70
71
Кондратьевной Локтионовой. Со слезами на глазах она вспоминала те кровавые дни: как молодыми девчонками они с подругами сутки напролет рыли километры оборонительных сооружений, носили воду и пищу красноармейцам… Откуда только силы брали?.. В Белгороде осмотрели музей-диораму, рассказывающую о Курской битве. Экспозиция посвящена сражению под Прохоровкой 12 июля 1943-го. …Учитывая опасность прорыва мощной танковой группировки противника, советское командование решило нанести контрудар. На узком участке фронта, с одной стороны зажатом рекой Псел, а с другой – железнодорожной насыпью, сошлись около 1200 бронированных машин. Так начиналось знаменитое танковое сражение, ставшее крупнейшим в ходе Второй мировой войны. Битва длилась 50 дней. В том бою фашисты потеряли около 400 танков и штурмовых орудий, свыше 10 тыс. солдат и офицеров. Немалыми были потери и с нашей стороны. Но советские войска сумели надломить острие танкового клина и заставили врага отказаться от плана овладеть Курском. О нечеловеческой напряженности боя свидетельствует один из экспонатов музея – двигатель танка, который оплавился и превратился в бесформенный кусок металла… На ратном поле Курской дуги сражался наш земляк из Горно-Алтайска Михаил Федорович Борисов. Когда все из расчета его орудия погибли, он, старший сержант, один оставшийся в живых, в течение часа подбил семь фашистских танков, благодаря чему сорвал атаку врага. За проявленную отвагу Михаилу Федоровичу было присвоено звание Героя Советского Союза. …10 февраля 1943 года перед кавалеристами поставили задачу: прорваться в глу-бокие тылы противника на Донбассе, захватить и уничтожить стратегически важный железнодорожный узел – станцию Дебальцево и таким образом парализовать снабжение вражеских войск в Луганске… Тот героический рейд – блестящая страница боевого пути кавалеристов. 23 февраля с тяжелыми боями наши конники, потеряв почти 85% личного состава, вышли из окружения. После того рейда дивизии присвоили звание гвардейской и переименовали в 15-ю. Перед Ростовом-на-Дону произошла непонятная и опасная поломка: на скорости лопнула ось заднего маятника, и машина одного из юных мотоциклистов потеряла управление. Только мастерство спасло водителя от травм: парень плавно погасил скорость и направил ЗиД в кювет. Как такое могло произойти с деталью, испытанной десятилетиями? Ведь она «перекочевала» сюда с «Ковровца»… К необъяснимым поломкам отнесу и то, что развалилась чашка подшипника рулевой колонки. За 38 лет, что я езжу на мотоциклах, с подобным сталкиваюсь впервые! 9 октября 1942 года 55-я кавалерийская дивизия совершила 670-километровый бросок из Липецка под Сталинград. Рано утром 19 ноября под прикрытием густого тумана конники двинулись к месту прорыва линии фонта, чтобы захватить станции Обливская, Чернышевская, Морозовск и Тацинская. В ночь на 19 января 1943-го части дивизии, обойдя город Белая Калитва с юга и юговостока, после короткого уличного боя отогнали противника за реку Северский Донец… Множество памятников, посвященных нашим конникам, установлены в Белой Калитве. К сожалению, не все чтут память павших. Начальник отдела по делам молоде-жи администрации города Николай Щулькин, по совместительству он лидер местного байкклуба, рассказал, что с братской могилы погибших вандалы уже дважды снимали мемориальные доски – они же из нержавеющей стали. Поэтому приходится хранить третий экземпляр в мэрии, а устанавливать на могилу только в дни торжеств... Мотоциклы уже обкатались, и мы двигались с крейсерской скоростью 80-90 км/ч. Кроме замены моторного масла, подтяжки резьбовых соединений и задних цепей, ЗиДы большего ничего «не просили». Бака бензина хватало на 400-450 км… Вот мы и в Царицыне-ВолгоградеСталинграде. Город, который в войну враг превратил в руины; где бойцы стояли насмерть, выполняя приказ «ни шагу назад»; где решилась судьба страны… Сейчас город-герой, город-красавец раскинулся на берегу великой Волги на 110 километров! Нескончаемым потоком приезжают сюда люди, чтобы поклониться памяти его защитников. Мы поднялись на Мамаев курган. Все здесь поражает: и грандиозная скульптура, и Стена плача, и застывшие в камне фигуры воинов, и пост № 1... Видели, как приехавшие сюда нынешние граждане ФРГ кладут цветы к стене, где изображены колонны пленных фашистов… В Волгограде завершили нашу мотоэкспедицию и, преодолевая за день по 500-700 км, помчались домой. ЗиДы с честью выдержали марафон. А мы открыли для себя еще одну страницу истории Великой Отечественной войны. nВиктор ПАНТЫКИН, Барнаул, руководитель экспедиции Мотоэкспедиция «По местам боевой славы 15-й гвардейской Краснознаменной Мозырской ордена Суворова кавалерийской дивизии» была организована при содействии управления Алтайского края по образованию и делам молодежи.№ 05 200971