40
41
42
44
40ÏÐßÌÎÉ ÊÎÍÒÀÊÒ«ÑÌÀÐÒ-ÔÎ-ÒÓ»ÊÓÏÈ ÀÂÒÎ 17'2012Про конькагорбункаНижняя часть приборной панели заполнена вспененным материалом для защиты коленей седоков. А в креслах смонтированы боковые и оконные подушкибезопасностиcont_Smart+.indd 40SmartFortwoот640 000 руб.ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СБОРКАГерманияНа дисплее в нижней части симпатичного спидометра слева появляются указателиуровня топлива и включенной передачи, справа – одометр и температура охлаждающей жидкости06.09.12 15:29 «ÑÌÀÐÒ-ÔÎ-ÒÓ»WWW.KUPIAUTO.RUНа пятнадцатом году своей биографии и аккурат когда машине второго ужепоколения стукнуло пять, «Умник» наконец добрался до России. Но каковобудет малышу в стране, где престиж измеряется квадратными метрамичерного металлика и литрами рабочего объема, а снег по весне сходит вместес асфальтом? Что-то подсказывает – ох и нелегко…/ Александр МЕЛЬНИК, фото Максима ГОНЧАРОВАКАК БОГ ЧЕРЕПАХУЯ люблю автомобили. С удовольствием вдыхаюсладковатый запах бензина и неповторимыйаромат нового салона. Могу часами рассматриватьавтомобили, каждый раз открывая что-то новое.И неважно, «Ламборгини» это или «Запорожец»,в каждом из них есть своя, особенная прелесть.Разве можно забыть трогательные лягушачьиглазки мотоколяски С-3А (помните «Операцию Ы»?)или устрашающую мощь «Урагана» – МАЗ-543? Амилая лопоухость «Ушастого», космические обводы«Кунташа» или косолапая «Татра», которая сзадипохожа на подгулявшего оранжевого медведя!Это я к тому, что некрасивых автомобилей дляменя не существует. Разве что понтиачий «Ацтек». Но «Смарт»… И кто же тебя так, малыш?!Вылезшие из орбит изумленные глазки фар,растянутый злобной гримасой ротик псевдорадиаторной решетки (радиатор-то у мальчонки сзади!),непропорционально большой стеклянный лоб. Самвесь высокий, узкий, кургузый, да еще эти лихиеподштамповки, которые должны придать самоходному пеньку вид стремительный и залихватский.Да, разумеется, перед дизайнерами стояла труднейшая задача – машину длиной 269 см архисложно сделать красивой. Однако же три четвертивека назад Джакозе и в 1959-м Иссигонису такоеудалось: «ФИАТ-Тополино» и «Остин-Мини» быливесьма симпатичными автомобильками и всего на52 и 35 см длиннее «Смарта». Маэстро Данте и сэрАлек были гениями дизайна, скажете вы. Конечно. На нынешних, очевидно, природа отдыхает.Впрочем, довольно бесперспективногосубъективизма и стариковского пессимизма! Конек-горбунок ведь тоже не ахти какимЕсли сложить спинку пассажирского кресла,в салон можно запихнуть детские лыжиcont_Smart+.indd 41красавцем был, а столь знатным товарищемИвану-дураку оказался. Так что пора за руль.НА ДВОИХВнутри «Смарт» удивил меня дважды. Во-первых,тем, какой он просторный. Садиться сюда удобно, сидеть на удивление вольготно. При росте в185 см над макушкою до крыши у меня осталсяровно вершок (то бишь 44 мм). Кресло удобное,его можно двигать вперед-назад аж на 230 мм.Рядом со мною угнездился пассажир еще болеевысокий, но мы не толкали друг друга локтями. Аведь машина на 14 см уже «Калины». Чтобы свестик минимуму возможную толкотню, пассажирскоекресло сместили на 150 мм назад от водительского.На ощущение простора работает и отсутствиецентральной консоли – на полу «Смарта» всеголишь узенький коробок, из которого вырастает субтильный постамент для рычага коробки. Впрочем, машинка ведь не зря называется«Фо-Ту», то бишь «Для двоих». За переднимикреслами есть только багажник, в котором уместится средних размеров чемодан. И это все.