14
15
16
17
18
19
TRIUMPH ThunderbirdTRIUMPH Thunderbird, круизер 2010 1599 смз 85 л.с. 305 кг $12 499 (в США)Думаете, англичане при проектировании круизера Triumph Thunderbird хоть на минуту задумались о V-образной «двойке»? Как бы не так! Они предпочлиСДЕЛАТЬ ПО-БРИТАНСКИАлан КАТКАРТ, Великобритания, фото Пола БАРШОНА Круизеры с моторами около полутора лит­ ров – это серьезно. За три года только в США продано 300  000 мотоциклов этого клас­ са  и  не меньше – во всем остальном мире. Сли­ в­ ки снимают Harley-Davidson, Victory и че­ ­ тыре их  японских конкурента, и все они де­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ла­ ют  кру­ изеры с V-образными «двойками». А  вот в  Triumph решили не создавать оче­ редного Харли-клона: инженеры обрати­ лись  к  фирменным традициям и разрабо­ тали  рядную «двойку». Любят британцы все де­­­­­­­­­ лать по-­ своему! Смотрите: среди всех 48 000 вы­ пущенных в прошлом году мотоци­ клов Triumph нет ни одного с точным анало­ гом у конку­ рентов. Что же такое «круизер по-английски»? Мне  представилась возможность опробовать предсерийный прототип Triumph Thunderbird  еще до официального пресс-теста. Впрочем, если машина и отличается от серийной, то самую малость. Должен сразу предупредить: «живьем» этот мотоцикл куда лучше, чем на фотографи­ ях. Дизайнеру Тиму Прентису удалось создать на редкость удачный образ того, как металл рамы обволакивает внушительного размера двигатель. Более того: аппарат гармоничен – согласитесь, далеко не всегда это можно ска­ зать про круизер. А синяя окраска с белыми полосами-цировками  заставляет вспомнить14№ 09 2009 AC Cobra – англо-американский четырех­ колесный гибрид, большой «янки-танки» V8 в шасси легкого британского спорткара. Перекидываю ногу через низкое – 702 мм – седло (прости, Дмитрий, но твое ехидство* не заставит изменить моему фирменному сти­*См. тест Ducati Streetfighter S Дмитрия Юдина и Алана Каткарта в «Мото» №5-2009.лю)  – и нахожу посадку довольно удобной. Седло мягкое, но не чрезмерно – не возникает ощущения, что фундамент спины (так англичане именуют «пятую точку» – прим. ред.) куда­­­ то  провалился. Обзор прекрасный, несмотря ­­­­­­ на малую высоту седла, и хромированный корпус фары режет воздух, как носовое украшение парусника. Большой – 21 л – бензобак чем-то напоминает британскую суперклассику– мотоциклы Brough-Superior, но в то же время он не заставляет слишком широко раздвигать колени, до по­­­­ тери чувства контакта с мотоциклом. Посад­ ка в целом довольно прямая, подножки вы­­­­­­­­­­ несены вперед не так уж сильно – в общем, ни­ какого экстремизма, свойственного большинству круизеров. Порой при управлении мотоциклом такого класса возникает ощущение, что вы болтаетесь где-то там… в про-№ 09 200915 TRIUMPH ThunderbirdНа расположенной на бензобаке приборной панели – большой спидометр и размещенный в его нижней части тахометр. На жидкокристаллический дисплей можно вывести время и значения общего и суточного пробега (в том числе – и пробега на остатке топлива).Несмотря на минимум регулировок (только предварительное поджатие пружин по пяти позициям), задняя подвеска с двумя амортизаторами Showa выполняет свою работу отлично. Саунд из глушителей классического вида (по схеме 2-1-2) завораживает.Седло расположено довольно низко (на высоте 702 мм), но при посадке не возникает ощущения того, что ты куда-то «провалился». Впрочем, создатели мотоцикла на первое место явно ставят рациональность, а не стиль. Добро пожаловать в мир удобных круизеров!