52
53
54
55
ТЕХНИКАСтоит набрать в поисковике слова «Honda Super Cub» – найдёте десятки сайтов клубов поклонников этой техники. Их отнюдь не виртуальную любовь подпитывает «железом» множество тюнинговых фирм.ДЛЯ ПИТБАЙКЕРОВ И МАНКИВОДОВРисунок Елены САМОШКИНОЙИван КСЕНОФОНТОВ, фото из архива автораCвоеобразный у нас рынок: скутеретты идут так себе, «обезьяны» (Monkey), безумно популярные в Британии и других странах, практически не известны, а класс питбайков только-только начал свой путь на трассы и всенародной любовью пока не пользуется. Ограниченно популярны мини-чопперы типа Regal Raptor, а «саксовский» (а по сути китайский) мокик MadAss отпугивает ценой, которую ломят немцы. На ура идут мокики (их предлагают под десятком брендов – ABM, C-Moto, GX, Irbis, Lifan, Reggy, Sagitta), уже ставшие «первым транспортом на деревне» (подробнее на с. 30). Роднит всю эту компанию 50-кубовый четырёхтактный двигатель, клон «хондовского» Super Cub, попадающий у нас в пофигистскую категорию «мопед». Напомним, его размерность (диаметр цилиндра на ход поршня) – 39 х 41,5 мм. Мокики и скутеретты с большей кубатурой не завозят из-за того, что они попадают в категорию «мотоцикл» и таможатся по-другому. Но некоторое время назад к нам стали «залетать» отдельные тюнинговые детали и целые киты для «кабовских» моторов. Пока выбор весьма скромный, но это, видимо, вопрос времени. О варианте неочень сложного и сравнительно недорогого тюнинга «кабовского» мотора мы писали в прошлом номере. Теперь познакомимся с мировым рынком «заряженных полтинников». Хотя существуют эти моторы давно (как и их тюнинг), развитие по пути «наращивания мускулов» продолжается. Ещё лет пять назад «потолком» кубатуры была одна восьмая литра (125 см³), и это представлялось абсолютным рекордом. Сегодня производители «железа» достигли невероятных высот, и в то же время выпускается немало узлов и деталей для «простых» моторов. Для «полтинников» предназначаются киты (по-английски kit – набор) по увеличению кубатуры и разный хай-тек в виде четырёхклапанных «голов», или двухклапанных, но с «агромадными» тарелками, керамических цилиндров и блоков управления с изменяемыми настройками. Для тех, у кого нет времени или желания возиться с китами, готовые моторы выпускают и сами мотопроизводители, и тюнинговые фирмы. Их можно разделить на несколько видов: 1. Собственно «хондовские», выпускаемые на множестве филиалов в Юго-Восточной Азии.2. Китайские клоны, которые производят более десятка компаний. Эти агрегаты довольно точно копируют «японский» первоисточник. Их кубатура от 50 до 124 см³, картеры различаются местом расположения электростартера (сверху, снизу или вообще без оного). У этих двигателей довольно высокая степень унификации узлов и деталей, что делает их наиболее привлекательными для тюнинга, в том числе и в России. 3. Новоделы как от ведущих китайских компаний, таких как Lifan и Zongshen, так и от крупных тюнинговых японских фирм (Takegawa, Daytona, Yuminashi), и немецкой MSR. У них картер изначально рассчитан на кубатуру выше 125 см³, но при этом конструкция все-таки схожа с «хондовским» бестселлером, а многие неосновные детали унифицированы. 4. Моторы, схожие с оригиналом по внешнему виду, но кардинально переработанные внутри. Их выпускают такие столпы мотоциклетного мира, как Yamaha и Kawasaki, и столп помельче – итальянская Polini. У них, естественно, свои узлы и детали, и взаимозаменяемости с Super Cub почти нет. Ограничен52№ 01 2010052-055_Tun_Super_Cub.indd 5212/4/09 11:14 AM Чудо-головка DOHC с четырьмя клапанами от Takegawa называется Superhead+R.