40
41
42
РЫНОК«Тормоза придумали трусы»? Это трактовка безбашенных. Тор­ моза изобрели отнюдь не слабонервные, а здравомыслящие люди. А Brembo разрабатывают не иначе как гении.МАФИЯ НЕ ПРИЧАСТНААсатур БИСЕМБИН, фото из архива редакции Инь и ян – столбовые понятия концепции древнекитайской философии. В «Книге перемен» они олицетворяют собой противоположные начала: свет и мрак, твердое и мягкое, мужское и женское... Вы считаете, что мы отвлеклись от мотоциклетной темы? Вовсе нет, ведь байк подпадает под эту концепцию. В нем две основополагающие сущности: двигатель – мощь, неудержимо влекущая вперед, и тормоза – сила, сопротивляющаяся ускорению. Ратуете за триумф динамики? Но ведь ее превосходство над энергией замедления может обернуться проигрышем в гонках. Или того хуже: «раскочегарил» все четыре цилиндра, потом хвать за правый рычаг – а ожидаемого замедления нет. И поминай как  звали... Но мотоциклы конструируют не  дураки. Можно  утверждать: нынче наступает апогей власти перфорированных дис­ ков, радиальных скоб и прочих армированных шлангов  над сотнями «лошадей» в движке. Что особенно явно в мире «спортов». Именно «пластмассовые» аппараты оснащены самыми зверскими тормозами, способными в мгновения в  бараний рог скрутить недюжинную мощь моторов.   К тюнингу тормозов для «гражданской», не  отмороженной езды прибегают искушенные гурманы. Дрэг-рейсеры и гонщики, выжимающие все соки из донельзя «нафаршированных» байков, в самой полной мере оценят всю прелесть могучих нестандартных систем по сравнению со штатными компонентами. Есть еще одна категория «двухколесных» граждан – кто навешивает на мотоциклы большущие, красивейшие тормозные диски и  суппорты. Речь о  кастомайзерах: тюнинговая система на шоу-байках почти всегда смотрится круче, нежели заводская... Осталось разобраться, где добыть супертормоза? Изготовителей деталей для апгрейда тормозов немало. Но когда речь заходит о лучших, первым назовут Brembo. Итальянская компания – едва ли не абсолютный лидер в своей области. Это не реклама – так сложилось. Великая фирма начиналась в 1961 году, будучи крошечной «конторкой». Базиро­ валась – сказать страшно – в маленьком га­­ ­ раже, в нескольких километрах от  Берга­ ­ мо.  У  ее истоков стоял Эмилио Бомбассеи, отец нынешнего президента Brembo. Обыч­ но  новоявленным фирмам требуется время, чтобы заработать репутацию на  рынке и как следует «раскрутиться». Этой компании40№ 07 2009 Новейшая Aprilia RSV4 Factory – аппарат уникальный. Не в последнюю очередь благодаря моноблочным тормозным скобам, изготовленным из цельной «болванки».Эксклюзивному мотоциклу – эксклюзивные тормоза (Bimota DB7).удалось взлететь поразительно быстро. На­ ­ чинали с тормозных дисков, и уже через три года Brembo поставляла их на конвейер самого Alfa Romeo... Головокружительный успех прямо со стар­ та, фирма итальянская... Могут возникнуть определенные подозрения. Но нет – доподлинно известно, что мафия «конторе» Бомбассеи не покровительствовала. Все иначе: синьор Эмилио, сам спец-механикBrembo стоят и на «аристократах» мотоциклетного мира – спортбайках MV Agusta F4.и  металлург, подсуетился и набрал команду талантливых инженеров. Сыграло роль и то обстоятельство, что компания Brembo пер­ вой в Италии предложила  покупателям афтермаркетовые диски – до  тех пор эту нишу занимали английские бренды. Начало «спортивной жизни» Brembo тоже блистательно. В 1975 году на продукты фир­­­ ­ мы  обратил внимание сам Энцо Феррари. Видать, неспроста. Коммендаторе просилбрембовских специалистов поработать с фор­ мулистическими болидами. Спецы согласи­ лись. А кто бы отказался! В 80-е компания продвинулась дальше. Если до той поры она производила только диски, то теперь взялась за тормозные скобы. И не простые, а из алюминия. Новое, смелое слово в технике!.. В 1983 году фирма перешла в собственность американской транс­ национальной корпорации Kelsey-И на австрийском «спорте» KTM RC8 мы увидим тормоза со знакомым логотипом.