Передняя вилка Showa – нерегулируемая, но ее характеристики подобраны отменно. Два диска 310 мм с 4-поршневыми скобами Nissin обеспечивают выдающиеся для класса круизеров тормозные качества.16№ 09 2009 Triumph Thunderbird – первая модель компании с 1922 года, оборудованная ременным приводом заднего колеса. Этот тип главной передачи избран за тишину работы, нетребовательность обслуживания и легкость установки афтермаркетовых колес.Высота рядной «двойки» не оставила места для нижних труб рамы, поэтому пришлось замкнуть ее через картер силового агрегата. Стальные трубы соединены литыми алюминиевыми деталями, так что в целом получился очень жесткий узел. ТЕХ­ НИ­ ЧЕ­ СКАЯ ХА­ РА­ К­ ТЕ­ РИ­ СТИ­ КАОБЩИЕ ДАННЫЕ Модель Модельный год Сухая масса, кг База, мм Высота по седлу, мм Вылет, мм Наклон рулевой колонки, град. Объем бензобака, л Triumph Thunderbird 2010 305 1641 702 151 32 21Система питания – с одной форсункой на каждый цилиндр (диаметр диффузора 42 мм) и электронным блоком управления Keihin.Задний фонарь – классической формы «капелька» – украшает крыло. Подсветка номерного знака возложена на отдельный фонарь.ДВИГАТЕЛЬ Тип двухцилиндровый, рядный, 4-тактный ГРМ DOHC, 4 клапана на цилиндр Рабочий объем, см³ 1599 Диаметр цилиндра х ход поршня, мм 103,8x94,3 Степень сжатия 9,7 Макс. мощность, л.с. при об/мин 85/4850 Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 146/2750 Система питания впрыск топлива Keihin Система охлаждения жидкостная Система запуска электростартер ТРАНСМИССИЯ Сцепление Коробка передач Главная передача многодисковое, в масляной ванне 6-ступенчатая зубчатый ремень, усиленный кевларомГазораспределительный механизм – с цепью привода распредвалов между цилиндрами. Клапаны, толкатели и успокоитель цепи – единственные детали, заимствованные у двигателя Rocket III. На выпускном распредвале установлен автоматический декомпрессор, облегчающий запуск.Силовой агрегат Triumph Thunderbird – рядная «двойка» жидкостного охлаждения. Радиатор «замаскирован» меж передних труб рамы. Покупа­­­­ те­ лям будет предложен кит, позволяющий превратить стандартные 85 л.с. и 1600 см³ в 100 л.с. и 1700 см³.ХОДОВАЯ ЧАСТЬ Рама дуплексная, комбинированная (сталь+ал. сплав), замкнутая через картер силового агрегата Передняя вилка телескопическая, Showa Диаметр труб, мм 47 Ход колеса, мм 120 Задняя подвеска маятниковая, с двумя амортизаторами Showa, регулировка предварительного поджатия пружин Ход колеса, мм 112 Тормозная система гидравлическая, раздельная, по заказу с АБС Передний тормоз 2 диска 310 мм, 4-поршневые скобы Nissin Задний тормоз диск 310 мм, 2-поршневая скоба Brembo Передняя шина 120/70R19 Задняя шина 200/50R17№ 09 200917 TRIUMPH Thunderbirdруби. Но  Triumph Thunderbird не таков. В нем есть спортивные крови: не он тащит вас, а вы управляете им. Своего напарника по стокилометровому рейду по горным дорогам Каталонии знаю уже давно. Когда-то мы с ним вместе гонялись, а сейчас 34-летний Дэвид Лопез – водительиспытатель компании Triumph. Именно его сто­­­ ит поблагодарить за то, что по управляемости Thunderbird на голову превосходит своих соперников из США и Японии. Установленные на мотоцикле подвески Showa явно лучшие в  этом классе – и это несмотря на то, что все  регулировки сводятся лишь к изменению поджатия пружин задних амортизаторов. Ника­ кого сравнения с жесткозадыми «софтейлами»  – похоже скорее на добротный родстер. Впрочем, поспешим за Дэвидом в