ИММОБИЛАЙЗЕРРУСПОКОЕНИЕДУШИСреди слов-заклинаний, которые звучатсолидно, но при этом загадочно, “иммобилайзер” занимает не последнееместо. И хотя его можно найти в любомсовременном автомобиле, далеко не всеосведомлены, что же это за зверь такойи с чем его едят.Совершенно ясно, что название “иммобилайзер” заимствовано из английского; и нетрудно догадаться, что обозначает оно “останавливающий” или,вернее, “лишающий подвижности”.Это устройство призвано помешатьугонщику завести двигатель и отогнать машину своим ходом с местапарковки.Своим появлением прибор обязан тотальной электрификации автомобиля, поскольку он имеет делоне с механизмами, а с электроникой.Как правило, состоит иммобилайзериз центрального блока управления,передатчика в ключе и несколькихреле. После выключения зажиганияпо команде управляющего блока релеразрывают от одной до трех жизненноважных электроцепей, обслуживающих зажигание, стартер и топливныйнасос. Высокочастотный сигнал идетпо штатной электропроводке автомобиля, поэтому быстро обнаружить, гдеименно установлены реле, довольнотрудно. Тем более что они могут располагаться в самых неожиданных местах – например, внутри топливногобака. Для усложнения жизни угонщикам существуют также иммобилайзеры с бесконтактным управлением.Законный хозяин определяетсяпри помощи чипа, встроенного включ замка зажигания или в бесконтактный ключ. Код, передаваемыйчипом, распознается антенной, расположенной вокруг личинки замка.Пока блок управления не получит код,он не позволит завести двигатель. Более хитроумные системы дадут возможность машине тронуться с местаи даже проехать несколько метров,но потом имитируют неисправность –мотор начинает работать с перебоямии в конце концов глохнет. Автомобильостанавливается посреди дороги, мешая движению, что может вынудитьугонщиков бросить его и побыстреескрыться. Если попытаться повредитьиммобилайзер, то электрическиецепи все равно останутся заблокированными.На дешевых отечественных моделях иммобилайзер не устанавливают: электроники в них не так много,поэтому отыскать место разрыва непредставляет особой сложности. Авот у машин иностранных марок этотприбор практически всегда входит вбазовую комплектацию.И все же полезность иммобилайзера весьма условна. Во-первых, он неспасет от нападения на водителя вовремя кратковременных остановок –например, на светофоре. Во-вторых,не защитит от профессионалов. Онимогут перепрограммировать чип илиКАК ЭТО РАБОТАЕТАВТОМОБИЛЬНАЯДДАКТИЛОСКОПИЯПредшественникииммобилайзеровпредставляли собой разнообразныештекеры, вилки и другие не слишкомудобные в использовании предметы.В России умельцы оборудовали своиавтомобили секретными тумблерами,размыкающими электроцепь зажигания; краниками, перекрывающимибензопровод, и другими доморощенными изысками.В 1981 году инженер из Нью-ЙоркаДейвид Миг разработал систему, которая во многом напоминала современный иммобилайзер. Она блокировалапедаль тормоза после включения зажигания. Чтобы ее разблокировать, нужнобыло в течение 10 секунд держать ключзажигания в положении “включено”.Появились иммобилайзеры, которые управлялись электронными ключами “тач-мемори”. Затем пришлаочередь бесконтактных приборов, где вроли ключа выступала электронная метка – например, пластиковая карточка.В иммобилайзерах последнего поколения используется технология сканирования отпечатков пальцев: чтобы запустить двигатель, необходимо приложитьпалец к оптическому сканеру. В памятьсистемы заносится информация о том,отпечаток какого пальца призван разблокировать систему, а какой прикладывается в случае опасности.блок управления, заменить его на собственный или просто обойти реле –например, подключить питание бензонасоса к проводу, ведущему к фонарям. И наконец, самый простой способ – погрузить машину на эвакуатор:тут прибор также ничем не сможетпомочь.Так что иммобилайзер никоим образом не заменяет сигнализацию –разве что его наличие душу успокаивает. Поэтому к речам продавцов всалоне, на все лады расхваливающихиммобилайзеры, стоит относиться сизрядной долей скеписа. Если выбранная вами машина не оборудованаштатным электронным защитником,то вряд ли стоит тратить деньги на егоустановку.МЫ РЕШИЛИ:ныхИммобилайзер – охранник не очень-то надежный. От профессиональитьобеспечможетприборэтотзащитууюРеальнспасет.неонугонщиковчужомнатьсяпрокатимразве что от хулиганов, решивших с ветерковыбора:автомобиле. Впрочем, автомобилестроители не оставляют намв базовуюво всех современных моделях иностранных марок он входиткомплектацию.w w w . k u p i a u to . r uhow it works_10+.indd 89| 8931.05.12 11:01