18
19
20
21
22
24
MOTO MORINI Scrambler 1200MOTO MORINI Scrambler 1200, скрэмблер 2009 1187 смз 117 л.с. 198 кг 14 990 евроКОРОЛЬ ВСЕХ ДОРОГАлан КАТКАРТ, Великобритания, фото Fotoagenzia DeltaК чему пригоден большой спортивный V-twin? Его можно поставить в ходовую часть родстера, стритфайтера, спортбайка… Наконец, до­­ бавив к шасси щепотку внедорожных качеств, получим мотоцикл воистину универсальный – такой, как Moto Morini Scrambler 1200.18№ 08 2009 Марка Moto Morini (основанная, на­ ­ помним, еще в 1937 году) целых 20  лет пребывала в анабиозе. Но, возрожденная в 2004, она словно торопится наверстать упущенное, не пе­­­ ре­ ставая расширять модельный ряд. Но­­ вей­­­ шее дополнение – модель Scrambler 1200. Что интересно: этот универсальный мотоцикл, или, как говорят итальянцы, moto totale, создан на основе модели 9S. Последняя – де­­ форсированный и удешевленный вариант стритфайтера Corsaro – так и не снискала популярности: кому нужна «ухудшенная» версия? Тогда, два года назад, исполнительный директор Moto Morini Франческо Бертини и глава проектного отдела (бывший главный инженер Bimota) Альберто Страда решили превратить этот «недодорожник» во «вседорожник».И замысел удался! Могу подтвердить это собственными впечатлениями. Я намотал на Scrambler’e немало километров вокруг Болоньи, где расположен завод Moto Morini. Поколесил и по автострадам, и по выщербленным местным шоссе, и по знаменитым strade blanche – «белым дорогам», щебеночным проселкам. И повсюду Scrambler был как  дома – воистину «два в одном»: не спа­ сует  на самой отвратной тропе и порадует на магистрали. Соотношение «внедорожного» и «вседорожного» в мотоцикле определяет покупатель, получая право выбора шин: либо Met­ zeler Karoo с выраженными грунтозацепами, либо более «асфальтовые» Michelin Anakee 2. Я взял Anakee – и не пожалел. Эти  шины обеспечивают отличное сцепление с дорогойдаже при скоростном прохождении многочисленных «шпилек», и в то же время позволяют уверенно чувствовать себя и на strade blanche, и на зеленой лужайке – лишь бы она была сухой. А вот на грязи и песке «держак» не тот, в чем мне, к своему (и мотоцикла) позору, довелось убедиться. Зато могу заверить: хотя машина весит 198 кг, поднять ее совсем не трудно – центр тяжести достаточ­ ­ но низкий. Впрочем, и более «зацепистые» шины Metzeler вряд ли сильно облегчили бы ситуацию. Не думаю, что Scrambler подходит для серьезного бездорожья. Ходы подвесок увеличены по сравнению с Corsaro не так уж и  заметно. К тому же двигатель на первых двух передачах, несмотря на перенастроенный блок управления, слишком резво наби№ 08 200919 премьер-тестMOTO MORINI Scrambler 1200Панель приборов с большим стрелочным тахометром и жидкокристаллическим информационным дисплеемДвигатель CorsaCorta, дефорсированный до 117 л.с., тянет словно трактор. А вот лапка переключения передач могла бы быть и подлиннее – носок внедорожного мотобота подсовываешь с трудомСпицованное колесо, намекающее то ли на ретро-стиль, то ли на внедорожные способности, сочетается с огромными тормозными дисками диаметром 298 ммМаятник задней подвески, изготовленный гидроформированием из алюминиевого сплава, – настоящее произведение инженерного искусства20№ 08 2009 ТЕХ­ НИ­ ЧЕ­ СКАЯ ХА­ РА­ К­ ТЕ­ РИ­ СТИ­ КАОБЩИЕ ДАННЫЕ Модель Moto Morini Scrambler 1200 Модельный год 2009 Сухая масса, кг 198 Длина х ширина, мм 2180 x 865 База, мм 1500 Высота по седлу, мм 840 Дорожный просвет, мм 162 Вылет, мм 120 Угол наклона рулевой колонки, град. 26,5 Объем бензобака/резерв, л 21/4,5 ДВИГАТЕЛЬ Тип 2-цилиндровый, V-образный, 4-тактный ГРМ DOHC, 4 клапана на цилиндр Рабочий объем, см³ 1187 Диаметр цилиндра х ход поршня, мм 107 х 66 Степень сжатия 12,5 Макс. мощность, л.