предгорья Пиренеев – тамошние извилистые и чертовскиузкие дороги, арена схваток этапа чемпионата мира по авторалли Costa Brava, дадут полное представление об управляемости. Конечно, при такой базе – 1641 мм – и соответствующей геометрии рулевого управления  мотоцикл не может не проявлять неко­ торую ленцу, да и дорожный просвет неве­ лик – дань стилю! Но все же машина упра­ вляется с неожиданной легкостью – и не скажешь, что в ней 305 кг сухой массы. Хоро­­ шо, что ее создатели не поддались соблазну впи­ хнуть зад­ ний «баллон» миллимет­ ров на 250, как у многих конкурентов. Зад­ няя  шина Metzeler  – вполне благопристой­ ного размера 200/50-17, прямо как у спортбайков! Но у «спортов» нет такого рычага-ру­ ля,  чтобы заправить мотоцикл в поворот. Так что британский круи­­ зер  с  похвальным рве­ нием цепляется за до­ рогу,  хорошо управляется и  перекладыва­ется  в  S-об­ разных поворотах с  живостью, со­ вершенно неожиданной при такой геометрии шасси. Конечно, не получится закладывать мотоцикл на вираже так, чтобы скрести по асфальту локтем, зато байк чрезвычайно устойчив при скоростном прохождении поворотов. А уж тормоза по меркам класса просто велико­ ле­ пны! Я  поездил на всяких круизерах – американских, корейских, даже австралийских и ки­­­ тай­ ских – и уж поверьте, таких тормозов нет ни у одного конкурента. Вот только если во­­­ дитель привык к обычным круизерным тормозам, то ему придется сменить навыки и пользоваться не только задним, но и передним тормозом. Панель приборов с большим спидометром и встроенными в него тахометром и жидкокристаллическим дисплеем расположена на бензобаке. Указатели поворотов автоматически18№ 09 2009 ТЬЮ МАНТОНИ: ВРЕМЯ НАДЕЖД Тью Мантони стал коммерческим директором компании в 2003 году, в возрасте 27 лет. От­ ча­­­­ сти его  заслуга в том, что через два года Triumph получил престижную награду «Лучший британский бренд». А в июле 2008 года владелец компании Джон Блур назначил Мантони генеральным директором. Кого же как не его расспрашивать о планах и перспективах? – Тью, когда в компании решили атаковать самый главный сектор рынка круи­ зеров? – Еще в начале 2004 года. Тогда мы выпускали «маленькие» круизеры – America, Speedmaster – и готовили к производству колоссальный Rocket III. Так что в нашей программе зиял внушительный пробел – и мы решили заполнить его проектом Thunderbird. – Не решили ли вы выпуском Thunderbird превратить Triumph в европейский HarleyDavidson? – Нет, ни в коей мере. У нас разнородная производственная программа, основу которой составляют три направления: классики, спортивные мотоциклы и круизеры. Два первых достаточно сильны и популярны, а Thunderbird как бы цементирует третье. – Почему вы выбрали рядную «двойку», а не столь популярный в США V-твин? – Конечно, мы обсуждали и этот вариант, но возобладало стремление опираться на традиции компании. Ведь именно рядные «двойки» вознесли Triumph в ряды ведущих мотопроизводителей в 50-е и 60-е годы. – Не было соблазна при создании двигателя просто отрезать один цилиндр от Rocket III? – Конечно, нет. Некоторые шутят на эту тему – но это несерьезно. – Как вы позиционируете новую модель, и какое, по вашим прогнозам, она окажет влияние на положение компании? – Во-первых, я надеюсь, что Thunderbird привлечет множество покупателей, которыхотпугивают посредственная динамика и управляемость круизеров. Что же касается прогнозов – то в наше непростое время они не слишком надежны. Но все же рискну предположить, что