44
45
46
47
ТЕХНИКАСвершилось невероятное – революция, о которой так долго говорили большевики… Аналогии с исторической речью с броневика вполне уместны, ведь компания BMW, наконец, представила серийную версию литрового спортбайка, концептуально никак не связанную с привычными уже баварскими мотоциклами. А началось все с игрыНА ЧУЖОМ ПОЛЕДмитрий ЮДИН, фото BMW Motorrad Участие заводской команды в баталиях мирового супербайка по-другому и не назовешь. И неспроста маркетологи из BMW Motorrad устроили презентацию новой модели на исторической трассе в Монце прямо во время проведения очередного этапа WSBK. Ведь S1000RR с начала сезона участвует в мировом чемпионате. Пилоты – Трой Корсер и Рубен Чаус – показывают неплохие результаты, хотя пока и не выигрывают. Конечно, гоночная версия – не совсем то, что гражданская, но основа одна, и с этим вряд ли кто поспорит. Злые журналистские языки поговаривали, что BMW торопится с представлением мотоцикла потому, что в мировой SBK команда допущена условно, поскольку по требованиям регламенВот такой знак стоит на выезде с пит-лейна в «Монце».та модель должна выпускаться серийно, а ее до сих пор нет. Но, в сущности, какая разница? Событие нельзя не охарактеризовать как грандиозное – баварский супербайк построен по «японской» схеме! Надо признать, BMW долго «держалась», продолжая гнуть свою оппозитную и некоторые другие линии. Но, видимо, велосипед снова изобрести все-таки невозможно… А хочешь откусить кусочек рынка в секторе спортбайков – изволь соответствовать! И, не веря своим глазам, мы видим BMW с рядной поперечной «четверкой» в диагональной раме. Если не замечать надписи и шильдики, а просто разглядывать мотоцикл, так сразу и не определишь производителя. Хотя, конечно, какие-то родовыечерты неуловимо проступают. Дело не только в асимметричном дизайне передней час­­­­ ти  (это уже стало фишкой баварцев), высокие технологии так и просвечивают сквозь мес­ тами нарочито грубую мехобработку, а это то­­­­ же фирменный знак. Передовыми решени­ ями S1000RR напичкан под завязку, это факт: иначе как бы удалось снять с литрового мотора, удовлетворяющего всем современным драконовским экологическим нормам, фан­ тастические 193 л.с. (оказывается, велосипед можно усовершенствовать!)?44№ 07 2009 Символ трассы «Монца».Через час здесь, за приспущенными шторами, состоится мировая премьера S1000RR.Получается, что BMW отбирает переходящий титул «самый мощный серийный супербайк» у MV Agusta. Как удалось? Многие конструктивные решения выходят далеко за ра­ м­ ки традиционных. Например, конструкция го­ ­ ловки цилиндров S1000RR во многом пов­ торяет конструкцию головки двигателя BMW для F1 – применена схема с рокерами. Кла­ ­ паны из титана, тарелки впускных клапанов – рекордного размера (Ø33,5 мм). А рокер я держал в руках – величиной с зуб, он кажется практически невесомым. Мотор экстремально короткоходен – соотношение хода поршня и  диаметра цилиндра – 0,621. Собственно диаметр никасилевого цилиндра (80 мм) – также рекорд для класса. Изменяе­ мая длина впускных патрубков, заслонки на вы­ пуске (все это управляется «мозгами», хотя современS1000RR – cамый мощный серийный супербайк.ный электронный блок уже как-то неудобно называть так панибратски) – пальму первенства за инновационные решения баварцы тоже заслужили. Заслонки на впуске, кстати, тоже управляются электроникой (ride-by-wire). А еще в качестве опций можно установить Race ABS (гоночную АБС), DTC (Dynamic Traction Control) и спидшифтер HP Gearshift Assistant. Гоночная ориентация аппарата очевидна! На руле есть «волшебная» кнопочка, переключающая фиксированные настройки всех электронных систем и блока управления двигателем (это уже больше, чем «мозг») – всего четыре режима (конкуренты дальше трех пока не пошли): Rain – как следует из  названия, для езды в дождь – мощность ограничивается до 150 л.