86
87
88
89
90
91
МОТОКЛУБЗа 24 дня путешествия мы увидели 33 лица пустыни Гоби. Они были разными. И всегда – удивительными. Каждый день приносил сюрпризы. Мы видели, как пляшут шаманы и как лежат в степи кости давно умерших людей. Мы видели припаркованный у юрты современный мотоцикл и собирали в степи наконечники древних стрел. Однажды кочевник сказал нам: приходите утром, я вам сыграю и спою. Мы пришли, и он спел.МУЖСКАЯ ПРОГУЛКААнтон САМАРИН, фото автора Итак, очередная авантюра команды MotoXT. За неделю до старта мотоциклы отправились в почтовом вагоне из Москвы в Иркутск. Прилетев утром в город, мы успели не только получить на вокзале свою технику, но и в тот же день пересечь границу Монголии. Впервые воочию пустыню Гоби мы увидели три года назад. Тогда наша команда на пяти эндуро за пару недель прошла по закольцованному маршруту немногим более двух тысяч километров. После этого мы побывали в Кара­ кумах и на плато Устюрт, но Гоби манила своей неповторимой уникальностью. Именно там мы обнаружили сохранившиеся скелеты древних ящеров. Несколько десятков миллионов лет назад там были леса, реки, бродили диназавры, кипела жизнь, от которой, казалось, мало что осталось. Однако и сейчас в Гоби можно обнаружить окаменелые куски деревьев, выбеленные кости исчезнувших животных, наскальные рисунки древних художников. Ради встречи с вечностью мы опять отправились в Монголию. Наша компания – пятеро отъ­ явленных мототуристов. Подготовка началась за год – палатки, спальные мешки, шлемы, мотоботы… Короче, обновили всю снарягу с учетом особенностей региона. Все шло по плану, если не считать купленные по случаю, за неделю до отправки, два BMW. Так, кроме традиционных Honda XR250, в нашей группе MotoXT прописались два «немца» – BMW F650GS и BMW G450X. Эти красивые, суперсовременные аппараты придавали поездке некую гламурность, но в то же время были в нашей группе слабым звеном (новенькие мотоциклы не успели обкатать).86№ 11 2009 Маршрут, рассчитанный на 24 дня, начинался от Иркутска, уводил на самый юг Монголии, далее поворачивал на запад с финишем в Барнауле. Мотоциклы «обули» в кроссовую резину, ведь из 5 тысяч километров только 700 с асфальтовым покрытием. В Гоби много грунтовок, но почти никогда не знаешь, куда они выведут. Действует принцип: если дороги нет, есть направление. Кстати, навигаторы GPS не пригодились, поскольку электронных карт Монголии просто нет в природе. Зато обычный компас и спидометр работали «на все сто».В сутки мы обычно проезжали по 200-300 километров, в основном стоя на подножках (это не асфальтовые продубасы). Целью нашего мероприятия было пройти не только степные и пустынные районы Гоби, но и прихватить горную часть с высокими перевалами и многочисленными бродами. При этом мы старались не пользоваться дорогами, по которым шныряют туристы-дальнобойщики на тяжелых эндуро. Не секрет, что Монголия стала весьма популярной у мототуристов всего мира (на пропускных приграничных пунктах всег-да можно встретить коллег-мотоциклистов). Нам удалось осуществить свой замысел – в доказательство уникальности избранного маршрута мы обнаружили свои же следы от наших мотоциклов в Южной Гоби, оставленные три года назад! Впрочем, сей факт не очень-то и поражает: ведь в тех местах даже на федеральной трассе, если повезет, за день встретишь только одну-две машины – не более. Чаще в пустыне можно видеть стайки сайгаков. Кстати, однажды мы даже попробовали потягаться с ними№ 11 200987 МОТОКЛУБ«Монгольский сфинкс» в долине динозавровДикий верблюд (справа) в стаде домашнихДевочка и ее живые игрушкив скорости. И почти догнали. Помня, однако, что в Мон­ голии за убийство этого «краснокнижного» животного  дают два года тюрьмы да еще штраф в 10 тысяч долла­ ров (это мы узнали еще при первом посещении Гоби),  согласились на ничью.  Обычно пустыня ассоциируется с морем песка и бар­ ханами.  Гоби  –  другая:  скалы,  небольшие  деревья,  кус  тарники  и  чаще  всего  –  бескрайние  степи.  По­   падались  и  дюны,  рас  ки  нувшиеся  на  десятки  кило  ­ метров  в  длину,  несколько  километров  в  ширину  и  высотой  в  десятки  метров.  Пересечь  на  мотоцикле  такую кучу песка крайне сложно. Да мы и не пытались,  проще  было  объехать  стороной.  Правда,  все  же  не­ сколько  раз  забирались  в  барханы,  чтобы  сфотогра­ фироваться на память.  Сердце Гоби – огромная долина, окруженная горами,  наполненная  песками  и  изрезанная  каньонами.  Эти места хранят историю исчезнувших цивилизаций. О них  напоминают курганы и огромные каменные пирамиды.  Мы  видели  сохранившиеся  наскальные  росписи,  изо­ бражающие  диких  животных.  