У этого «новостроя» от Daytona, помимо чудо-головки, бросаются в глаза сухое сцепление на валу КП, имеющее к тому же гидропривод.и выпуск тюнинга. Для нас они, как говорится, погоды не делают… Китайские клоны многообразны, – в таблице приведены основные типы моторов. Китов здесь тоже море, причём подчас можно не покупать специализированные наборы, а просто подобрать стоковые детали от движка большей кубатуры. Простейший кит, предназначенный для «полтинников», – с ЦПГ 47 мм, он увеличивает объём до 72 см³. Набор, помимо поршня и чугунного цилиндра, включает головку цилиндров с увеличенным диаметром клапанов и всевозможные прокладки и стоит 150 евро. Не увеличивая ход поршня, можно «дорасти» до 90 «кубов»; увеличить же диаметр цилиндра более 54 мм не дадут шпильки (диаметральный размер между их осями составляет 72 мм). Цилиндры такого диаметра производят нескольких видов, в том числе из алюминия со стальными гильзами или даже с «керамикой».Следующий шаг – для тех, кто готов на замену коленвала с большим ходом шатуна (49,5 мм). В комбинации с цилиндром экстремального диаметра (52,4 мм) получится кубатура 110 см3. Естественно, потребуется замена головки цилиндра, цепи ГРМ, впускного патрубка и установка карбюратора с большим диффузором. Такой набор, который можно дополнить распредвалом с расширенными фазами, двойными пружинами клапанов и клапанами большего диаметра, стÓит около 500 евро. В ряде случаев удаётся установить коленвал с ещё большим ходом (54 или 55,5 мм), и тогда кубатура вырастет до четверти литра. Тут уже потребуется масляный радиатор. Подоб­ ный мотор от китайской компании FYM одно время продавался и у нас (и его который год успешно использует автор этих строк). Если говорить о возможностях тюнинга штатных «кабовских» движков, считается, что отправной точкой служит оригинальный моторHonda Cub 90 (понятно, что «китайцы» здесь не «катят»). После его «апгрейда» до 110 «кубов» снимают 8 л.с., а со 125 – до 16 л.с.! Прорыв в доводке «кабовских» моторов, но в несколько ином направлении, совершила китайская компания Lifan (один из признанных неяпонских производителей таких двигателей), получившая европейский сертификат на линейку моторов 100/110/125 см3 с жидкостным охлаждением. Эта «водянка» с ручным сцеплением и электро/кикстартером оборудована помпой (справа под генератором), термостатом и радиатором. К последнему можно добавить электровентилятор. Конечно, такие силовые агрегаты смотрятся понтовитее «воздушников», но возможности их тюнинга практически нулевые, а стоковая мощность не будоражит воображение: соответственно 6,8, 7,5 или 8,2 л.с. при 7500 об/мин (степень сжатия 9,3). Скорее всего, они приживутся на квадрах, где вопрос охлаждения стоит наиболее остро.Бюджетный вариант тюнинга включает коленвал увеличенного до 49,5 мм хода, чугунный цилиндр диаметром 47 мм; кубатура составляет 86 см³.На Sachs MadAss125 применён самый большой мотор, какой можно получить на базе обычных «кабовских» моторов – 120 «кубов».№ 01 20105312/4/09 11:14 AM052-055_Tun_Super_Cub.indd 53 ТЕХНИКАНавороченность мотора поддерживается и такими деталями, как масляный радиатор, шланги, фитинги.Вдобавок к мотору эта «Обезьянка» получила перевёрнутую вилку, усиленные тормоза и даже два внушительных глушителя.