Когда привыкаешь к просторному, наполненному воздухом интерьеру, начинаешь обращатьвнимание на веселенькую отделку. Все здесь –от симпатичного спидометра, лаконичного пульта кондиционера, бочоночков воздуховодоввентиляции и до нарочито грубоватых крышкиперчаточного ящика, дверных ручек, изящных в своей простоте аудиосистемы и руля –выполнено в едином стиле, умело и оченьненавязчиво сочетающем современность слегчайшим налетом ретро. Сетчатые карманыв дверях? Ах как мило! Похожая на миску дляПерчаточный ящик совсемкрошечный. Зато внутри естьUSB-портÏÐßÌÎÉ ÊÎÍÒÀÊÒ41Особая серияв трех вариантахЗаказы на «Смарт» принимаются с 31 июля. Причем в отличиеот остальной Европы у насбазовый «Пур» (Pure) продается уже в «Особой серии»,куда помимо ABS, ESP, шестиподушек, борткомпьютера,кондиционера, сигнализациивходят обогрев сидений, «музыка» и светодиодные ходовыеогни. Версия «Пэшн» (Passion)на 55 тысяч дороже и включаетэлектростеклоподъемники,панорамную крышу, бамперыв цвет кузова. Еще 55 тысячстоит более мощный мотор –его можно получить только в«Пэшн». Коробка же у малышаодна – 5-ступенчатая механическая, роботизированная, котораяпозволяет переключать передачибез педали сцепления и оснащена подрулевыми лепесткамиручного режима.ВСЕ ЗДЕСЬВЫПОЛНЕНОВ ЕДИНОМ СТИЛЕ,УМЕЛО СОЧЕТАЮЩЕМСОВРЕМЕННОСТЬС ЛЕГЧАЙШИМНАЛЕТОМ РЕТРОПод простым и элегантным пультом аудиосистемы расположился выдвижной лоток для мелочей05.09.12 18:13 42ÏÐßÌÎÉ ÊÎÍÒÀÊÒ«ÑÌÀÐÒ-ÔÎ-ÒÓ»ÊÓÏÈ ÀÂÒÎ 17'2012Уменьшитьпо максимумуДвигая рычаг вперед-назад, выпереключаете передачи. Кнопкавключает автоматический режимВ переводе с английского smartозначает и сильный, и резкий,и проворный, и остроумный,и даже модный или продувной.Однако на самом деле это аббревиатура – «Свотч Мерседес Арт», так как выпускаютмашину с 1998 года (на снимке)на совместном предприятии«Даймлер-Бенца» и швейцарской часовой фирмы «Свотч».До 2007 года, когда свет увиделовторое поколение «Фо-Ту»,было собрано 770 тысяч автомобилей трех разных моделей,включая 4-местный «Фо-Фо»и родстер. Сейчас на конвейеретолько 2-местное купе «Фо-Ту»,а всего выпущено более 1,2 млн.машин.НА ГОРОДСКИХ СКОРОСТЯХМАЛЫШ НЕ КРЕНИТСЯ И НЕ ВИЗЖИТШИНАМИ, ОБРАЗЦОВОДЕРЖИТ ТРАЕКТОРИЮВ ВИРАЖАХсобак удивительная пепельница и лоточек на ножкепод передней панелью – какая прелесть! Педальтормоза, словно в детском мультике, вырастает изпола, а за рулевой колонкой обнаруживается полочка для всякой нужной всячины. Замечательно!И только всмотревшись внимательно, обнаруживаешь, как все удручающе дешево. Светло-серыйпластик даже и не думает прикидываться алюминием, а темно-серая ткань на передней панели – кожей. Рычаг коробки торчит между креслами хилойпластиковой веточкой, за нее и браться-то страшно – ну как сломается? У макияжных зеркал нетподсветки. Пресловутая пепельница сотрясается отмалейшего прикосновения – вряд ли столь хлипкаяконструкция удержится долго на наших-то дорогах.Впрочем, о наших дорогах – разговор особый.ЩЕМЯЩЕЕ ЧУВСТВО ДОРОГИКогда я повернул дешевенький ключ зажигания, мотор тихонько заворчал. Этот3-цилиндровый рядный двигатель немцыпозаимствовали у «Мицубиси» и расположили поперечно над задней осью да еще инаклонили на 45 градусов назад. Машинастояла на едва заметном уклоне, и стоилоПо сравнению с машиной первого поколения багажник стал на 70 литров большеcont_Smart+.indd 42тронуть рычажок «робота», как «Смарт» медленнопокатился… назад. Я прибавил газку, и «Фо-Ту»прянул вспять еще резвее! Как я вскоре убедился,чтобы привыкнуть к роботизированной коробке«Смарта», нужно обладать железными нервами.Говорят, раньше было хуже. Инженеры ZF вместопрежней 6-ступенчатой для второго поколения«Фо-Ту» разработали 5-ступенчатую коробку,сократив «время на раздумье» аж вдвое. Однако и сейчас этот агрегат переключает передачимучительно долго. Порой кажется, что каждыйраз «робот» связывается с неким электроннымцентром где-то в Германии и, лишь получивуказание оттуда, соглашается воткнуть нужную.Последующие резкие рывки можно исключить,только работая вручную подрулевыми лопатками. Но и от этого режима я ожидал большего.