с., все настройки – «мягкие»; Sport – для езды по дорогам, мощ-Генеральный директор BMW Motorrad Хендрик фон Кюнхейм представляет S1000RR.№ 07 200945 ТЕХНИКАЛомать традиции нелегко. Но борьба за чемпионский титул того стоит.ность полная, реакции почти прямые; Race – используется на треке со стандартными пок­ рышками и, наконец, Slick – для использова­ ния на треке при езде на сликах – режим гоночного супербайка. Все это позволяет не  просто ехать быстрее – ехать максималь­ но безопасно. S1000RR не только самый мощный спорт­ байк на сегодня, он еще и самый легкий (сна­ ряженная масса – 206,5 кг) – пальма первен­ ства тоже уезжает в штаб-квартиру BMW Motorrad. А, на первый взгляд, вроде все какЛевый пульт – по надписям видно, что копки многофункциональны.у «японцев»… Конечно, часть выигрыша дос­ тигнута за счет очень легкого двигателя – всего 59,8 кг, но и остальное не подкачало. Шасси облегчено везде, где только можно. При этом можно отрегулировать практически все параметры. Речь даже не о настройках подвесок (это уже само собой разумеется!), но  об изменении базы (в пределах 45 мм) и высоты передней части (в диапазоне 15 мм). Можно еще долго перечислять всевозмож­ ные новшества и не совсем традиционные решения, примененные инженерами в BMWS1000RR, или поговорить о дизайне этого своеобразного мотоцикла – а оформление передней части уже вызвало неоднозначные отзывы, – но для меня более важным показа­ лось то, что когда Трой Корсер и Рубен Чаус на презентации снимали покрывало с нового спортбайка, на их лицах читалась гордость. Ведь они реально принимали участие в до­ ­ водке мотоцикла, учили его быстро ездить. И на прямой вопрос о перспективах выступле­ ния S1000RR в WSBK они почти в один голос ответили: «Мы еще выиграем!»Чудо – это не тот привычный BMWушный пульт со странной кнопкой стоп-старт.Приборка вполне в рамках жанра.46№ 07 2009 ТЕХ­ НИ­ ЧЕ­ СКАЯ ХА­ РА­ К­ ТЕ­ РИ­ СТИ­ КАОБЩИЕ ДАННЫЕ Модель BMW S1000RR Модельный год 2010 Снаряженная масса, кг 206,5 Длина х ширина, мм 2056х856 База, мм 1414,5–1459,5 (в стоке – 1432) Высота по седлу, мм 820 Вылет, мм 95,9 Угол наклона рулевой колонки, град. 23,9 Объем бензобака, л 17,5 Время разгона до 100 км/ч, с 2,9 ДВИГАТЕЛЬ Тип 4-цилиндровый, рядный, 4-тактный ГРМ DОНС, 4 клапана на цилиндр Рабочий объем, смз 999 Диаметр цилиндра х ход поршня, мм 80х49,7 Степень сжатия 13 Макс. мощность, л.с. при об/мин 193/13000 Макс. крутящий момент, Н.м при об/мин 112/9750 Система питания впрыск топлива Система охлаждения жидкостная Система запуска электростартерТрою Корсеру и Рубену Чаусу не стыдно за свое детище.ТРАНСМИССИЯ Сцепление Коробка передач Главная передача многодисковое, в масляной ванне, с обратной пробуксовкой 6-ступенчатая цепьХОДОВАЯ ЧАСТЬ Рама диагональная, алюм. сплав Передняя вилка перевернутого типа, полностью регулируемая Диаметр труб, мм 46 Ход колеса, мм 120 Задняя подвеска маятниковая, с моноамортизатором, полностью регулируемая Ход колеса, мм  130 Тормозная система раздельная, гидравлическая (опционально с АБС) Передний тормоз 2 диска 320 мм, 4-поршневые радиальные скобы Задний тормоз диск 220 мм, 1-поршневая скоба Передняя шина 120/70ZR17 Задняя шина 190/55ZR17Все-таки странно видеть на BMW буквы RR и радиальные тормоза Brembo. Силовой агрегат очень плотно скомпонован. Его ширина – всего 463 мм (это при поршнях диаметром 80 мм). Масса двигателя – 59,8 кг, он самый легкий в своей категории.В каждой детали сквозит рафинированная инженерия. Привод клапанов выполнен по такой же схеме, как в гоночных моторах BMW F1. Смещение распредвалов к центру позволило уменьшить размеры головки цилиндров.№ 07 200947