60
61
62
63
ТЕХНИКАПрирода – живая и неживая – стремится избавляться от отходов жизнедеятельности незаметно, маскируя и соответствующий орган. Существуют лишь два исключения: павиан с его ярко-красным задом и мотоцикл, чей глушитель давно стал не только функциональным, но и эстетическим элементом.С ЛЮБОВЬЮ К «КОНЦАМ»Александр ВОРОНЦОВ, фото автора и из архива редакции У мотоцикла все должно быть прекрасно: от фары до «конца». Александр Блок-Цилиндров «бочонок», смонтированный поперек рамы, у картера силового агрегата. На гоночных же мотоциклах просто делали трубу подлиннее, выводя ее назад – чтобы горячие газы не обжигали гонщика. Лишь в середине 20-х годов прошлого века произошел переворот в конструкции глушителей. Тому было несколько причин. Во-первых, машин и мотоциклов (а в те годы – в первую очередь мотоциклов) на улицах городов стало больше, и за снижение шума стали бороться всерьез. Во-вторых, появились жаропрочные краски, в массовом производстве стали применять никелевые покрытия (которые лет через 15-20 сменил хром). Все это привело, наконец, к появлению знакомой нам конВряд ли когда-нибудь еще мир увидит столь резкую перемену образа жизни, как во второй половине XIX века. На смену патриархальному укладу, когда большинство населения редко удалялось более чем на десять верст от родного порога, а поездка из Петербурга в Москву считалась подлинным путешествием и длилась неделями, пришло динамичное общество, не признающее власти расстояний. Новые виды транспорта сыпались как из рога изобилия. Паровозы! Пароходы! Автомобили! Мотоциклы! А еще новая эпоха истребила тишину. До наступления индустриальной эры самыми страшными городскими шумами были цокот копыт по булыжной мостовой да ругань пьяницы у кабака; теперь звуковую палитру «украсили» гудки заводов и паровозов, скрежет колес по рельсам и – выхлоп двигателей внутреннего сгорания. Стаккато вылетающих газов било по ушам уже тогда, когда моторы делали жалкие 150 об/мин. К счастью, конструкторы первых ДВС  знали: если выпускную трубу вывести в  полость достаточно большого объема (так называемый резонатор Гельмгольца), то звук смягчится. А если в этой полости сделать перегородки или набить ее, скажем, минеральной ватой, то выхлоп будет «шептать». Впрочем, к таким тонкостям конструкторы пришли позже. А сто лет назад типичным мотоциклетным глушителем был жестяной60№ 08 2009 Сто лет назад глушители представляли собой цилиндрические «бочонки», установленные поперек рамы. У этого Peugeot 1909 года двухцилиндровый V-образный двигатель, поэтому глушителей два – перед картером двигателя и за нимУ ранних гоночных мотоциклов (на фото – BSA 1922 года) длинная выхлопная труба не имела глушителяструкции: длинная выпускная труба, переходящая в смонтированную у заднего колеса коробку глушителя. Такую коробку немалого размера не замаскируешь, значит, ее надо… сделать элементом дизайна. Глушитель стали облагораживать, прилеплять к нему эффектные «завершения», самым знаменитым стал характерный «рыбий хвост». В 30-е годы непремен­ ным элементом мотоцикла спортивного типа, даже чисто шоссейного, стал проходящий поверху глушитель, – стандартная «коробка», да еще и со здоровенным хвостовиком, цепляла за землю при малейшем наклоне машины. Еще позже конструкторы стали обращать внимание на процессы, происходящие в выпускной системе. До этого считалось, что ее задача (наряду со снижением шума) – какЗнаменитый «рыбий хвост»; на мотоциклах Velocette его применяли до конца 60-х годовможно быстрее выбросить отработавшие га­­­­ зы в атмосферу. У гоночных мотоциклов даже делали выпуск в виде рупора-мегафона: по закону физики расширяющиеся газы образуют зону пониженного давления, которое как бы высасывает их наружу. Оказалось, все гораздо сложнее и интереснее. В выпускной системе возникают волны давления и