с. при об/мин 117/8500 Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 102/6700 Система питания впрыск топлива Magnetti Marelli Система охлаждения жидкостная Система запуска электростартер ТРАНСМИССИЯ Сцепление Коробка передач Главная передача многодисковое, в масляной ванне 6-ступенчатая цепьЗащитные экраны на глушителях – по моде 60-х годов Большой пластиковый бензобак очень удачно спрофилированИз далеких 60-х – и багажная сумочка на заднем крыле Если на вас внедорожные мотоботы, можете вынуть резиночки из подножекХОДОВАЯ ЧАСТЬ Рама трубчатая, пространственная, стальная Передняя подвеска телескопическая вилка Marzocchi, перевернутого типа Диаметр труб, мм 50 Ход колеса, мм 150 Задняя подвеска маятниковая, с полностью регулируемым моноамортизатором Ход колеса, мм 170 Тормозная система гидравлическая, раздельная Передний тормоз 2 диска 298 мм, 2-поршневые скобы Задний тормоз диск 250 мм, 2-поршневая скоба Колеса спицованные Передняя шина 110/80R19 Задняя шина 150/70R17СКРЭМБЛЕРЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ. Полвека назад, когда термин «эндуро» еще не прижился, в англоязычных странах все спортивные внедорожные мотоциклы называли скрэмблерами (от глагола to scramble – «карабкаться, продираться»). В 60-е годы прошлого века термин перешел на дорожные мотоциклы, приспособленные (за счет установки «зацепистых» шин, высоких крыльев, глушителя и руля) к легкому бездорожью. Уже в 70-е скрэмблеры были вытеснены настоящими эндуро и мотоциклами двойного назначения, но лет десять назад, на волне ретро, вновь вошли в моду. От туристических эндуро современные скрэмблеры отличаются не только нарочитой архаичностью облика, но и отсутствием обтекателей и больших багажников.BSA Firebird Scrambler – типичный скрэмблер 60-х годов№ 08 200921 MOTO MORINI Scrambler 1200рает обороты – на сыром грунте заднее ко­ лесо тут же срывается в пробуксовку, да так резко, что и большие «шашки» не спасут. Приходится подтравливать сцеплением – а оно выжимается с довольно большим усилием, к тому же знает только два положения: включено или выключено. А когда встаешь на подножках, обнаруживаешь, что руль Ergal слишком низкий. В общем, укатанный проселок «итальянцу» еще по зубам, но только не грязь и песок. Все же это в первую оче­ ­ редь  дорожный мотоцикл, хоть и с задат­ ­ ками вседорожника. Дизайн Scrambler 1200, как и других мо­ ­ делей Moto Morini, «нарисовала» миланская студия Marabese Design. Посмотрите, как тон­ ко ее специалисты выдержали стиль, характерный именно для эпохи скрэмблеров 60-х годов: металлическая защита на  фаре и  глушителе, спицованные колеса и подножки, из которых можно вынуть резинки для лучшего «зацепа» на бездорожье. О  да, и еще  гоночный номер справа – 377: это  адрес завода Morini на Via Porrettana в Болонье! А  где же итальянский триколор, как на других байках с Апеннин? Впрочем, список аксессуаров для этого мотоцикла внушительный – найдется там и наклейка с триколором. Специалисты Moto Morini постарались сделать посадку более прямой и удобной, чем на  стритфайтере Corsaro. Если сравнивать