Thunderbird станет для нас очень важной моделью. Посмотрите на Rocket III: нишевая модель, которую невозможно продавать в больших количествах. Чтобы ее купить, надо быть или фанатом Triumph, или возжелать чего-то совсем уж необычного. К тому же владелец Triumph America или Speedmaster вряд ли пересядет на Rocket III – слишком уж велик разрыв. А вот на Thunderbird пересядет наверняка, а потом, кто знает, и на Rocket III замахнется. – А сработает ли тот факт, что это не V-твин? – Должен! Ведь с рядным мотором – такая элегантная и гармоничная внешность. К тому же наш мотоцикл гораздо лучше подходит и для извилистых дорог, и для городского трафика. – Станет ли Thunderbird основой для целого семейства? – Конечно! Чтобы отбить затраты на разработку нового двигателя, надо выпускать целую гамму моделей. Так что вскоре вы увиотключаются, стоит выйти на прямую. А уж хромированные зеркала просто совершенны: никаких вибраций и отличный обзор. Другим производителям стоит поучиться! Но настоящая жемчужина – это двигатель. Он уверенно разгоняет мотоцикл на высшей передаче уже с 1500 об/мин – это с полнос­­ ­ тью открытым дросселем, если же заслонку от­ к­ рыть лишь наполовину, то тянет уже с  1000 об/мин. А ведь это лишь чуть выше оборотов хо­­ лостого  хо­­­­­ да – 850 об/мин. Круизером очень лег­ ко управлять на малой скорости, даже тесные развороты не смуща­­ ют – шасси сбалан­ сировано отменно, а сцепление с тросовым приводом вполне предсказуемо. А какое удовольствие мчать по автостраде со скоростью 130 км/ч, – стрелка тахометра лежит на 3500 об/мин, лишь на полпути к красной зо­ ­дите и поджарый родстер, и полностью оснащенный турер. – Сколько вы выпускаете мотоциклов, и какова будет доля модели Thunderbird? – В 2008/2009 финансовом году (который длится с июля по июнь) мы собираемся продать около 50 000 мотоциклов. По сравнению с прошлым годом прирост всего на 2 000 машин, но не забудьте – ведь рынок в целом рухнул на 30%. Так что наши позиции очень сильны. В первый год производства мы выпустим 5 000 круизеров Thunderbird – половину отправим в США. Причем мы уже собрали 2 000 депозитов. Казалось бы, при такой предоплате мы могли бы сделать и больше пяти тысяч машин. Но никто не знает, что будет завтра, так что лучше поосторожничать. – И сколько мотоциклов вы планируете выпустить в 2009/2010 году? – Около 55 000. – Так что доля Thunderbird – меньше 10%. Вырастет ли она в будущем? – Думаю, что с появлением новых моделей в этом семействе, которые уже проектируются, доля Thunderbird неизбежно возрастет. Но в нынешней экономической ситуации заниматься прогнозами – неблагодарное дело. Давайте подождем хотя бы год! не.  При  этом пульсирующий звук – прямо как у  V-твина: ведь кривошипы коленвала разведены на 270 градусов. Два балансирных вала эффективно гасят любую вибрацию – вплоть до  предельных 6500 об/мин. Но самый комфортный диапазон  – от 1800 до 4000 об/мин, когда крутящий момент столь велик, что  с лег­ костью берешь самые крутые подъемы. Пере­ дачи переключаются легко и четко, а единственное замечание по коробке – при таком тяговитом моторе пара передач явно лишние. Да, в этом секторе рынка полным-полно конкурентов. Но такой динамики и управляемости нет ни у одного! При этом Thunderbird и выглядит круто, хотя его «двойка» не V-об­ ­ разная, а рядная. Harley и его последова­ телям остается радоваться лишь тому, что «англичанин» атаковал их позиции только сейчас.Перевод Александра ВОРОНЦОВА№ 09 200919