Ну, а «воздушникам» со штатным картером дальше 125 «кубов» хода нет, а то потребуется картер, изначально рассчитанный под большие ходы и диаметры цилиндра. Понятно, что это не всё: требуется увеличение производительности системы смазки и усиление сцепления, которое часто устанавливают «по-нормальному», то есть на первичном валу КП. Основные параметры таких моторов приведены в таблице. Неудивительно, что тюнинг пышнее всего расцвёл на родине «кабовских» движков – в самой Японии. Крупнейшие компании Takegawa, Kitaco, Daytona разместили производство в Новой Японии (так подчас называют остров Тайвань), но про дешёвые пряники придётся забыть. Зато какое качество! Takegawa прославилась «суперголовками» – они либо с двумя гигантскими клапанами (иногда – из титана), либо четырёхклапанные. Компания даже разработала достойную Книги рекордов Гиннесса десмодромную четырёхклапанную DOHC-головку а-ля Ducati для«Хонды» Monkey, которую японцы «засветили» на осакском мотошоу в 2003 году. Однако из-за высокой цены в продажу она не пошла. Для питбайка Honda XR50R выпускается 125-кубовый мотор с Superhead+R – головкой о двух свечах и четырёх клапанах, с коромыслами на «роликовом ходу». Ещё из достопримечательностей движка – сухое сцепление с гидроприводом и пятиступенчатая (!) сближенная КП. Цена – не падайте! – около $5000. Другая японская компания, Daytona Corporation, имеет немалый (с 1972 года) опыт постройки тюнинговых моторов для аппаратов типа Monkey и питбайков. «Игрушки» от «Дайтоны» в виде готовых моторов от 125 «кубов» недёшевы – за них владельцы манкибайков выкладывают до 3000 фунтов. Последний «писк» – мотор о 150 «кубах», который в стоковом исполнении выдает 18 л.с. (при 10 000 об/мин), причём на колесе; гоночная версия – аж 23 л.с. И это не предел – ожидается тюнинг под 26 сил! Впервые применена четырёхклапанная DOHC головка цилиндра(диаметры клапанов 21/18 мм), степень сжатия 12,5. Картину дополняет усиленное пятидисковое «ручное» сцепление на валу КП; запуск мотора – только кикстартером. Для систем зажигания дайтоновских моторов компания выпускает гоночный кит с цифровым CDI блоком, имеющим два или четыре режима настройки. Ещё одна известная японская тюнинговая компания – Yuminashi. В её арсенале один из самых «крутых» движков для манки-байков – HK180R-SPL, 181,67 см³. Поражает не только объём «горшка» (диаметром 64 мм), но и букет других наворотов: четырёхклапанная «голова», никасилевый цилиндр, шестидисковое сцепление, карбюратор Keihin с диффузором Ø26 мм... Европейцы если и отстают, то только по числу вовлечённых в бизнес компаний. Наиболее выдающаяся (и, кстати, доступная в России) – баварская MSR. Она родила миру три модификации Monster Engine. Первый мотор – рабочим объёмом 138 см³ – выдаёт чуть более 10 л.с., стоит это удовольствие в Германии 549 евро. Он появился в продаже в конце 2006 годаHonda Monkey более привычного вида с тюнингом от Takegawa.Двигатель Takegawa имеет хорошо вентилируемое 5-дисковое сухое сцепление и масляный насос увеличенной производительности.54№ 01 2010052-055_Tun_Super_Cub.indd 5412/4/09 4:12 PM РАБОЧИЙ ОБЪЁМ И РАЗМЕРНОСТЬ «КАБОВСКИХ» МОТОРОВ КИТАЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВАКласс 50 70 85 85 85 90 100 100 110 110 120 125 Фактическая кубатура, см3 49,6 71,9 81,5 85,7 84,8 88,1 97,2 101,8 109 106,7 119,7 123,6 Диаметр цилиндра, мм 39 47 50 47 51 52 50 49 50 52,4 52,4 54 Ход поршня, мм 41,5 41,5 41,5 49,5 41,5 41,5 49,5 54 55,5 49,5 55,5 54РАБОЧИЙ ОБЪЁМ И РАЗМЕРНОСТЬ «БОЛЬШИХ» «КАБОВСКИХ» МОТОРОВКласс 125 140 140 140 150 150 150 150 180 200 200 220 Фактическая Диаметр кубатура, цилиндра, см3 мм 124,8 54 136,7 56 140,1 55 140,1 56 147,4 56,4 147,9 56,5 149,7 57 149,8 60 181,7 64 186,9 67 195,6 67 220,6 66 Ход поршня, мм 54,5 55,5 59 57 59 59 57,8 53 56,5 53 55,5 64,5 Производитель Daytona MSR MSR Zongshen Lifan MSR Daitona MSR Yuminashi MSR Zongshen MSRТакой глушитель-«прямоток» обеспечивает аудио поддержку чудо-аппарату.