эти две модели, то на Scrambler седло выше и  уже, а подножки сдвинуты вниз и вперед. К  тому же и рукоятки руля оттянуты назад. Широкий руль позволяет уверенно заправлять мотоцикл в поворот, несмотря на довольно консервативную геометрию (угол наклона колонки – 26,5 градусов). Передняя вилка Marzocchi жестковата – подробно сообщает обо всех стыках и неровностях дорожного полотна. И, к сожалению, она нерегулируемая! Зато полностью регулируемый амортизатор задней подвески Paioli обеспечивает отличные ездовые качества. Он  крепится к маят­­ нику  без промежуточной рычажной системы, но прогрессивная характеристика подвески задается его большим уг­­ лом установки. Даже если налетишь в нак­ лоне на большую выбоину, подвеска так хо­ ­ рошо «обработает» ее, что мотоцикл ни на йоту не отклонится от намеченной траектории и не попытается оторвать заднее коле­ ­ со от асфальта. Смотреть на характеристики двигателя Scrambler – одно удовольствие: кривая мощности идет строго по диагонали вплоть до предельных 8500 об/мин, а кривая крутяще­ ­ го  момента почти горизонтальна. Максимум момента – 102 Нм при 6700 об/мин, но 90 Нм доступны уже с 3000 об/мин. Просто трак­ ­ тор!  Мотор уверенно тянет почти с холостых оборотов на любой передаче, так что шесть ступеней в коробке – явно излишество. Ес­ ли  для Corsaro вполне достаточно пяти, то  Scrambler обошелся бы и четырьмя. Ха­ ­ рактеристика двигателя столь гибкая, что22№ 08 2009 MOTO MORINI Scrambler 1200просто втыкаешь передачу и едешь. Отчасти даже жаль: ведь переключаются они так мягко и четко, как у лучших японских мотоциклов. Но я бы посоветовал сделать регулируемым рычаг переключения передач: он расположен столь близко к подножке, что под него с трудом пролезает носок внедорожного мотобота. А  вот сцепление «тяжелое» – двумя пальчиками его не выжмешь. В  напряженном городском трафике левую руку начинает сводить. Двигатель Moto Morini работает очень тихо – никаких механических шумов, только нота выхлопа из глушителя Termignoni. И вибраций минимум, хотя по компоновочным соображением угол развала цилиндров – не идеальные 90 градусов, а на три градуса меньше, и без уравновешивающих валов. Настройка блока управления Magneti Marelli обеспечивает быстрый набор оборотов, даже если дроссель поначалу был закрыт; на скользком грунте это мешало, но в городе в самый раз. Пробираетесь потихоньку меж рядов машин, поддерживая 3000 об/мин, а как только увидите просвет побольше, – газу, и вы впереди. Замечательно! Даже на высшей передаче можно полностью открывать газ уже с 2500 об/мин – мотор уверенно набирает обороты безо всяких рывков вплоть до предельных 8500 об/мин, когда срабатывает ограничитель. Довольно неожиданное поведение для сверхкороткоходного (107х66 мм) двигателя, ведь такие агрегаты обычно оживают лишь на «верхах». Хороший мотоцикл получился – универсальный и стильный. И смотрите, в который уже раз специалисты Moto Morini натягива­ ­ ют  нос своим соседям по Болонье – Ducati. Во-первых, они раньше сделали V-твин ра­ ­ бочим объемом 1200 см³. Во-вторых, моделью Corsaro показали, каким должен быть Mon­ ster, – Ducati лишь через три года пред­­­ ставила свой Streetfighter. Теперь вот Scrambler… Между прочим, Пьер Тербланш больше двух лет назад спроектировал подобный аппарат для Ducati – и где он? Боссы положили проект на полку… А Moto Morini опять впереди!Перевод Александра ВОРОНЦОВА24№ 08 2009