72
73
74
МОТОКЛУБзагранкаПредставьте, существует на земном шаре место, где все дороги заасфальтированы,  бензин стоит 16 рублей за литр, зимой температура не опускается ниже +10оC, для проезда мотоциклов отведены специальные дорожки, а оставленные на улице байки не угоняют. Это место – Тайвань.ОСТРОВ, КОТОРЫЙ ЖУЖЖИТИван КСЕНОФОНТОВ, фото автора БОЛЬШОЙ МУРАВЕЙНИК. Еще в аэропорту столицы этой теперь принадлежащей КНР административной территории, в горо­­­­­ де Тайбее, шокировал вид стоянки скутеров: она необъятна! На скутерах, как я понял, приехали на работу служащие огромного аэропорта. Сравнивал с тем, что видел в прошлом году в городах континентального Китая. Тогда я для себя вывел, что мототранспорта бывает  «много» – к тому располагает климат без отрицательных температур зимой. Но если в материковом социалистическом Китае большинство по бедности крутит педали великов или пользуют электрический транспорт, то в  капиталистическом по укладу и побогаче по  экономике Тайване совсем иначе. Вело­ сипедов почти не видно, а вот скутеры – на  каждом шагу: на 23 млн. жителей приходится – не поверите – 20 млн. единиц мототехники! То есть на мото ездит практически каждый совершеннолетний (управлять скутером здесь разрешается, как и у нас, с 16 лет). Более 95% мототранспорта – скутеры, в  основном Yamaha, KYMCO и SYM, реже встречаются PGO и местная марка Hartford. Заметно, что в моде 150-кубовые «неоклассики» с мотардовским уклоном. Макси-скутеры тоже видел, но их немного, в основном, на них восседают граждане солидной комплекции. Из машинок известных брендов попадались Vespa, причем только старые модели, да и к  тем, судя по их состоянию, относятся без должного пиетета. «Хонды» и «Сузуки» не встречались. Уже в последний день на окраине Тайбея увидел беспредельно пафосный салон Harley-Davidson, другое дело, прогуливаясь по городу, ни одного «живого» H-D не  наблюдал. Однажды мимо «пролетел»  BMW, да пару раз с характерным воем проносились большие «спорты». Доживают свой век трехколесные грузо­ вые мотоциклы – некогда один из существенных признаков улиц Юго-Восточной Азии – на них катаются старички. Попадались необычные 4-колесные скутеры. Если я правильно понял, они предназначены для инвалидов и пожилых. «Многоколесность» достигнута просто: к  обычному скутеру прикрепляют два дополнительных колеса по бокам. В крупном городе Каосунге, где я оста­ новился, наблюдал уличное движение из но­ мера отеля на 55-м этаже. Автомобили, которых не так много, выглядели жуками, рядом с  которыми двигались колонны му­ ­ равьев-скутеристов. Движение не стихает ни днем, ни ночью. ПОДХОДИТЬ ТВОРЧЕСКИ! Российским ГИБДДшным чиновникам, затянувшим введение новых правил для скутеристов, полезно72№ 07 2009 побывать на Тайване. Спасение улиц городов от орд едущих на скутерах – в выделенных полосах движения для велосипедов, скутеров и мотоциклов: они отведены на всех больших улицах и пригородных дорогах. Это отгороженные бетонными плитами полосы шириной  в автомобильный ряд. На старых улицах дорожки поуже, и их отделяет от проезжей части лишь формальная белая линия. Парковать на ней автомобили никому в голову не придет – это место святое. При сумасшедшем движении местные пешеходы на редкость дисциплинированы. Возможно, это результат естественного отбора. На переходе терпеливо ждут зеленого сигнала светофора, даже если это улица с  односторонним движением и она пустая. В отличие от Европы, где у водителей какаято мания тормозить перед пешеходами и тем самым создавать позади себя заторы, тайваньские водители ведут себя «без фанатизма» – едут, протискиваясь между людей, но не озлобленно и не быстро. По выделенным дорожкам двигаются исключительно справа. Для поворота налево используют такой маневр: доезжают до светофора в своем правом ряду, а там пересекают  улицу рядом с пешеходным переходом. Можно иначе – по выделенному разметкой специальному «коридору». Но им чаще пренебрегают – предпочитают творчески подходить к маневру. Опасная неразбериха не возникает: за неделю в городе я не видел ни одной критической ситуации или выражения неудовольствия участников дорожного движения, аварий наблюдал только две. Весь колесный транспорт, кроме велосипедов, – с номерными знаками разных цветов: зеленого, белого и красного. Зеленые – для «полтинников», белые – на транспорте с объемом двигателя от 100 до 250 «кубов», красные – на мотоциклах большей кубатуры (которых практически нет). И, внимание: вся техника подлежит ежегодному техосмотру! Формально мотошлемы обязательны, но на­­ девают их далеко не все. Что, по-моему, совсем не годится – шлемы не надевают на  детей. В основном, это легкие, открытые модели. Таких  у нас нет – это особый, тайваньский вид. Чтобы вы представили: два тайваньских шлема поместятся под седлом на месте «нашего» одного. Продают их везде, даже в хозяйственных отделах супермаркетов. Некоторые модели в переводе на наши деньги стоят… 100 рублей. На стоянках эти черепушки чаще оставляют на скутерах и ни­­ чем их не запирают. И попутно о местной особенности: большинство водителей надевают респираторы – заботятся о легких. Но  я  не сказал бы, что воздух грязный, во всяком случае, в сравнении с московским. «У нас мопеды не угоняют!» – заявляют местные. Совсем? Склонен усомниться – все же видел скутеры с замками на заднем колесе. Яркая особенность тайваньского мотосообщества – трепетное отношение владельцевк  своим аппаратам. В отличие от китайцев с  материка, для которых тюнинг – бесполезная трата времени и денег (с тем же успехом можно украшать, скажем, утюг), тайваньцы декорируют скутеры – в этом отношении они как итальянцы и японцы. Интерес к тюнингу подогревают и журналы. Специализированная пресса шикарна как по полиграфии, так и по содержанию. В любом супермаркете можно найти свежий номер журнала MotorWorld –Указатель поворота. Загружен под завязку!С четырьмя колесами спокойнее.№ 07 200973 МОТОКЛУБпро новинки, скутерный тюнинг, гонки и тусовки. Более изысканный журнал FUN Scooter Custom. Этот посвящен «самопалам» на базе продающихся в стране скутеров и мотоциклов. Самое примечательное в нем – скутерные комиксы: в картинках поясняется, как, скажем, работают «заряженные» мото­­­­­­­­­­­ ры, нитрос, 4-клапанники и прочее. Ничего по­­ доб­­­­­­­ ного я прежде не видел! МЕСТНЫЙ КОЛОРИТ. Тайвань – это вам не Шанхай, где скутеристы в плотном потоке спокойно едут руль к рулю, двигаясь чуть быстрее велосипедистов. На островной территории чувствуется азарт – носятся как мотогонщики на первом круге. Но при этом не задевают и не сбивают друг друга. Видимо, умение моментально оценить обстановку и умело сманеврировать впитывается с молоком матери (метафора правомерна: матери «отжигают» с не меньшим азартом, чем пацаны). Полиция? А что полиция – стражи правопорядка весьма ненавязчивы. Патрулируют на тех же скутерах – белых, с мигалками. Они свои, все понимают... Одежда мопедистов совсем не ездовая – в  ней не стыдно появиться в офисе. Женщины рулят и в туфлях на высоких каблуках, и в ставших модными меховых унтах, а мужчины – в сланцах, хотя формально на дворе зима. Кое-кто из молодых отдает дань времени года и, чтобы утеплиться, натягивает куртку, только задом наперед. Вид скутериста, разговаривающего по мобильнику на ходу, нас не удивит, но чтобыТайваньский Kärcher. О безопасности детей здесь не очень-то задумываются.на ходу набирали «эсэмэски» – такого даже в самых смелых фантазиях представить не мог! Причем наблюдал не какого-нибудь «отмороженного» молодого кренделя, а женщину средних лет вполне респектабельного вида. Грузят на двухколесные аппараты столько, сколько нужно, а если по пути что-то сваливается, значит, было лишним. Почти то же с  пассажирами: совершенно нормально, если на одном мопеде едет взрослый, а с ним пара, а то и тройка детей. НА НИХ ЖЕ И В ОТПУСКЕ. Юг острова, где смыкаются Южно-Китайское море и Тихий океан, в чем-то похож на любой курортный уголок мира: одно-двухэтажные дома, уютные отельчики, кафе, лавочки… И пункты проката скутеров на каждом шагу. Прохожих мало – все, в основном, на  колесах. Машины, а главным образом скутеры плотными рядами стоят вдоль дорог, ими забиты и все переулки... Как-то, когда стемнело, видел выстроенные в ряд скутеры с заведенными моторами, хотя было очевидно, что ехать на них никто не собирался. Оказалось, продавцы сувениров использовали машинки как электростанции, чтобы освещать  лотки. …За неделю пребывания в этом райском месте я так и не свыкся с постоянным жужжанием скутеров – будто меня поселили на пасеке. А уезжая, понял, что хотел бы задержаться на острове подольше – чтобы накататься «под завязку», не прерывая ездовую жизнь на зиму.В отличие от китайцев с материка, тайваньцы – фанаты тюнинга.74№ 07 2009