Впрочем, ко всему человек привыкает. Дажевоистину деревянную подвеску «Смарта» можно вконце концов похвалить. Хотя бы за то, что не даетразгоняться на московских улицах – на неровномстоличном асфальте «Для двоих» превращается внатуральный костотряс. Столь жесткой подвескунемцы сделали не от хорошей жизни – экстремально короткий, узкий и высокий автомобильПанорамная крыша площадью 1,1 м2 сделанаиз поликарбонатаВ 2007 году «Фо-Ту» получил вместо алюминиевых стальные двери. Они на 2,5 кг тяжелее, нолучше защищают седоков от бокового удара05.09.12 18:13 44ÏÐßÌÎÉ ÊÎÍÒÀÊÒ«ÑÌÀÐÒ-ÔÎ-ÒÓ»ÊÓÏÈ ÀÂÒÎ 17'2012КАР ИНДЕКСот6,11 руб./кмSMART FORTWO 1,0 1,0ТДо линии окон объем багажника составляет220 литров. Если загрузить под крышу,«Смарт» увезет 340 лДвигатель укрывает пластиковая полка с шумоизоляцией в палец толщинойпо определению очень нервно ведет себя в поворотах. Не зря же максимальная скорость «Фо-Ту»ограничена электроникой на отметке 145 км/ч.На разрешенных же в городе скоростях малышведет себя образцово. Он не кренится и не визжитшинами, хорошо держит траекторию в поворотах, прописывая их четко и все время под строгимконтролем ESP. Между тем оснащенный турбиноймотор награждает малыша вполне себе взрослымтемпераментом. Который помогают держать в уздепрекрасные тормоза – «Смарт» останавливаетсямгновенно и именно там, где ожидаешь. Впрочем, тормозить надо грубо, по-мужски – педальдовольно упругая. Однако сочетание ручногорежима коробки и наддувного мотора малого объема сказывается на аппетите: не ждите от«двухместного» выдающейся экономичности.ОСОБОЕ УДОВОЛЬСТВИЕИтак, от Конька-горбунка у машинки только неказистая внешность (или эксклюзивно-уникальная,это уж от точки зрения зависит), сказочных жедостоинств – кот наплакал. Пожалуй, толькоисключительная маневренность отличает «ФоТу» от всех остальных легковушек. Найти местоЧтобы открыть заднюю дверь, необходимосначала поднять стеклостоянки для «Смарта» не проблема, он можетвстать не только вдоль тротуара, но и поперек.Однако стоит малыш совершенно не по-детски –640 тысяч за базовую версию с безнаддувныммотором и механическими стеклоподъемниками.Но кому нужен такой автомобиль по цене хорошоукомплектованного 5-местного хэтчбека «гольф»класса? В качестве подарка жене или дочери?Помилуйте – мягко говоря, чудная внешность,дерганый «робот», тряская подвеска… А как онбудет вести себя зимой, на скользкой дороге? А вызнаете, как толкает малыша встречный поток воздуха от проносящихся по встречке грузовиков? А выпробовали долить омывайку? Это же целый квест!В бутафорской решетке радиатора есть два подвижных пластиковых сегмента, потянув за которые,можно открыть бутафорский капот. Представляете,как будет выглядеть вся операция, когда передокмашины залепит снег или грязь? И уж во всякомслучае более стильным (и более функциональным,и более безопасным, если хотите) подарком станетмодный и красивый родстер, скажем, МХ-5.Немцы утверждают, что «Смарт» поможет решитьпроблему парковок в больших городах. Но ведь естьзаметно менее затратный способ – ездить на метро.Общие данныеКузовкупеЧисло мест/дверей2/3Снаряженная масса, кг750 (770)Полная масса, кг955 (975)Длина х ширина х2695 х 1559 хвысота х база, мм1542 х 1867Колея спереди/сзади1283/1385Диаметр разворота, мм8,75Дорожный просвет, мм120Скорость, км/ч145Разгон 0–100 км/ч, с13,3 (10,9)Расход топлива,3,9/4,5л/100 км (шоссе/город)(4,0/6,2)Объем топливного бака, л 33/Аи-95Объем багажника, л220–340ДвигательРасположениеКонструкциясзади поперечнобензиновый,3-цилиндровый,рядный,12-клапанный (с турбонаддувом)Рабочий объем, см3999Мощность, л. с.71/5800при об/мин(84/5250)Крутящий момент,9,4/4500кгс.м при об/мин(12,3/3250)ШассиПриводКоробка передачна задние колеса5-ступенчатаямеханическаяроботизированнаяПодвескапружиннаясперединезависимая,типа «Мак-Ферсон»сзади типа «Де-Дион» с тягой УоттаРулевое управлениереечного типас электроусилителемТормозадисковые,спереди вентилируемыеШины спереди155/60 R15сзади175/55 R15ЧТО ХОРОШО И ЧТО ПЛОХОИсключительнаяманевренность; низкийрасход топлива; просторныйдля двоих, стильнооформленный салонПлохая управляемость;высокая цена; дешевыематериалы отделки; работакоробки передач; жесткаяподвеска; маленькийбагажник; 2-местныйсалон; неудобный доступк эксплуатационнымжидкостямcont_Smart+.indd 4406.09.12 15:30