№ 07 200941 РЫНОКMoto Guzzi – первая компания, которая начала устанавливать тормоза Brembo на конвейере. Так продолжается и сегодня.Hayes. Однако десять лет спустя вновь обрела независимость. У руля стал Альберто Бомбассеи, сын Эмилио. В 2000 году в состав Brembo S.p.A. вошла британская компанияколлега AP Racing, и – внимание, ключевой момент – наши герои приобрели 70% итальянской фирмы Marchesini, специализирующейся на  колесных дисках для гоночных мотоциклов. Примерно тогда же начали сотрудничать со шведской SKF. Южане объединились с северянами по очень интересному поводу  – в  связи с разработкой системы brake-by-wire, то есть электромеханическихтормо­­­ зов,  которые прочат в  наследники обычным гидравлическим. Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что, не  охвати фирма «территорию» мотоциклов, наверняка была бы «одной из». Поднаторев в  разработке и производстве автомобильных дисков, в 1972 году Brembo начала предлагать разработки и для мотоциклов. Думае­ те,  для начала скромненько ограничилась поставками в близлежащий магазинчик запчастей? Как бы не так! С ходу стала… официальным поставщиком Moto Guzzi! Сейчас системы Brembo  штатно устанавлива-Несколько лет назад итальянские тормозные системы обосновались на «мускулистых» Harley-Davidson VRSC, а теперь и на топовых Touring. У кого теперь повернется язык сказать, что «Харлеи» плохо замедляются?ют на  огромное множество мотоциклов во всем мире. Навскидку: BMW HP2 Sport, Triumph Speed Triple, все Moto Guzzi, все MV Agusta, все Moto Morini, дорожные KTM… И за океаном Brembo в большом почете, тот же Harley-Davidson комплектует свои «тяжеловесы» системами с логотипом в виде стилизованной буквы «B». Успехи в гонках – предмет особой гордости. Сейчас понятия «мотоспорт» и «автоспорт» практически неотделимы от имени Brembo. Болиды с итальянскими тормозными системами завоевали свыше 200 чемпионских титулов в автогонках F1, NASCAR Nextel Cup, 24  часа Ле-Мана и, разумеется, мотоциклетных – MotoGP, WSBK, AMA Pro Superbike. Brembo принято произносить с придыханием. Что в ее системах такого особенного и  чем же они так хороши? Многие брем­ бовские тормоза сначала обкатывались на  гоночных мотоциклах и только потом пришли в мир серийной техники. Вот пара примеров. Радиальный главный тормозной цилиндр 19 RCS (Ratio Click System) – одна из новинок. Этот девайс родом из мотоспорта и до сих пор применяется на байках MotoGP. Самая замечательная особенность устройства – в запатентованной системе ре­­ гулировки рычага. Райдер волен выбирать между настройками 19x18 и 19x20. В первом случае отзывчивость и быстродействие будет лучше, что предпочтительнее для трека. Второй вариант, менее «резкий», удобнее при «уличной» эксплуатации. Моноблочные (цельнометаллические) скобы – первона чально также гоночная «фишка» и очень модная нынче тенденция. Впервые эти замечательные штуковины представлены в качестве серийного оснащения на Ducati 1098. Сейчас они выпускаются дивизионом Brembo High Performance и перешли из  разряда мечты в категорию тюнинга. «Моноблоки» можно установить на большинство японских спортбайков. Почти за не полные полвека гаражная мастерская слегка разрослась. В 1965-м сот­ рудников было 28, сейчас в Brembo трудятся свыше 5 тысяч человек. Инновации, лабораторные исследования и «боевые» испытания, замкнутый производственный процесс, строжайший контроль качества и широчайший ассортимент продукции – вот что такое нынешний лидер в своей области. Концерн располагает подразделениями в 12, а реализует продукцию в 70 странах. Выручка компании в 2007 году составила 896 млн. евро. Красивая история и цифры красивые. Но нам важнее, что за ними. Один известный мотожурналист и авторитетнейший мотоциклист как-то вспоминал о неизменном тосте, который много лет подряд произносят его друзья-байкеры (а они далеко не трусы): «Да будет свет, да будут тормоза»... Как сложились бы судьбы многих людей, не будь на свете Brembo? Точно не так здорово.42№ 07 2009