Нашли  три  разных  по  форме металлических наконечника от стрел лука – воз­ можно, охотника, а может, и воина. Скелеты животных  и птиц – здесь дело обычное. Несколько раз пришлось  видеть и скелеты человеческие. Кто это и как оборва­ лась их жизнь – загадка. Но люди здесь жили, охоти­ лись, пасли скот, выясняли между собой отношения…  Однажды,  пересекая  горный  хребет,  мы  выехали  к озеру. Нас поразила не только красота открывшегося  пейзажа, но и скопление двух сотен кочевников на бе­ регу, которые исполняли какой­то религиозный обряд.  В центре всего действа перед жертвенным алтарем с ту­ шей барана бил в бубен шаман. Позже мы выяснили –  так монголы поклонялись небу. С помощью медитации Баскетбольное поле в пустынеКитайский 175-кубовый мотоцикл с 4-тактным мотором на службе у монгольских кочевников. Цена этого аппарата в местных «мотосалонах» 500 долларов (нам предлагали за 700)В Гоби барханы занимают лишь 3% всей территории88№ 11 2009 Два года назад в этот день погиб наш товарищ по команде Андрей Стенин. Он мечтал о путешествии по Алтаю, но не судьба. Это он придумал логотип команды MotoXT. Его мотомайку с прикольной надписью его сайта Ne 2P («Не тупи») мы оставили в горах навечноСудя по косе, это останки молодой женщиныи бубна шаман достиг транса и начал вещать  голосом предков. Через полчаса общения с потусторонним  миром  «ведущий»  потерял  сознание. На этом мероприятие и закончилось.  Кстати,  участники    этой  межплеменной  тусовки приехали кто на коне, кто на мотоцикле,  а кто и на автомобиле. Напомню: около пятисот  лет  назад  в  стране  официально  был  принят  тибетский буддизм. Однако шаманизм сохраЕду знакомитьсянился в некоторых районах, в основном на севере страны, до нашего времени. Один знакомый монгол поведал нам о простоте здешнего  обряда захоронения: умершего выносят в пустыню,  обкладывают  камнями.  И  если  даже  дикие  животные,  которых  в  пустыне  немало,  и доберутся до погребенного тела, то считается: чем быстрее съели, тем лучше был человек.  И еще узнали мы от того же монгола: до не«Степь да степь кругом» – монгольский вариантдавнего времени было и такое – если кочевник  упал с коня и не смог подняться, то он оставался  умирать  в  степи.  Правда,  подтверждения  этому варварскому обычаю мы не нашли.  Сегодняшние  монголы  –  потомки  древних  кочевников.  Многие  из  них  и  сейчас  живут  в юртах. В качестве гостей мы  побывали в нескольких семьях: они пасут скот, воспитывают  детей. Живут как и сто, и тысячу лет назад. Но  МОТОКЛУБцивилизация не обошла их стороной – рядом с юртой можно увидеть автомобиль или мотоцикл. Не редкость, когда монгол свободно говорит на русском – многие учились в советских техникумах и институтах. Народ очень приветливый, гостю монгол может отдать последнее. Замечу однако: всего не расскажешь – это надо видеть. Ни с чем не сравнимое удовольствие – мы не только покатались на славу, но и узнали много интересного о наших соседях. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ. При отправке техники мы заранее выбрали транспортную компанию. В среднем от Москвы до Иркутска доставка мотоцикла стоит 7 тысяч рублей (все зависит от веса). Из Барнаула в Москву технику отправили из почтового отделения ЖД. Все легко и просто. В путешествии с таким разнообразным климатом, как в Гоби, к подбору экипировки следует подойти серьезно. Мы же традиционно использовали проверенные в деле куртки и брюки для эндуристов – есть защита и множество карманов. Оправдал наши ожидания карбоновый шлем Uvex (эндуро) – малый вес, легкая тонировка визора и козырек – все это устроит любого, даже самого привередливого туриста. На этот раз отказались от кроссовых мотобот (слишком уж жесткие и тяжелые – за 24 дня ноги отсохнут), а выбрали те, что предназначены для водителей квадриков – ATV Forma с подошвой от треккинговых ботинок. В таких сапогах можно не только ехать, но и с комфортом ходить, а при случае и спать. Термобелье в нашем турне оказалось не лишним – в горах очень холодно. С бензином не было проблем, главное, чтобы его запаса хватало на 300 километров пути.Благодарим компанию «Мистер Мото» за предоставленную экипировку.Гоби – это не только пески и скалы, но и леса, и речки Единственный гаишник на нашем путиДолина усеяна драгоценными камнями – гранатами Ребята шаманят. Это был настоящий обряд, не показуха90№ 11 2009 На колесе пригрелись не вараны, а найденные нами наконечники стрел«Мать-гора» – самая южная часть Алтайского Гоби. «Девять озер» – святое место у монгольских язычников Так мы прощались с Монголией№ 11 200991