противодавления, из которых можно извлечь пользу. Первыми на это обратили внимание инженеры, проектировавшие в 50-е годы гоночные двухтактные двигатели: немец Вальтер Каа­ ден (который привел к мировой славе MZ) и испанец Франциск Бульто (он работал в компании Montesa, а потом основал собствен­­ ную  – Bultaco). В моторах такого типа про­ дувка осуществляется рабочей смесью, часть которой просто вылетает в выпускную трубу. Оказалось, поколдовав с выпускной систе­­мой,  можно на определенных режимах создать подпор у выпускного окна, оставив смесь в камере сгорания, и тем самым улучшить наполнение и поднять мощность. Так на двухтактных спортивных мотоциклах появились глушители – вернее, выпускные системы – сложной формы и переменного сечения (ха­­ рактерная конструкция из двух встречных конусов). А на дорожных мотоциклах – равно с двухтактными и четырехтактными моторами – в 50-е годы вошла в моду длинная хромиро­ ванная «сигара». И не выходила из моды лет  тридцать! Лишь в 80-е годы едва-едва на­ родившееся тогда племя спортбайков переняло у гоночных четырехтактных аппаратов выпускную систему с характерным «бидоном» (или «банкой» – can), насаженным на выпускную трубу.Легендарные «двойные дудки» первого в мире супермотоцикла – Brough Superior SS100№ 08 200961 ТЕХНИКАУ BSA Gold Star традиционная для 50-х годов форма глушителя сочетается с характерным именно для этой модели изломом выпускной трубыВ 1969 году Honda CB750 потрясла мир целой батареей из четырех (!) глушителейТипичный глушитель мотоцикла двойного назначения (Suzuki TS185) 70-х годов: он проходит под седлом и снабжен защитным экраном Необычный вертикальный глушитель мотоцикла KTM 690SM«Мегафон» выпускной трубы гоночного мотоцикла Norton Manx. C одной стороны он сплющен – чтобы не цеплять за асфальт на виражахУ Benelli Sei 1972 года глушителей целых шесть – по три с каждой стороныЧетыре «дудки» смотрят на нас из-под «хвоста» спортбайка MV Agusta F462№ 08 2009 Мода 80-х годов: глушитель типа «бидон» (Kawasaki ZXR750 1989 года)Ducati в 90-е годы ввела моду на глушители под «хвостом»Но все это – просто детский лепет по сравнению с тем многообразием форм, которое хлынуло на рынок в последние полтора  де­ ­ сятка лет. В конструкции и дизайне глуши­ телей произошла революция, подобная той, что разразилась в середине 20-х. А все из-за того, что «концы» пришлось делать намного больше и массивнее. Требования к сниже­ ­ нию  шума стали прямо-таки драконовскими. К  то­­­ му же в выпускной системе прописались каталитические нейтрализаторы, а на самых мощных мотоциклах – еще и мощностные клапаны. И конструкторы пошли испытанным путем: раз не можем замаскировать, давайте украшать! Какие изысканные формы пришли на сме­ ­ ну прежним бесхитростным «бидонам» и «си­ ­ гарам»! Треугольные, многоугольные, гранеНовейшая тенденция – короткий глушитель, размещенный у силового агрегата (Honda CB1000R)ные и смягченные… Но во всем многообра­ ­ зии  можно уловить и некоторые тенденции. В  90-е годы писком моды – особенно для спортбайков – стали глушители, выведенные под седло. Но в последнее время в фаворе принцип централизации масс, и выпускные системы – особенно их массивную часть с нейтрализатором – стали располагать как можно ближе к центру машины: под сило­ ­ вым агрегатом. И напоследок как не упомянуть об особой культуре, адепты которой хвастают друг пе­ ­ ред другом афтемаркетовыми «концами», про­­ ­ износя заклинания: Yoshimura, Akrapovic, Lazer… Экстремалы предпочитают «прямотоки», наводящие своим воем ужас на округу. Но как же нам будет недоставать этого «голосочка», когда мир перейдет на электротягу!Скульптура в металле – глушитель Moto Guzzi Griso 8VКастомайзеры к проблеме «концов» подходят проще. Типичная конструкция – короткие выпускные трубы, обмотанные термозащитной лентой («Jolly Rogers»)№ 08 200963