольно качественно – не более. Но это лучшая похвала для китайской машины! Безо всяких проблем разместив себя в удобном кресле, я как следует осмотрелся. Найти повод для разочарования в салоне “Хаймы” и впрямь непросто. Дверные панели отделаны мягким на ощупь материалом, и в них нашлось место для емких карманов. Между креслами обосновался небольшой, но удобный подлокотник с боксом под крышкой, который, к слову, входит в базовую комплектацию. Конечно, поворотные кругляши регуляторов кондиционера на почти геральдическом щите центральной консоли, украшенной псевдоалюминием и черным лаком, можно было бы сделать более четкими, а кнопки аварийки и обогрева заднего стекла смущают острыми гранями. Зато управление аудиосистемой не вызывает нареканий: мимо крупных клавиш не промахнешься, а их назначение ясно с первого взгляда. Если вместо кондиционера вы наблюдаете климатконтроль, это явный признак более дорогой комплектации – как, впрочем, и кожаная отделка сидений, и парктроник, и прочие приятные дополнения. Можно было бы посетовать на то, что третий пассажир, которому достанется центр дивана, будет испытывать дефицит пространства над головой. Но это скорее общее место машин “гольф”-класса, нежели особенность “Хаймы”. Откровение за откровенность И все же опасение, что китайские гены будут доминировать над японскими, заставило меня проявить осторожность при первом контакте с “Хаймой”. Я пару раз выжал сцепление, поиграл газом, пошатал увесистый рычаг коробки. Ишь ты, “Ма” в этой машине все же заметно больше, чем “Хай”! Ни раздражающих люфтов, ни излишней жесткости или мягкости педалей, ни каких-либо еще косяков я выявить не смог. По ощущениям – совершенно нормальный автомобиль. Правда, в движении мотор обнаруживает себя совсем не таким, каковым пытается прикинуться на холостом ходу: заголосил уже со второй тысячи оборотов. Ну да, шумит “хаймушка” изрядно. Только как требовать от автомобиля за 400 тысяч рублей высококачественной звукоизоляции? Ну да ладно, раз машина шумит – стало быть, она едет? Едет – да, но никак не бежит. В ответ на активные действия педалью акселератора вместо уверенного подхвата “Хайма” демонстрирует флегматичный набор скорости: первая и вторая передача кажутся длинными и вялыми. Остальные же – с третьей по пятую – уже не столь печальны, а если еще и двигатель поддерживать в добром тонусе, подвигая стрелку тахометра поближе к 4000 об/мин, то и разгон выходит более-менее нормальным. Увы, точные цифры китайцы тщательно скрывают (видимо, неспро-Диван остается ПРОСТОРНЫМ, даже если спереди расположились рослые люди. Но лишь по краям – в центре тесновато за счет центрального тоннеля внизу и межкресельного подлокотника спередиОТКИДНОЙ ПОДЛОКОТНИК с подстаканниками самопроизвольно не выпадает и не болтается. Да и место под бутерброд в нем тоже естьС “МАЗДОЙ” ПО ЖИЗНИПервый автомобиль марки “Хайма”, хэтчбек НХ6380 вышел из ворот завода в городе Хайкоу на тропическом острове Хайнань в ЮжноКитайском море в 1991-м. Сегодня здесь работают 3000 человек, выпуская 130 тысяч легковых машин в год, – это лицензионные и слегка адаптированные “Мазды” моделей “Премаси”, “Фамилия”, а также получившие собственные индексы вариации на тему японских машин Н2, Н11 и “Фрима”. Половина акций фирмы принадлежит концерну FAW, еще один процент правительству провинции Хайнань, остальные – холдингу “Хайма”.Обшивка просторного багажника далека от совершенства. Зато у машины есть ПОЛНОРАЗМЕРНАЯ “ЗАПАСКА”, да еще на литом диске40 | w w w . k u p i a u t o . r u К ИРИЛ Л САВЧ Е Н КОФ ОТО АВ ТОРАПРЯМОЙ КОНТАКТста), но по субъективным ощущениям сотня набирается никак не меньше чем за 13 с лишним секунд. По большому счету, особо ругать 5-ступенчатую механическую коробку не за что. В любую из передач можно попасть безошибочно, а сцепление радует четкостью работы. Да и вообще, честно говоря, довольно трудно себе представить, что за рулем “Хаймы” окажется человек, предрасположенный к светофорным гонкам. К тому же есть и альтернатива “механике”: о машинах, оснащенных бельгийским вариатором, мы обязательно поведаем позже. Самое главное в “Хайме” то, что с точки зрения ездовых качеств она выглядит намного лучше любой другой китайской машины. Она обладает достаточно мягкой поступью, и если рассматривать ездовой комфорт исключительно с позиции плавности хода, то в этой дисциплине она даже лучше оригинальной “Мазды-3”. Но и “матрешкиной” спортивности в ней нет: характеристики амортизаторов подобраны будто небрежно –ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИHaima 3 1,8 MTОбщие данныеКузов, число мест/дверей Снаряженная масса, кг Длина х ширина х высота, мм База, мм Дорожный просвет, мм Колея спереди/сзади, мм Диаметр разворота, м Объем багажника, л Объем топливного бака, л седан, 5/4 ( хэтчбек, 5/5) 1290 (1325) 4466 (4442) х 1730 х 1474 2607 122 1464/1460 10,6 468 55/Аи-95ДвигательРасположение Конструкция спереди поперечно бензиновый, рядный, 4-цилиндровый, 16-клапанный с двумя верхними распредвалами 1839 112/6000 16,0/4000Рабочий объем, см3 Мощность, л. с. при об/мин Крутящий момент, кгс.м при об/минШассиПривод Коробка передач Подвеска спереди/сзади Рулевое управление Тормоза Шины на передние колеса механическая, 5-ступенчатая независимая, пружинная типа “Мак-Ферсон”/ многорычажная реечного типа, с гидроусилителем дисковые, спереди вентилируемые 195/55 R15+ –Эргономичный салон; неплохое качество сборки; наличие АКП; разумная цена Излишне мягкие амортизаторы; плохо подобранные передаточные числа в МКПим явно недостает энергоемкости. В быстрых поворотах корма начинает плавать, при разгоне машина приседает на попу, а при активном торможении зарывается носом в асфальт. Последнее упражнение она и вовсе проделывает с особым рвением, благо эффективность отлично настроенных тормозов не по-китайски высока. Но если смотреть на “Хайму” глазами среднестатистического автомобилиста, не склонного к выкрутасам на дорогах общего пользования, машина оставляет удивительно приятное впечатление. Так что даже со всеми вышеперечисленными недочетами “Хайма-3” стала настоящим откровением. Поверьте – это совсем не тот Китай, к которому мы привыкли! “Хатрешка”, конечно же, не идеальна, к тому же неизвестно, какие в будущем у нее обнаружатся болячки, – от этого ведь и более породистые автомобили не застрахованы. Вне всякого сомнения, в Черкесске выпекают вполне современный продукт, абсолютно адекватный заявленной цене. www.kupiauto.ru| 41