и стал трамплином для дальнейшего «наращивания мускулов». У более экстремального Monster Engine-III (141 см³, 15 л.с.) предусмотрены выходы на масляный радиатор, для него выпускают регулируемое зажигание Daytona. К этому мотору есть набор (стоимостью в Европе 399 евро) для увеличения рабочего объема до 162 см³. Более продвинутый – с диаметром цилиндра 67 мм, гоночным распредвалом, керамическим цилиндром и поршнем сниженной высоты, облегчает кошельки баварских рэйсеров на 999 евро. Предлагается ещё кит с увеличенным диаметром ЦПГ до 59 мм и коленвалом с ходом 64 мм для достижения кубатуры «175». Последний, «злобный» монстр от MSR – Monster Engine +R, народившийся в начале 2008 года. Его объём впечатляет – 187 см³ (размерность 67 x 53 мм). Степень сжатия 12 и применение клапанов увеличенного диаметра (30 мм впускной и 24,5 выпускной) позволяют в штатной комплектации снимать более 20 л.с. при 10 000 об/мин. Цена тоже впечатляет: на родине монстра – 1899 ев-ро. А в перспективе совсем фантастический «кабовский» (если его ещё так можно называть) движок от MSR – кубатуры 220 см³. Опытный образчик построил немец Арно Швенднер, взявший за основу 150-кубовый «монстр» MSR. Но опустимся на землю, к уже «своим» китайским производителям. В Поднебесной тоже не дремлют: Lifan и Zongshen словно по команде начали производить моторы большой кубатуры. У 150-кубового «Зоншеня» клапаны диаметром 23 и 28 мм, появился выносной реечный натяжитель цепи ГРМ мотоциклетного типа (у всех «кабов» оригинальный гидронатяжитель и направляющий ролик). Сцепление оставлено на коленвале, оно с ручным выжимом. У головки цилиндра лючок для регулировки клапанов больше (он овальной формы и крепится двумя болтами взамен обычной резьбовой пробки). Масло к головке подводится не по каналу в теле цилиндра и головки, а по вынесенной наружу трубке – так надежнее и нет проблем с уплотнением каналов. Естественно, предусмо-трены выводы для подключения масляного радиатора. Есть в закромах и рекордной кубатуры 195,6 см³ «водянка», но она только для ATV. А «Лифан» предложил 150-кубовую версию, которая выдает в стоке 16 л.с. (при 7500 об/мин). В ней применены головка с двумя клапанами (27/23 мм) и алюминиевый цилиндр с керамическим покрытием. Ещё отметим пятидисковое «ручное» сцепление на валу КП, картриджный масляный фильтр и цифровое CDI зажигание. Цена – 400 евро. Главное достоинство «китайцев» – бюджетность – уже оценили во всём мире. Зачем тратить несколько тысяч «зеленых» на тюнинг малокубатурного мотора, когда можно купить заводской агрегат, имеющий изначально большую кубатуру и мощность. Ведь главная фишка в том, что абсолютно все «кабовские» моторы, в том числе и «монстры» – с одинаковыми установочными размерами и прекрасно встают даже в самые старые «манки» и питбайки, а также скутеретты. Так что у них большое будущее, в том числе и в России.Серийный 100-кубовый двигатель Lifan с 3-клапанной головкой (два из них – впускные).Базовый двигатель Takegawa не столь велик кубатурой (125 см³), сколько возможностью применить фирменный тюнинг.№ 01 20105512/4/09 11:14 AM052-055_Tun_Super_Cub.indd 55